Диагностическая карта инновационного опыта
Оценка 4.8

Диагностическая карта инновационного опыта

Оценка 4.8
doc
04.03.2020
Диагностическая карта инновационного опыта
Диагностическая карта инновационного опыта.doc

«Диагностическая карта инновационного опыта»

учителя столярного дела ОГКОУ

«Ивановская коррекционная школа №1»

Салова Александра Владимировича

инновационный проект –

Программа формирования профессиональных интересов учащихся 7-8 классов с интеллектуальными нарушениями «Мой путь»

 

1.     Ключевая проблема, вызвавшая инновационную деятельность.

Необходимость инновационной деятельности обусловлена проблемой низкого уровня готовности выпускников коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями к профессиональному самоопределению, что влечет за собой нарушения их социальной и трудовой адаптации. Одним из факторов повышения качества выбора трудового пути является своевременное формирование профессиональных интересов у подростков с легкой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.

 

2. Авторское понимание цели инновационной деятельности.

Современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе доступных профессий, но и помощь в самоактуализации и самопознании собственных возможностей и их применении в условиях определенной профессиональной деятельности, а также развитие навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Для совершенствование системы профориентационной работы в коррекционной школе необходим специально разработанный комплекс мероприятий – программа формирования профессиональных интересов (ПФПИ), реализуемый в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей с легкой умственной отсталостью (согласно ФГОС).

Мероприятия ПФПИ должны затрагивать как урочную деятельность в рамках программы профильного труда (столярное и швейное дело) у учащихся 7-8 классов, так и внеурочную деятельность в рамках программы коррекционной работы и духовно-нравственного развития. Это позволит своевременно сформировать профессиональные интересы у подростков с интеллектуальными нарушениями для осознанного выбора трудового пути к моменту поступления в 9 класс (для многих он является завершающим этапом школьного обучения). Сформированный профессиональный интерес поможет выпускнику своевременно (планово) подготовиться к выбору дальнейшего образовательного маршрута или места трудоустройства.

 

3.     Содержание (основные направления) инновационной деятельности.

Основными направлениями инновационной деятельности являются:

1)    разработка ПФПИ «Мой путь», предполагающей внесение дополнений в содержание АООП для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – изменение учебной деятельности учащихся;

2)    методическая разработка тренинговых занятий (приложение к программе «Мой путь») для учащихся 7-8 классов для содействия процессу личностного развития ребенка, оказания помощи в самоисследовании для достижения высокого уровня самосознания в вопросах социального и трудового определения;

3)    методическая разработка родительского собрания для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах профессионального самоопределения детей с учетом их личностных особенностей – типа темперамента (приложение к программе «Мой путь»).

 

4.     Формы организации инновационной деятельности.

1)    урочная деятельность в рамках реализации программы профильного труда для детей с легкой умственной отсталостью, заключающихся в расширении информационного и практического ознакомления с массовыми рабочими профессиями региона проживания;

2)    внеурочная деятельность:

·        организация трудовой недели для самостоятельной работы учащихся по изготовлению изделия в рамках определенного профиля трудового обучения;

·        проведение коррекционно-развивающих занятий согласно программе коррекционной работы для формирования и развития навыков социально и профессионально необходимого поведения;

·        проведение тренинговых занятий (из приложения к программе «Мой путь») с учащимися 7-8 классов;

·        проведение тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, направленных на повышения престижности рабочих профессий, востребованных в нашем регионе;

3) оказание консультативной помощи родителям подростков для повышения их педагогической компетентности в вопросах профессионального самоопределения детей.

 

5.     Ресурсная база инновационной деятельности (материальные, кадровые, информационно-методические ресурсы).

Материальными ресурсами инновационной деятельности являются столярные и швейные мастерские, кабинет психологической разгрузки (для проведения тренинговых занятий), класс для проведения родительских собраний.

         В инновационную команду может входить педагог-инноватор (автор разработанной ПФПИ «Мой путь»), учителя профильного трудового обучения, психолог, социальный педагог (уполномоченный по правам ребенка), заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Информационно-методические ресурсы представлены разработанной ПФПИ «Мой путь» с приложениями разработанных тренинговых занятий и родительского собрания.

 

6.     Средства и методы диагностики качества/успешности инновационной деятельности.

Основным показателем эффективности использования инновационной ПФПИ «Мой путь» является повышение социальной успешности учащихся в вопросах профессионального выбора, их осознанное самоопределение трудового пути.

