Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления
Как построить урок литературы, чтобы задеть за живое каждого и вызвать желание высказаться, чтобы любой ученик чувствовал свою сопричастность тому, о чём так заинтересованно говорят на уроке? Жалко тех учеников, которым нечего сказать о произведении, потому что оно не прочитано, не пережито, не понято. Но, даже прочитав, ученик не может до конца познать все секреты обаяния произведения, все тайны текста (в единстве формы и содержания).
Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть построена на основе радости того, что учитель незаметно дает возможность ученикам самим быть первооткрывателями загадок, которые таит произведение, а ученик чувствует себя личностью, духовно равной учителю.
Деятельность учащихся на уроке литературы по
технологии развития критического мышления
Как построить урок литературы, чтобы задеть за живое каждого и вызвать желание высказаться, чтобы любой
ученик чувствовал свою сопричастность тому, о чём так заинтересованно говорят на уроке? Жалко тех учеников,
которым нечего сказать о произведении, потому что оно не прочитано, не пережито, не понято. Но, даже
прочитав, ученик не может до конца познать все секреты обаяния произведения, все тайны текста (в единстве
формы и содержания).
Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть построена на основе радости того, что
учитель незаметно дает возможность ученикам самим быть первооткрывателями загадок, которые таит
произведение, а ученик чувствует себя личностью, духовно равной учителю.
Современная технология развития критического мышления через чтение и письмо активизирует всех учеников,
вызывает интерес к произведению и инициирует чтение, что исходит от самого ученика. Учитель же создает
условия: ученик не просто получает готовую информацию, а открывает ее в деятельности. Работа с текстом по
этой технологии происходит в три этапа: вызов – осмысление – рефлексия.
Вызов – на этом этапе ученики знакомятся с названием произведения (обычно это небольшой рассказ), с
ключевыми словами, по которым они предполагают возможный сюжет произведения.
Осмысление – на этом этапе читается произведение, ученики составляют вопросы к автору или учителю.
Возможно обсуждение по готовым вопросам.
Рефлексия – на этом этапе формулируются выводы о проблеме, поднятой в тексте, пишется синквейн, а
в тетрадях “по кругу” пишут свои мысли, ассоциации – так происходит личностное присвоение текста.
Урок “Исповедальное слово В.П. Астафьева” (по рассказу “Записка” из сборника “Затеси”).
Оформление доски:
1. фотография писателя на берегу Енисея
2. слова “исповедь” и “затесь”
исповедь (по Ожегову) откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях;
затесь (в предисловии к сборнику “Затеси”) стёс, сделанный на дереве топором или другим острым
предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь отметина, зарубка в сердце
писателя, сделанная самой жизнью.
Работа ведётся в 3х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст рассказа В.Астафьева
“Записка”.
I.
Слово учителя.
Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило
воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью.
Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный наш век люди
читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказовминиатюр, например, ”Мгновения”
Ю.Бондарева, “Зёрна” В.Крупина, “Камешки на ладони” В.Солоухина, “Крохотки” А.Солженицына. “Таким
образом скорее можно “настичь” бегущего, вечно занятого работой, “затурканного” бытом современного
читателя”, пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику “Затеси”. Писатель хочет донести до нас
сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на
них.
II.
Работа в группах начинается с вызова осмысления названия рассказа.
Вопросы для размышления:
что обычно пишут в записке,
кому и когда пишут записку?
о чём может быть рассказ с таким названием?
Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям,
родным. Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные
события.
Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Каждая группа,
посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому.
Возможные ответы:
уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;
судя по записке, речь идёт о существе женского рода;
слово “прокорм” обычно относится к животному это значит нужно иметь много еды.
После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из СалтыковаЩедрина, и
не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в
город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной
плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в
няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и
порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого. Сразу после прочтения у
учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В
своих выступлениях представители групп говорят об этом.
Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает
растерянность так нельзя обращаться с матерью! Какоето небрежное, нечеловеческое отношение, подлое,
бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!
Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:
оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его
оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;
сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые
сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни
матери?
Звучат разные версииобъяснения. Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее?
Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?
Следующий этап работы в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери, что о
сыне?
Мать
неграмотная
изношенная в работе
выходная плюшевая жакетка
из старой русской деревни
Родной сынок
привёз в город
вложил записку
“забыл” на вокзале
рекомендательное письмо
Выступления групп делается вывод по этим словам. “Изношенная” так обычно говорят об одежде, а здесь о
матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в
деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании
матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но неупотребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола
”износить” выражает суть её деревенской жизни.
Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой,
расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В
записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом,
отчуждением!
III.
Рефлексия.
На этом этапе ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об авторской позиции. Группы анализируют
проблемную ситуацию: сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? То, что предлагает
писатель – “пороть”, это от безысходности. Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же
делать? Завершая работу, ученики пишут в тетрадях своё мнение (пишут в тетрадях товарищей по группе – “по
кругу”). Эти записи подводят итог обсуждения, затем будут оценены учителем.
Рефлексия заканчивается выступлением групп:
1. Первая группа выполняет задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной
статьи фразеологизмы и объяснить их. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых
заглохло чувство милосердия. Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об
отношении детей к родителям.
Фразеологизмы:
сыновний долг
быть в неоплатном долгу перед матерью
отдать последний долг
В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей
перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли
время, когда он осознает это?
2. Вторая группа отвечает на вопрос: что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая,
неуклюжая стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется
верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в
деревню.
3. Третья группа отвечает на вопрос: какую зарубку в сердце оставил рассказ? В.П.Астафьев напомнил,
что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие
оправдания!
Вернёмся к теме урока. О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в рассказеминиатюре и не
оставил читателя равнодушным.
На заключительном этапе пишется синквейн (состоит из 5 строк: 1ключевое слово, определяет
содержание синквейна; 2два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3три глагола, показывают
действие предмета; 4короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5обычно одно
существительное, выражающее чувство.)
Синквейн 1й группы:
Человечность.
Суетный, отвлечённый.
Родился, вырос, ”забыл”.
Вложил…
Занятость!
Синквейн 2й группы:
Сынок.
Родной, действующий.
Вырос, привёз, ”забыл”.
Запискарекомендация.
Ужас…
Синквейн 3й группы:
Мать.
Старая, брошенная.
Ждёт, оглядывается, плачет.
Сердце ноет от жалости.
Горе.
В конце урока ученица исполнила на скрипке “Мелодию” композитора Дворжака, которая прозвучала как
выражение общего настроения: задумаемся, что происходит порой в жизни…
Нравственный урок извлёк каждый, не было ни одного ученика, который не принял бы участие в обсуждении в
своей группе, не участвовал бы в сочинении синквейна. Самые логичные синквейны сочинили мальчики. После
урока ребята подошли к выставке книг В.П.Астафьева, а учителю было радостно рекомендовать его
произведения. “Царьрыба”, “Печальный детектив”, “Последний поклон”, “Прокляты и убиты”, “ Последняя
пастораль”. Напечатаны они в разные годы в “Роман газете”, в журналах “Новый мир”, “Юность”, в современном
журнале для школьников “Путеводная звезда” (прекрасный повод показать ученикам эти издания!) Несмотря на
грустную тему урока, было понятно, что цель достигнута: равнодушных не было!