«Диагностическая карта инновационного опыта»
учителя столярного дела ОГКОУ
«Ивановская коррекционная школа №1»
Салова Александра Владимировича
инновационный проект –
Программа формирования профессиональных интересов учащихся 7-8 классов с интеллектуальными нарушениями «Мой путь»
1. Ключевая проблема, вызвавшая инновационную деятельность.
Необходимость инновационной деятельности обусловлена проблемой низкого уровня готовности выпускников коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями к профессиональному самоопределению, что влечет за собой нарушения их социальной и трудовой адаптации. Одним из факторов повышения качества выбора трудового пути является своевременное формирование профессиональных интересов у подростков с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.
2. Авторское понимание цели инновационной деятельности.
Современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе доступных профессий, но и помощь в самоактуализации и самопознании собственных возможностей и их применении в условиях определенной профессиональной деятельности, а также развитие навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Для совершенствование системы профориентационной работы в коррекционной школе необходим специально разработанный комплекс мероприятий – программа формирования профессиональных интересов (ПФПИ), реализуемый в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей с легкой умственной отсталостью (согласно ФГОС).
Мероприятия ПФПИ должны затрагивать как урочную деятельность в рамках программы профильного труда (столярное и швейное дело) у учащихся 7-8 классов, так и внеурочную деятельность в рамках программы коррекционной работы и духовно-нравственного развития. Это позволит своевременно сформировать профессиональные интересы у подростков с интеллектуальными нарушениями для осознанного выбора трудового пути к моменту поступления в 9 класс (для многих он является завершающим этапом школьного обучения). Сформированный профессиональный интерес поможет выпускнику своевременно (планово) подготовиться к выбору дальнейшего образовательного маршрута или места трудоустройства.
3. Содержание (основные направления) инновационной деятельности.
Основными направлениями инновационной деятельности являются:
1) разработка ПФПИ «Мой путь», предполагающей внесение дополнений в содержание АООП для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – изменение учебной деятельности учащихся;
2) методическая разработка тренинговых занятий (приложение к программе «Мой путь») для учащихся 7-8 классов для содействия процессу личностного развития ребенка, оказания помощи в самоисследовании для достижения высокого уровня самосознания в вопросах социального и трудового определения;
3) методическая разработка родительского собрания для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах профессионального самоопределения детей с учетом их личностных особенностей – типа темперамента (приложение к программе «Мой путь»).
4. Формы организации инновационной деятельности.
1) урочная деятельность в рамках реализации программы профильного труда для детей с легкой умственной отсталостью, заключающихся в расширении информационного и практического ознакомления с массовыми рабочими профессиями региона проживания;
2) внеурочная деятельность:
· организация трудовой недели для самостоятельной работы учащихся по изготовлению изделия в рамках определенного профиля трудового обучения;
· проведение коррекционно-развивающих занятий согласно программе коррекционной работы для формирования и развития навыков социально и профессионально необходимого поведения;
· проведение тренинговых занятий (из приложения к программе «Мой путь») с учащимися 7-8 классов;
· проведение тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, направленных на повышения престижности рабочих профессий, востребованных в нашем регионе;
3) оказание консультативной помощи родителям подростков для повышения их педагогической компетентности в вопросах профессионального самоопределения детей.
5. Ресурсная база инновационной деятельности (материальные, кадровые, информационно-методические ресурсы).
Материальными ресурсами инновационной деятельности являются столярные и швейные мастерские, кабинет психологической разгрузки (для проведения тренинговых занятий), класс для проведения родительских собраний.
В инновационную команду может входить педагог-инноватор (автор разработанной ПФПИ «Мой путь»), учителя профильного трудового обучения, психолог, социальный педагог (уполномоченный по правам ребенка), заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Информационно-методические ресурсы представлены разработанной ПФПИ «Мой путь» с приложениями разработанных тренинговых занятий и родительского собрания.
