лучшедома
Диагностические методики изучения семьи учащихся

Диагностические методики изучения семьи учащихся

doc
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Диагностические методики изучения.doc

Диагностические методики изучения

семьи учащихся

 

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен  соблюдать определенные правила, а именно:

     - к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

    -  общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

    - изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

   - изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

    - общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;

   - жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

   - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

   - уровень педагогической культуры родителей;

   - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

   - семейные традиции, обычаи и ритуалы;

   - положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

    - воспитательные возможности семьи.

     Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

    Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого–педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского  творчества, интерактивные игры.

     Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить – родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно проводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Знакомство с родителями»

 

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1.                        Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2.                        Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3.                        Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4.                        Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5.                        Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6.                        Какие проблемы воспитания вызывают у вас тревогу и опасения?

 

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

 

1.      С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2.      Как чувствует себя ваш ребенок  в ученическом коллективе?

3.      Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4.      Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

5.      Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

 

Анкета «Ваш ребенок»

 

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1.          Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2.          Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают  ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3.          Как ведет себя ваш ребенок дома?

4.          Делиться ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5.          Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Тест «Мера заботы о ребенке»

 

Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция.

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала оценок.

1 – категорически не согласен;

2 – мне трудно с этим согласиться;

3 – может быть, это и верно;

4 – совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста.

1.       Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь в их преодолении.

2.       Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

3.       Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4.       Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5.       Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6.       Воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7.       У ребенка недолжно быть тайн от родителей.

8.       Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семья материально.

9.       Любовью родителей ребенка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребенок – это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать – главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее – детям!»

14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги.

40 баллов и выше – все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 – 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших,   но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов – вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

 

Анкета «Трудовое участие ребенка в жизни семьи»

 

1.    Любит ли ваш ребенок трудиться?

2.    Что он (она) любит делать?

3.    Умеет ли он (она) делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?

4.    Как долго может трудиться ваш ребенок?

5.    Работа выполняется увлеченно или неохотно?

6.    Поощряете ли вы его успех, утешаете ли в случае неудачи?

 

Анкета «Воображение и его роль в жизни ребенка»

 

1.    Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?

2.    Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?

3.    Стимулируется в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Наказания в семье»

 

Одна из больших проблем в воспитании – это наказание ребенка, оставляющие глубокие шрамы в формировании личности, приводящие к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.

Классному руководителю необходимо проводить исследование в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.

Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:

Вид наказания

Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-»)

Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании

Отметьте самые действенные из них

Ставили в угол

 

 

 

Прекращали общаться на длительный период времени

 

 

 

Применяли телесные наказания

 

 

 

Ограничивали свободу

 

 

 

Лишали любимого занятия

 

 

 

Читали бесконечные нотации

 

 

 

Стыдили при друзьях и знакомых

 

 

 

Оскорбляли и ругались

 

 

 

Лишали любимых лакомств

 

 

 

Ограничивали в покупках

 

 

 

Выгоняли из дому

 

 

 

 

 

Учащимся класса можно задать следующие вопросы:

1.                   Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?

2.                   Какие из них ты считаешь самыми действенными?

3.                   Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?

4.                   Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?


5.                  

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)