Средствами диагностики результативности являются:

1. Полезность инновационной программы, которая может быть оценена с помощью ближайших и отдаленных критериев:

Ближайшие критерии оцениваются в течение одного учебного года, они включают в себя:

1)     Положительная динамика успеваемости по предмету «Профильный труд»;

2)     уменьшение дней пропусков без уважительной причины уроков трудового обучения;

3)    улучшение эмоционального состояния после проведения тренинговых занятий ПФПИ «Мой путь»;

4)    положительные отзывы подростков о тренинговых занятиях ПФПИ «Мой путь»;

5)    планирование учащимися поступления в учреждения начального профессионального образования после окончания школы.

Отдаленные критерии могут оцениваться по завершении обучения в школе и включать в себя:

1)    количество выпускников, поступивших в учреждения начального профессионального образования с учетом сформированного профессионального интереса;

2)    количество выпускников, успешно трудоустроившихся по выбранной профессии;

3)    количество выпускников, трудоустроенных, но желающих поменять выбранную ранее профессию.

2. Отсутствие побочных отрицательных эффектов при внедрении ПФПИ «Мой путь» в образовательную деятельность учреждения.

3. Воспроизводимость инновационного продукта.

4. Ресурсоемкость внедрения ПФПИ «Мой путь».

5. Уровень популяризации (опубликованности) результата инновационной деятельности.

     Методами диагностики качества инновационной деятельности являются:

1)    выкипировка данных об успеваемости учащихся, посещаемости уроков профильного труда из классных журналов с их последующим статистическим анализом;

2)    оценка эмоционального состояния учащихся при проведении тренинговых занятий с помощью методики эмоционально-цветовой аналогии;

3)    анкетирование и опрос учащихся – участников реализации ПФПИ «Мой путь»;

4)    сбор сведений о трудовой деятельности выпускников, обучавшихся при использовании в образовательном процессе ПФПИ «Мой путь»;

5)     анкетирование и опрос педагогов, реализующих мероприятия ПФПИ «Мой путь», с целью выяснения их мнения об инновационном продукте (возможность использования в массовом опыте, доступность, затратность);

6)    количество публикаций, рационализаторских предложений, патентов, оформленных по результатам инновационной деятельности.

 

    7. Конкретные результаты (достижения) инновационной деятельности.

     Внедрение в практическую деятельность ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1» ПФПИ «Мой путь» в течение 2016-2017 учебного года позволило (на 17.06.2017 г., не закончен набор в учреждения начального профессионального образования):

1)    повысить успеваемость по профильному труду на 18 % (сравнение итоговых оценок за 1 и 4 четверти);

2)    уменьшить пропуски уроков профильного труда на 12% (сравнение числа пропусков без уважительной причины в 1 и 4 четвертях);

3)    улучшить эмоциональное состояние учащихся при проведении тренинговых занятий: сокращение в 2,5 раза числа выборов цветов «грустного спектра» и повышение в 2,7 раза числа выборов цветов «радостного спектра»;

4)    получение положительных отзывов от учащихся – участников тренинговых занятий в 100% случаев;

5)    планирование поступления в учреждения начального профессионального образования 90% учащихся (на момент завершения 8 класса);

6)    положительные отзывы педагогов – участников реализации ПФПИ «Мой путь» в 100 % случаев, причем подчеркивается новизна инновационного продукта, его низкая ресурсоемкость, простота использования;

7)    отсутствие отрицательных эффектов при внедрении ПФПИ «Мой путь» в учебный процесс;

8)    по материалам инновационной деятельности имеется 10 публикаций.

 

8.     Свидетельства распространения опыта инновационной деятельности.

№ п/п

Наименование работы, ее вид

Форма

работы

Выходные

данные

Объем

(стр.)

Соавторы

работ

1

Метод в профориентационной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (статья)

Печат.

Справочник педагога-психолога. – 2017. - № 4. – С. 40-51.

12

Салова М.Н.

Лайкова Т.Л.

Прияткина Н.Ю.

2

Особенности состояния здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы X юбилейной научно-практической конференции «Воронцовские чтения. Санкт-Петербург – 2017»

1–2 марта 2017 г. – СПб., 2017. – С. 116-117.

2

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

3

Состояние здоровья ребенка – основа профориентационной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека». – Иваново, 2017. – С. 220-221.

 

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

Прияткина Н.Ю.

4

Обоснование комплексного медико-социального подхода к сопровождению учащихся с интеллектуальной недостаточностью

(материалы форума)

Печат.