6. Средства и методы диагностики качества/успешности инновационной деятельности.
Основным показателем эффективности использования инновационной ПФПИ «Мой путь» является повышение социальной успешности учащихся в вопросах профессионального выбора, их осознанное самоопределение трудового пути.
Средствами диагностики результативности являются:
1. Полезность инновационной программы, которая может быть оценена с помощью ближайших и отдаленных критериев:
Ближайшие критерии оцениваются в течение одного учебного года, они включают в себя:
1) Положительная динамика успеваемости по предмету «Профильный труд»;
2) уменьшение дней пропусков без уважительной причины уроков трудового обучения;
3) улучшение эмоционального состояния после проведения тренинговых занятий ПФПИ «Мой путь»;
4) положительные отзывы подростков о тренинговых занятиях ПФПИ «Мой путь»;
5) планирование учащимися поступления в учреждения начального профессионального образования после окончания школы.
Отдаленные критерии могут оцениваться по завершении обучения в школе и включать в себя:
1) количество выпускников, поступивших в учреждения начального профессионального образования с учетом сформированного профессионального интереса;
2) количество выпускников, успешно трудоустроившихся по выбранной профессии;
3) количество выпускников, трудоустроенных, но желающих поменять выбранную ранее профессию.
2. Отсутствие побочных отрицательных эффектов при внедрении ПФПИ «Мой путь» в образовательную деятельность учреждения.
3. Воспроизводимость инновационного продукта.
4. Ресурсоемкость внедрения ПФПИ «Мой путь».
5. Уровень популяризации (опубликованности) результата инновационной деятельности.
Методами диагностики качества инновационной деятельности являются:
1) выкипировка данных об успеваемости учащихся, посещаемости уроков профильного труда из классных журналов с их последующим статистическим анализом;
2) оценка эмоционального состояния учащихся при проведении тренинговых занятий с помощью методики эмоционально-цветовой аналогии;
3) анкетирование и опрос учащихся – участников реализации ПФПИ «Мой путь»;
4) сбор сведений о трудовой деятельности выпускников, обучавшихся при использовании в образовательном процессе ПФПИ «Мой путь»;
5) анкетирование и опрос педагогов, реализующих мероприятия ПФПИ «Мой путь», с целью выяснения их мнения об инновационном продукте (возможность использования в массовом опыте, доступность, затратность);
6) количество публикаций, рационализаторских предложений, патентов, оформленных по результатам инновационной деятельности.
7. Конкретные результаты (достижения) инновационной деятельности.
Внедрение в практическую деятельность ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1» ПФПИ «Мой путь» в течение 2016-2017 учебного года позволило (на 17.06.2017 г., не закончен набор в учреждения начального профессионального образования):
1) повысить успеваемость по профильному труду на 18 % (сравнение итоговых оценок за 1 и 4 четверти);
2) уменьшить пропуски уроков профильного труда на 12% (сравнение числа пропусков без уважительной причины в 1 и 4 четвертях);
3) улучшить эмоциональное состояние учащихся при проведении тренинговых занятий: сокращение в 2,5 раза числа выборов цветов «грустного спектра» и повышение в 2,7 раза числа выборов цветов «радостного спектра»;
4) получение положительных отзывов от учащихся – участников тренинговых занятий в 100% случаев;
5) планирование поступления в учреждения начального профессионального образования 90% учащихся (на момент завершения 8 класса);
6) положительные отзывы педагогов – участников реализации ПФПИ «Мой путь» в 100 % случаев, причем подчеркивается новизна инновационного продукта, его низкая ресурсоемкость, простота использования;
7) отсутствие отрицательных эффектов при внедрении ПФПИ «Мой путь» в учебный процесс;
8) по материалам инновационной деятельности имеется 10 публикаций.
8. Свидетельства распространения опыта инновационной деятельности.
