Диагностическая карта инновационного опыта

  • doc
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диагностическая карта инновационного опыта.doc

«Диагностическая карта инновационного опыта»

учителя столярного дела ОГКОУ

«Ивановская коррекционная школа №1»

Салова Александра Владимировича

инновационный проект –

Программа формирования профессиональных интересов учащихся 7-8 классов с интеллектуальными нарушениями «Мой путь»

 

1.     Ключевая проблема, вызвавшая инновационную деятельность.

Необходимость инновационной деятельности обусловлена проблемой низкого уровня готовности выпускников коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями к профессиональному самоопределению, что влечет за собой нарушения их социальной и трудовой адаптации. Одним из факторов повышения качества выбора трудового пути является своевременное формирование профессиональных интересов у подростков с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.

 

2. Авторское понимание цели инновационной деятельности.

Современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе доступных профессий, но и помощь в самоактуализации и самопознании собственных возможностей и их применении в условиях определенной профессиональной деятельности, а также развитие навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Для совершенствование системы профориентационной работы в коррекционной школе необходим специально разработанный комплекс мероприятий – программа формирования профессиональных интересов (ПФПИ), реализуемый в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей с легкой умственной отсталостью (согласно ФГОС).

Мероприятия ПФПИ должны затрагивать как урочную деятельность в рамках программы профильного труда (столярное и швейное дело) у учащихся 7-8 классов, так и внеурочную деятельность в рамках программы коррекционной работы и духовно-нравственного развития. Это позволит своевременно сформировать профессиональные интересы у подростков с интеллектуальными нарушениями для осознанного выбора трудового пути к моменту поступления в 9 класс (для многих он является завершающим этапом школьного обучения). Сформированный профессиональный интерес поможет выпускнику своевременно (планово) подготовиться к выбору дальнейшего образовательного маршрута или места трудоустройства.

 

3.     Содержание (основные направления) инновационной деятельности.

Основными направлениями инновационной деятельности являются:

1)    разработка ПФПИ «Мой путь», предполагающей внесение дополнений в содержание АООП для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – изменение учебной деятельности учащихся;

2)    методическая разработка тренинговых занятий (приложение к программе «Мой путь») для учащихся 7-8 классов для содействия процессу личностного развития ребенка, оказания помощи в самоисследовании для достижения высокого уровня самосознания в вопросах социального и трудового определения;

3)    методическая разработка родительского собрания для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах профессионального самоопределения детей с учетом их личностных особенностей – типа темперамента (приложение к программе «Мой путь»).

 

4.     Формы организации инновационной деятельности.

1)    урочная деятельность в рамках реализации программы профильного труда для детей с легкой умственной отсталостью, заключающихся в расширении информационного и практического ознакомления с массовыми рабочими профессиями региона проживания;

2)    внеурочная деятельность:

·        организация трудовой недели для самостоятельной работы учащихся по изготовлению изделия в рамках определенного профиля трудового обучения;

·        проведение коррекционно-развивающих занятий согласно программе коррекционной работы для формирования и развития навыков социально и профессионально необходимого поведения;

·        проведение тренинговых занятий (из приложения к программе «Мой путь») с учащимися 7-8 классов;

·        проведение тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, направленных на повышения престижности рабочих профессий, востребованных в нашем регионе;

3) оказание консультативной помощи родителям подростков для повышения их педагогической компетентности в вопросах профессионального самоопределения детей.

 

5.     Ресурсная база инновационной деятельности (материальные, кадровые, информационно-методические ресурсы).

Материальными ресурсами инновационной деятельности являются столярные и швейные мастерские, кабинет психологической разгрузки (для проведения тренинговых занятий), класс для проведения родительских собраний.

         В инновационную команду может входить педагог-инноватор (автор разработанной ПФПИ «Мой путь»), учителя профильного трудового обучения, психолог, социальный педагог (уполномоченный по правам ребенка), заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Информационно-методические ресурсы представлены разработанной ПФПИ «Мой путь» с приложениями разработанных тренинговых занятий и родительского собрания.

 

6.     Средства и методы диагностики качества/успешности инновационной деятельности.

Основным показателем эффективности использования инновационной ПФПИ «Мой путь» является повышение социальной успешности учащихся в вопросах профессионального выбора, их осознанное самоопределение трудового пути.

Средствами диагностики результативности являются:

1. Полезность инновационной программы, которая может быть оценена с помощью ближайших и отдаленных критериев:

Ближайшие критерии оцениваются в течение одного учебного года, они включают в себя:

1)     Положительная динамика успеваемости по предмету «Профильный труд»;

2)     уменьшение дней пропусков без уважительной причины уроков трудового обучения;

3)    улучшение эмоционального состояния после проведения тренинговых занятий ПФПИ «Мой путь»;

4)    положительные отзывы подростков о тренинговых занятиях ПФПИ «Мой путь»;

5)    планирование учащимися поступления в учреждения начального профессионального образования после окончания школы.

Отдаленные критерии могут оцениваться по завершении обучения в школе и включать в себя:

1)    количество выпускников, поступивших в учреждения начального профессионального образования с учетом сформированного профессионального интереса;

2)    количество выпускников, успешно трудоустроившихся по выбранной профессии;

3)    количество выпускников, трудоустроенных, но желающих поменять выбранную ранее профессию.

2. Отсутствие побочных отрицательных эффектов при внедрении ПФПИ «Мой путь» в образовательную деятельность учреждения.

3. Воспроизводимость инновационного продукта.

4. Ресурсоемкость внедрения ПФПИ «Мой путь».

5. Уровень популяризации (опубликованности) результата инновационной деятельности.