Материалы ХI Российского форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний. Санкт-Петербург – 2017». – СПб., 2017. – С. 67-68.

2

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

Прияткина Н.Ю.

5

Обоснование программы формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы XIII Всероссийской школы молодых психиатров. – Суздаль, 2017. – С. 294-296.

3

Салова М.Н.

6

Состояние здоровья учащихся коррекционной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Материалы XIII Всероссийской школы молодых психиатров. – Суздаль, 2017. – С. 297-299.

3

Салова М.Н.

Жданова Л.А.

 

7

Особенности психологического статуса и профессиональные интересы детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Печат.

Актуальные вопросы медицинской науки: Сборник тезисов научных работ студентов и молодых ученых 71-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной юбилею президента университета, профессора, академика РАН Ю.В. Новикова ─ Ярославль, издательство «Аверс ПЛЮС», 2017, ─ С. 187-188.

2

Салова М.Н.

Прияткина Н.Ю.

8

Эффективные приемы воспитания самостоятельности на уроках столярного дела у детей с интеллектуальными нарушениями (статья)

Электр.

Педагогический опыт (Всероссийский журнал). – 2017.  //

http://www.pedopyt.ru/categories/10

4

 

9

Личностно-ориентированный подход к формированию профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Электр.

Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссий­ской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно- исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехте­рева. – [Электронное издание]. – СПб.: Альта Астра, 2017. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-905498-68-8. – С. 211-213.

3

Салова М.Н.

Прияткина Н.Ю.

10

Индивидуализированные подходы к психолого-педагогическому сопровождению и профориентированию детей с интеллектуальными нарушениями (статья)

 

Электр.

Педагогический опыт (Всероссийский журнал). – 2017.  //

http://www.pedopyt.ru/categories/10

5

Прияткина Н.Ю.

Салова М.Н.

Лайкова Т.Л.

 

9. Перспектива продолжения/развития инновационной деятельности.

Перспективными направлениями развития инновационной деятельности по совершенствованию профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является разработка программы взаимодействия школы и учреждений начального профессионального образования, предприятий региона с целью улучшения практической подготовленности учащихся к профессиональному самоопределению.

 

10. Общая оценка эффективности инновационного процесса.

Эффективность предложенного инновационного процесса можно считать высокой, поскольку он:

·        содержит в себе методологическую и практическую новизну;

·        апробирован;

·        имеет высокие показатели результативности, заключающиеся в повышение у учащихся с интеллектуальными нарушениями интереса к урокам профильного труда, повышении компетентности учащихся в осознанном выборе будущей профессии с учетом собственных возможностей, сформированности у них мотивации на выбор профессионального пути;

·        не имеет отрицательных эффектов;

·        доступен в использовании, воспроизводим;

·        материально не затратен;

·        достаточно представлен в печати.


·        Скачано с www.znanio.ru

Диагностическая карта инновационного опыта» учителя столярного дела

Диагностическая карта инновационного опыта» учителя столярного дела

ПФПИ), реализуемый в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей с легкой умственной отсталостью (согласно

ПФПИ), реализуемый в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей с легкой умственной отсталостью (согласно

Формы организации инновационной деятельности

Формы организации инновационной деятельности

Информационно-методические ресурсы представлены разработанной

Информационно-методические ресурсы представлены разработанной

Отсутствие побочных отрицательных эффектов при внедрении

Отсутствие побочных отрицательных эффектов при внедрении

ПФПИ «Мой путь» в 100 % случаев, причем подчеркивается новизна инновационного продукта, его низкая ресурсоемкость, простота использования; 7) отсутствие отрицательных эффектов при внедрении

ПФПИ «Мой путь» в 100 % случаев, причем подчеркивается новизна инновационного продукта, его низкая ресурсоемкость, простота использования; 7) отсутствие отрицательных эффектов при внедрении

С. 116-117.2Салова М.Н. Жданова

С. 116-117.2Салова М.Н. Жданова

Личностно-ориентированный подход к формированию профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

Личностно-ориентированный подход к формированию профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью (материалы конференции)

· имеет высокие показатели результативности, заключающиеся в повышение у учащихся с интеллектуальными нарушениями интереса к урокам профильного труда, повышении компетентности учащихся в осознанном выборе будущей…

· имеет высокие показатели результативности, заключающиеся в повышение у учащихся с интеллектуальными нарушениями интереса к урокам профильного труда, повышении компетентности учащихся в осознанном выборе будущей…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020