№ п/п |
Наименование работы, ее вид |
Форма работы |
Выходные данные |
Объем (стр.) |
Соавторы работ |
1 |
Метод в профориентационной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (статья) |
Печат. |
Справочник педагога-психолога. – 2017. - № 4. – С. 40-51. |
12 |
Салова М.Н. Лайкова Т.Л. Прияткина Н.Ю. |
2 |
Особенности состояния здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции) |
Печат. |
Материалы X юбилейной научно-практической конференции «Воронцовские чтения. Санкт-Петербург – 2017» 1–2 марта 2017 г. – СПб., 2017. – С. 116-117. |
2 |
Салова М.Н. Жданова Л.А. |
3 |
Состояние здоровья ребенка – основа профориентационной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции) |
Печат. |
Материалы III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека». – Иваново, 2017. – С. 220-221. |
|
Салова М.Н. Жданова Л.А. Прияткина Н.Ю. |
4 |
Обоснование комплексного медико-социального подхода к сопровождению учащихся с интеллектуальной недостаточностью (материалы форума) |
Печат. |
Материалы ХI Российского форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний. Санкт-Петербург – 2017». – СПб., 2017. – С. 67-68. |
2 |
Салова М.Н. Жданова Л.А. Прияткина Н.Ю. |
5 |
Обоснование программы формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции) |
Печат. |
Материалы XIII Всероссийской школы молодых психиатров. – Суздаль, 2017. – С. 294-296. |
3 |
Салова М.Н. |
6 |
Состояние здоровья учащихся коррекционной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции) |
Печат. |
Материалы XIII Всероссийской школы молодых психиатров. – Суздаль, 2017. – С. 297-299. |
3 |
Салова М.Н. Жданова Л.А.
|
7 |
Особенности психологического статуса и профессиональные интересы детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции) |
Печат. |
Актуальные вопросы медицинской науки: Сборник тезисов научных работ студентов и молодых ученых 71-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной юбилею президента университета, профессора, академика РАН Ю.В. Новикова ─ Ярославль, издательство «Аверс ПЛЮС», 2017, ─ С. 187-188. |
2 |
Салова М.Н. Прияткина Н.Ю. |
8 |
Эффективные приемы воспитания самостоятельности на уроках столярного дела у детей с интеллектуальными нарушениями (статья) |
Электр. |
Педагогический опыт (Всероссийский журнал). – 2017. // http://www.pedopyt.ru/categories/10 |
4 |
|
9 |
Личностно-ориентированный подход к формированию профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции) |
Электр. |
Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно- исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. – [Электронное издание]. – СПб.: Альта Астра, 2017. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-905498-68-8. – С. 211-213. |
3 |
Салова М.Н. Прияткина Н.Ю. |
10 |
Индивидуализированные подходы к психолого-педагогическому сопровождению и профориентированию детей с интеллектуальными нарушениями (статья)
|
Электр. |
Педагогический опыт (Всероссийский журнал). – 2017. // http://www.pedopyt.ru/categories/10 |
5 |
Прияткина Н.Ю. Салова М.Н. Лайкова Т.Л. |
9. Перспектива продолжения/развития инновационной деятельности.
Перспективными направлениями развития инновационной деятельности по совершенствованию профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является разработка программы взаимодействия школы и учреждений начального профессионального образования, предприятий региона с целью улучшения практической подготовленности учащихся к профессиональному самоопределению.
10. Общая оценка эффективности инновационного процесса.
Эффективность предложенного инновационного процесса можно считать высокой, поскольку он:
· содержит в себе методологическую и практическую новизну;
· апробирован;
· имеет высокие показатели результативности, заключающиеся в повышение у учащихся с интеллектуальными нарушениями интереса к урокам профильного труда, повышении компетентности учащихся в осознанном выборе будущей профессии с учетом собственных возможностей, сформированности у них мотивации на выбор профессионального пути;
· не имеет отрицательных эффектов;
· доступен в использовании, воспроизводим;
· материально не затратен;
· достаточно представлен в печати.
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.