Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления Как построить урок литературы, чтобы задеть за живое каждого и вызвать желание высказаться, чтобы любой ученик чувствовал свою сопричастность тому, о чём так заинтересованно говорят на уроке? Жалко тех учеников, которым нечего сказать о произведении, потому что оно не прочитано, не пережито, не понято. Но, даже прочитав, ученик не может до конца познать все секреты обаяния произведения, все тайны текста (в единстве формы и содержания). Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть построена на основе радости того, что учитель незаметно дает возможность ученикам самим быть первооткрывателями загадок, которые таит произведение, а ученик чувствует себя личностью, духовно равной учителю.
Иконка файла материала Деятельность учащихся на уроке литературы.doc
Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления Как построить урок литературы, чтобы задеть за живое каждого и вызвать желание высказаться, чтобы любой  ученик чувствовал свою сопричастность тому, о чём так заинтересованно говорят на уроке? Жалко тех учеников, которым нечего сказать о произведении, потому что оно не прочитано, не пережито, не понято. Но, даже  прочитав, ученик не может до конца познать все секреты обаяния произведения, все тайны текста (в единстве  формы и содержания). Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть построена на основе радости того, что  учитель незаметно дает возможность ученикам самим быть первооткрывателями загадок, которые таит  произведение, а ученик чувствует себя личностью, духовно равной учителю. Современная технология развития критического мышления через чтение и письмо активизирует всех учеников,  вызывает интерес к произведению и инициирует чтение, что исходит от самого ученика. Учитель же создает  условия: ученик не просто получает готовую информацию, а открывает ее в деятельности. Работа с текстом по  этой технологии происходит в три этапа: вызов – осмысление – рефлексия.  Вызов – на этом этапе ученики знакомятся с названием произведения (обычно это небольшой рассказ), с  ключевыми словами, по которым они предполагают возможный сюжет произведения.  Осмысление – на этом этапе читается произведение, ученики составляют вопросы к автору или учителю.   Возможно обсуждение по готовым вопросам. Рефлексия – на этом этапе формулируются выводы о проблеме, поднятой в тексте, пишется синквейн, а  в тетрадях “по кругу” пишут свои мысли, ассоциации – так происходит личностное присвоение текста. Урок “Исповедальное слово В.П. Астафьева” (по рассказу “Записка” из сборника “Затеси”). Оформление доски: 1. фотография писателя на берегу Енисея 2. слова “исповедь” и “затесь”   исповедь (по Ожегову) ­ откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях; затесь (в предисловии к сборнику “Затеси”) ­ стёс, сделанный на дереве топором или другим острым  предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь ­ отметина, зарубка в сердце  писателя, сделанная самой жизнью. Работа ведётся в 3­х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст рассказа В.Астафьева  “Записка”. I. Слово учителя. Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило  воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью. Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный наш век люди  читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов­миниатюр, например, ”Мгновения”  Ю.Бондарева, “Зёрна” В.Крупина, “Камешки на ладони” В.Солоухина, “Крохотки” А.Солженицына. “Таким  образом скорее можно “настичь” бегущего, вечно занятого работой, “затурканного” бытом современного  читателя”, ­ пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику “Затеси”. Писатель хочет донести до нас  сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на  них. II. Работа в группах начинается с вызова ­ осмысления названия рассказа. Вопросы для размышления:   что обычно пишут в записке, кому и когда пишут записку? о чём может быть рассказ с таким названием? Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям,  родным. Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные  события. Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Каждая группа,  посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому. Возможные ответы:    уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели; судя по записке, речь идёт о существе женского рода; слово “прокорм” обычно относится к животному ­ это значит нужно иметь много еды. После этого читаем весь текст рассказа “Записка”. “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова­Щедрина, и  не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в  город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной  плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в  няньки, сторожихи, домработницы.  Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и  порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно. Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого. Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В  своих выступлениях представители групп говорят об этом. Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает  растерянность ­ так нельзя обращаться с матерью! Какое­то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое,  бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает! Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:   оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его  оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать; сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые  сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни  матери? Звучат разные версии­объяснения. Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее?  Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать? Следующий этап работы ­ в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери, что ­ о  сыне? Мать     неграмотная изношенная в работе выходная плюшевая жакетка из старой русской деревни     Родной сынок привёз в город вложил записку “забыл” на вокзале  рекомендательное   письмо Выступления групп ­ делается вывод по этим словам. “Изношенная” ­ так обычно говорят об одежде, а здесь ­ о  матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, ­ всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в  деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании  матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но неупотребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола  ”износить” выражает суть её деревенской жизни. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы ­ они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В  записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом,  отчуждением! III. Рефлексия. На этом этапе ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об авторской позиции. Группы анализируют  проблемную ситуацию: сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? То, что предлагает  писатель – “пороть”, ­ это от безысходности. Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же  делать? Завершая работу, ученики пишут в тетрадях своё мнение (пишут в тетрадях товарищей по группе – “по  кругу”). Эти записи подводят итог обсуждения, затем будут оценены учителем. Рефлексия заканчивается выступлением групп: 1. Первая группа выполняет задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной  статьи фразеологизмы и объяснить их. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых  заглохло чувство милосердия. Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об  отношении детей к родителям. Фразеологизмы:    сыновний долг быть в неоплатном долгу перед матерью отдать последний долг В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей  перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли  время, когда он осознает это? 2. Вторая группа отвечает на вопрос: что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая ­ стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется  верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню. 3. Третья группа отвечает на вопрос: какую зарубку в сердце оставил рассказ? В.П.Астафьев напомнил,  что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие  оправдания! Вернёмся к теме урока. О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в рассказе­миниатюре и не  оставил читателя равнодушным. На заключительном этапе пишется синквейн (состоит из 5 строк: 1­ключевое слово, определяет  содержание синквейна; 2­два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3­три глагола, показывают  действие предмета; 4­короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5­обычно одно  существительное, выражающее чувство.) Синквейн 1­й группы: Человечность.   Суетный, отвлечённый.    Родился, вырос, ”забыл”. Вложил… Занятость! Синквейн 2­й группы:  Сынок.    Родной, действующий. Вырос, привёз, ”забыл”. Записка­рекомендация. Ужас… Синквейн 3­й группы:  Мать.  Старая, брошенная.  Ждёт, оглядывается, плачет.  Сердце ноет от жалости.  Горе. В конце урока ученица исполнила на скрипке “Мелодию” композитора Дворжака, которая прозвучала как  выражение общего настроения: задумаемся, что происходит порой в жизни… Нравственный урок извлёк каждый, не было ни одного ученика, который не принял бы участие в обсуждении в  своей группе, не участвовал бы в сочинении синквейна. Самые логичные синквейны сочинили мальчики. После  урока ребята подошли к выставке книг В.П.Астафьева, а учителю было радостно рекомендовать его  произведения. “Царь­рыба”, “Печальный детектив”, “Последний поклон”, “Прокляты и убиты”, “ Последняя  пастораль”. Напечатаны они в разные годы в “Роман ­ газете”, в журналах “Новый мир”, “Юность”, в современном журнале для школьников “Путеводная звезда” (прекрасный повод показать ученикам эти издания!) Несмотря на  грустную тему урока, было понятно, что цель достигнута: равнодушных не было!