МИХАЙЛОВА С.Б.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 р.п. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УУД
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование
универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в
контексте усвоения разных предметных дисциплин. Целенаправленное
планомерное формирование УУД является ключевым условием повышения эффективности
образовательного процесса. Одно из требований ФГОС –
проведение мониторинга. Важно отметить, что образовательный мониторинг является
комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий,
таких как:
• целеполагание и определение предмета;
• определение состава экспертной группы;
• обоснование выборки учащихся;
• определение и научное обоснование параметров мониторинга;
• разработка инструментария;
• разработка критериев оценивания;
• составление организационной модели проведения мониторинга;
• анализ и интерпретация полученных результатов.
• осуществление системности и преемственности в мониторинговых заданиях на
разных этапах обучения.
Мониторинг
выполняет следующие функции:
• диагностическую (отслеживание уровня развития познавательных УУД как
отдельного ученика, так и в целом по классу);
• оценочную (оценка эффективности существующих УМК для развития УУД учащихся и
оценка эффективности педагогической деятельности по решению задач развития
учащихся).
Мониторинг
качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических
методов по этапам: |
|
|
|
3 этап – текущая
диагностика
Цель текущей диагностики — систематический анализ процесса формирования
планируемых результатов по предмету, стимулирование учебного труда
обучающегося. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий,
выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности
обучения отдельных учащихся.
4 этап —
промежуточная диагностика
Цель промежуточной диагностики — оценка уровня сформированности предметных
знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для
продолжения обучения в следующем классе. Представляет собой тестирование,
контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.
5 этап — итоговая диагностика
Цель итоговой диагностики — оценка уровня сформированности предметных знаний,
умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения
обучения в основной школе. Представляет собой итоговые контрольные работы и
комплексные работы на межпредметной основе.
Каждый вид диагностики оформляется педагогом в форме контрольно-измерительных материалов.
Каждый КИМ состоит из следующих компонентов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание КИМа
3. Методический инструментарий оценивания образовательных результатов
4. Аналитические материалы по итогам выполнения КИМа.
1. Пояснительная записка
В пояснительной записке раскрываются следующие моменты:
на основе каких материалов разработан КИМ; формулируются цели контроля: предметные, метапредметные результаты деятельности.
Дается краткая характеристика КИМа:
· форма контроля (контрольная работа, тест, контрольный диктант);
· количество вариантов;
· количество заданий в каждом варианте;
· распределение заданий по уровню сложности (репродуктивный уровень, конструктивный уровень, творческий уровень);
· характеристика заданий с позиций выявляемых образовательных результатов (предметных знаний и умений, метапредметных умений и способов деятельности).
2. Содержание КИМа ( текст контрольной работы).
3. Методический инструментарий оценивания образовательных результатов
3.1. Инструкция для учащегося по выполнению КИМа;
3.2.Эталон выполнения варианта КИМа с указанием «стоимости» каждого задания в баллах, суммарной «стоимости» всей работы в баллах; 3.3.Схема поэлементного анализа выполнения КИМа;
3.4.Критерии оценивания результатов выполнения КИМа.
4. Аналитические материалы по итогам выполнения КИМа:
4.1. Анализ выполнения учащимися контрольного среза в разрезе каждого ученика класса;
4.2. Обобщенные результаты по классу;
4.3. Выводы учителя по итогам выполнения КИМа;
4.4. План коррекционной работы по «западающим» знаниям, умениям и способам деятельности.
5. Выводы учителя по итогам выполнения учащимися КИМа . 6. План коррекционной работы.
Таким образом, каждый педагог должен регулярно проводить мониторинговые исследования, что в дальнейшем позволит фиксировать актуальное состояние уровня УУД учащихся в целях составления прогноза его дальнейшего развития и обеспечит функцию управления процессом обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.