Диагностическая работа для учащихся 5 класса (читательская грамотность) "Как было написано первое письмо"
Оценка 4.6

Диагностическая работа для учащихся 5 класса (читательская грамотность) "Как было написано первое письмо"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
23.01.2022
Диагностическая работа для учащихся 5 класса (читательская грамотность) "Как было написано первое письмо"
Диагностическая работа Читательская грамотность 5 класс.docx

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Учитель: Галахметова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 40 ГО Первоуральск

Описание, требования к выполнению: На выполнение работы – 40 минут

Критерии оценивания: Правильный ответ заданий 1,2,5,6,7 оценивается в 1 балл; задания 3,4,8 – 2 балла.

Как было написано первое письмо
(автор Редьярд Киплинг, пер. Любовь Борисовна Хавкина. Из сборника «Маленькие сказки». Перевод опубл.: 1907 (перевод).

Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать — вот все, что ему было нужно. Маленькую дочку звали Таффи. Она была любимицей папы и мамы. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их.

Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень- очень далеко от дома, а Тегумай не взял запасного багра.

В это время мимо проходил чужой человек. Он был из племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи. Чужой человек подумал:  «Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высокомерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет».

Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.

— О! — воскликнула она. — Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы из твоего ожерелья!

Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала:

— Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу.  А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. У тебя в руке папин багор, который ты должен принести. Теперь я покажу тебе, как найти маму. Ты будешь идти, идти, пока не придешь к двум деревьям (вот деревья), потом поднимешься на гору (вот гора), а потом спустишься к болоту, где много бобров. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головы; да ты одни головы увидишь, когда будешь идти по болоту. Наша пещера сейчас за болотом. У входа сидит моя мама. Чтобы ты не забыл, я нарисовала папин багор около входа. На самом деле он в пещере. Ты только покажи маме картинку, и она тебе его даст. Я нарисовала, что она протягивает руки; я знаю, что она будет рада тебя видеть. Разве нехорошая вышла картинка? Ты все понял или надо тебе объяснить еще раз?

Чужой человек посмотрел на рисунок и кивнул головой. Он подумал:

«Если я не приведу сюда на помощь племя великого вождя, то его убьют враги, которые с копьями сбегаются со всех сторон. Я пойду звать ему на помощь».

Он даже не спросил у Таффи дорогу, а как стрела помчался через кусты с куском березовой коры в руке. Таффи была очень довольна.

Чужой человек  долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел Тешумай Тевиндрау у входа в пещеру. Увидев рисунок, Тешумай громко вскрикнула и бросилась на чужого человека. Другие первобытные женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала драть его за волосы.

Как бы то ни было, он ничего не говорил, пока не сбежалось все племя, а тогда повел всех на берег реки Вагай.

— Ты скоро сбегал, — сказала Таффи, — но зачем ты привел столько народу? Папочка, милый! Вот мой сюрприз. Ты удивился? Да?

Впереди всех шла Тешумай Тевиндрау с другими женщинами. Они крепко держали чужого человека, у которого голова была обмазана глиной. За ними шли все жители племени.  Тешумай Тевиндрау подбежала к Таффи и принялась целовать и ласкать ее, а старший вождь племени схватил Тегумая за пучок перьев на голове и стал трясти изо всех сил.

— Я хотела, чтобы чужак принес папин багор, и нарисовала это, — сказала Таффи.

Все долго молчали. Наконец главный вождь расхохотался; за ним расхохотался чужой человек (из племени тевара); затем Тегумай стал покатываться со смеху, а потом и все племя стало дружно хохотать.

Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был деликатен и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной.

 

 

1.      Прочитайте утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставьте  напротив букву Б. Утверждение А (да), Б (нет) 

 

 

Утверждение

А (да)

Б (нет)

1.  Тегумай не смог наловить рыбы, так как забыл дома рыболовные снасти.

2.      Чужой человек подал Таффи большой кусок березовой коры, чтобы она написала письмо в свое племя.

3.      Девочка подумала, что чужой человек попросил ее написать, письмо маме.

4.      Племя, где живет девочка, неправильно поняли послание и сильно наказали чужого человека.

5.      Тегумай был удивлен поступком дочери.

6.      Чужой человек принял Тегумая за вождя племени и побоялся не выполнить поручение Таффи.

7. Мама Теффи сразу догадалась, что было написано в письме и поблагодарила чужого человека.

 

2. Двое учеников, прочитав эту сказку, завели разговор о необходимости умения читать и  писать.

Первый утверждал, что  умение писать и читать облегчают общение людей в современном мире. Можно общаться на расстоянии.

Второй говорил, что не обязательно уметь писать и читать, можно информацию передать при помощи рисунка, знаков.

Опираясь на текст, приведите аргументы, которыми участники спора могли бы подтвердить свою точку зрения._________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

3. Рассмотрите пиктограммы (рис1, рис 2), перечислите, где  в настоящее время используется пиктографическое письмо. Нарисуйте пиктограммы, которые вы встречаете каждый день.

(Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.)

 

 

             

                                            Рис1.                                                             Рис. 2

 

4. Перечислите и запишите конкретные недостатки рисуночного (пиктографического) письма.__________________________________________________________________

 

5. Опираясь на текст, дайте характеристику героя:

- Таффи____________________________________________________________________

- Тегумай___________________________________________________________________

- Тешумай__________________________________________________________________

- Чужой человек_____________________________________________________________

 

6.      Какие пословицы раскрывают смысл  сказки «Как было написано первое письмо». Выпишите номер (а)  пословиц_____________________________________________

1.      Первый блин комом.

2.      Без труда нет добра.

3.      Доброе дело без награды не останется

4.      Что написано пером, не вырубишь топором.

  1. Кто смел, тот наперед поспел.

 

7.Допиши недостающие слова

1. «Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне ___________из твоего ожерелья!»

2. Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке _______ наловить _______рыбы к обеду.

3. Другие ___________ женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала _______________.

4. Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был _________ и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной

 

8. Какова основная мысль текста?

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Чужой человек долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел

Чужой человек долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел

Второй говорил , что не обязательно уметь писать и читать, можно информацию передать при помощи рисунка, знаков

Второй говорил , что не обязательно уметь писать и читать, можно информацию передать при помощи рисунка, знаков

Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был _________ и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной 8

Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был _________ и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022