     Методами диагностики качества инновационной деятельности являются:

1)    выкипировка данных об успеваемости учащихся, посещаемости уроков профильного труда из классных журналов с их последующим статистическим анализом;

2)    оценка эмоционального состояния учащихся при проведении тренинговых занятий с помощью методики эмоционально-цветовой аналогии;

3)    анкетирование и опрос учащихся – участников реализации ПФПИ «Мой путь»;

4)    сбор сведений о трудовой деятельности выпускников, обучавшихся при использовании в образовательном процессе ПФПИ «Мой путь»;

5)     анкетирование и опрос педагогов, реализующих мероприятия ПФПИ «Мой путь», с целью выяснения их мнения об инновационном продукте (возможность использования в массовом опыте, доступность, затратность);

6)    количество публикаций, рационализаторских предложений, патентов, оформленных по результатам инновационной деятельности.

 

    7. Конкретные результаты (достижения) инновационной деятельности.

     Внедрение в практическую деятельность ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1» ПФПИ «Мой путь» в течение 2016-2017 учебного года позволило (на 17.06.2017 г., не закончен набор в учреждения начального профессионального образования):

1)    повысить успеваемость по профильному труду на 18 % (сравнение итоговых оценок за 1 и 4 четверти);

2)    уменьшить пропуски уроков профильного труда на 12% (сравнение числа пропусков без уважительной причины в 1 и 4 четвертях);

3)    улучшить эмоциональное состояние учащихся при проведении тренинговых занятий: сокращение в 2,5 раза числа выборов цветов «грустного спектра» и повышение в 2,7 раза числа выборов цветов «радостного спектра»;

4)    получение положительных отзывов от учащихся – участников тренинговых занятий в 100% случаев;

5)    планирование поступления в учреждения начального профессионального образования 90% учащихся (на момент завершения 8 класса);

6)    положительные отзывы педагогов – участников реализации ПФПИ «Мой путь» в 100 % случаев, причем подчеркивается новизна инновационного продукта, его низкая ресурсоемкость, простота использования;

7)    отсутствие отрицательных эффектов при внедрении ПФПИ «Мой путь» в учебный процесс;

8)    по материалам инновационной деятельности имеется 10 публикаций.

 

8.     Свидетельства распространения опыта инновационной деятельности.

№ п/п

Наименование работы, ее вид

Форма

работы

Выходные

данные

Объем

(стр.)

Соавторы

работ

1

Метод в профориентационной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (статья)

Печат.

Справочник педагога-психолога. – 2017. - № 4. – С. 40-51.

12

Салова М.Н.

Лайкова Т.Л.

Прияткина Н.Ю.

2

Особенности состояния здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы X юбилейной научно-практической конференции «Воронцовские чтения. Санкт-Петербург – 2017»

1–2 марта 2017 г. – СПб., 2017. – С. 116-117.

2

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

3

Состояние здоровья ребенка – основа профориентационной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека». – Иваново, 2017. – С. 220-221.

 

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

Прияткина Н.Ю.

4

Обоснование комплексного медико-социального подхода к сопровождению учащихся с интеллектуальной недостаточностью

(материалы форума)

Печат.

Материалы ХI Российского форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний. Санкт-Петербург – 2017». – СПб., 2017. – С. 67-68.

2

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

Прияткина Н.Ю.

5

Обоснование программы формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы XIII Всероссийской школы молодых психиатров. – Суздаль, 2017. – С. 294-296.

3

Салова М.Н.

6

Состояние здоровья учащихся коррекционной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы XIII Всероссийской школы молодых психиатров. – Суздаль, 2017. – С. 297-299.

3

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

 

7

Особенности психологического статуса и профессиональные интересы детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Актуальные вопросы медицинской науки: Сборник тезисов научных работ студентов и молодых ученых 71-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной юбилею президента университета, профессора, академика РАН Ю.В. Новикова ─ Ярославль, издательство «Аверс ПЛЮС», 2017, ─ С. 187-188.

2

Салова М.Н.

Прияткина Н.Ю.

8

Эффективные приемы воспитания самостоятельности на уроках столярного дела у детей с интеллектуальными нарушениями (статья)

Электр.

Педагогический опыт (Всероссийский журнал). – 2017.  //

http://www.pedopyt.ru/categories/10

4

 

9

Личностно-ориентированный подход к формированию профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Электр.

Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссий­ской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно- исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехте­рева. – [Электронное издание]. – СПб.: Альта Астра, 2017. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-905498-68-8. – С. 211-213.

3

Салова М.Н.

Прияткина Н.Ю.

10

Индивидуализированные подходы к психолого-педагогическому сопровождению и профориентированию детей с интеллектуальными нарушениями (статья)

 

Электр.

Педагогический опыт (Всероссийский журнал). – 2017.  //

http://www.pedopyt.ru/categories/10

5

Прияткина Н.Ю.

Салова М.Н.

Лайкова Т.Л.

 

9. Перспектива продолжения/развития инновационной деятельности.

Перспективными направлениями развития инновационной деятельности по совершенствованию профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является разработка программы взаимодействия школы и учреждений начального профессионального образования, предприятий региона с целью улучшения практической подготовленности учащихся к профессиональному самоопределению.

 

10. Общая оценка эффективности инновационного процесса.

Эффективность предложенного инновационного процесса можно считать высокой, поскольку он:

·        содержит в себе методологическую и практическую новизну;

·        апробирован;

·        имеет высокие показатели результативности, заключающиеся в повышение у учащихся с интеллектуальными нарушениями интереса к урокам профильного труда, повышении компетентности учащихся в осознанном выборе будущей профессии с учетом собственных возможностей, сформированности у них мотивации на выбор профессионального пути;

·        не имеет отрицательных эффектов;

·        доступен в использовании, воспроизводим;

·        материально не затратен;

·        достаточно представлен в печати.


·        Скачано с www.znanio.ru