ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ребенка в музейной среде
«Наука – универсальная формула реальности. Искусство – уникальный образ этой реальности».
«Все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на земле»
Б.Брехт
В сфере художественного образования «готовых» диагностических инструментов (методик) практически не существует. Это вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что, полная стандартизация практически не возможна.
В основе психодиагностики лежит психометрика – количественное измерение различий:
1. на основе сравнения с эталоном, нормой.
2. на основе рейтинга показателей в группе
Диагностика носит «открытый» характер. Никакой тест в единственном числе не может претендовать на исключительную роль. Достоверность и объективность этого процесса растет пропорционально объему информации.
При этом необходимо дать тем, кто будет диагностировать (учителя, воспитатели…) относительно надежные, «простые» в использовании инструменты и ориентиры
Желательно, чтобы методики не только диагностировали, но и развивали
Диапазон ЧТО? Что является приоритетом в музейно-педагогическом процессе?
Знания?
Опыт художественного восприятия?
Эстетическое отношение к миру?
Познавательная перспектива?
Уровень сформированности визуальной культуры?
Общие или специальные художественные способности?
И т.д………….
Универсальные параметры художественного развития ребенка
Мотивация (художественные интересы)
Эмоционально-ценностная сфера
Художественный интеллект (процессы познания - сенсорная организация перцептивной сферы, визуальное мышление, эмоциональные и эстетические параметры интеллекта…)
Креативность
Компетентность (актуальные знания, опыт, достижения)
Уровни диагностики
Уровень | Методы исследования | Функция психологического моделирования | Прогноз |
Компонентная диагностика | Срезы отдельных компонентов | Отдельные проявления и показатели | Малодостоверный прогноз |
Структурная диагностика | Срезы по нескольким компонентам модели | Связи, отдельных сторон процесса | Кратковременный прогноз |
Системная диагностика | комплекс методик, по всем компонентам психологические модели | Создание модели | Определение различных (актуальных и проблемных) зон и перспективы развития |
Прогнозирование | Прогностические методы | Вероятностный прогноз |
«Карта интересов» (профиль интересов)
(Анкета для учащихся 6-11 лет) направлена на выявление спектра интересов младших школьников и определение места в данном спектре художественных интересов.
МОТИВАЦИЯЭксперт-метод «Художественно-познавательный интерес».
Художественно-познавательный интерес как стремление к познанию, мотив, который обозначает приоритет, ценность явлений культуры и искусства для детей, конкретное состояние потребности, обусловленное осознанным выделением художественных аспектов мира - явление сложное.
Интерес проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Сензитивность, восприимчивость к художественной информации.
Эмоциональная модальность интереса. Позитивное (негативное, нейтральное, амбивалентное) отношение к художественным аспектам окружающего мира.
Диапазон (многосторонность) познавательных интересов в сфере художественной культуры (художественная толерантность).
Осознанность – сознательный выбор объекта познавательного интереса, стремление получить информацию о нем
Избирательность – направленность интереса, («художественная доминанта»)
Устойчивость проявления интереса в различных условиях
Глубина – интерес не только к внешней стороне художественно-эстетических аспектов среды, но и к сущности, причинам, связям. Аргументация.
Проявление эстетической эмпатии. Способность понимать эмоционально-духовный мир, воплощенный в художественных образах.
Активность, инициативность, актуальное стремление к художественно-творческой и сотворческой деятельности.
Самостоятельность – проявление познавательного интереса без стимуляции со стороны взрослого
Действенность – выражение интереса в практике, в собственной деятельности
Мотивация перспективы - стремление продолжать познание.
МОТИВАЦИЯЭксперт-метод «Художественно-познавательный интерес».
Эксперт-метод предназначен для диагностики художественно-познавательных интересов ребенка в области художественной перцепции в музейной среде.
Опросник состоит из различных (12) эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик познавательного интереса.
Заполнение опросника требует минимальной затраты времени (10—30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта (родителя, воспитателя, психолога) в конкретной ситуации или на основе длительного опыта наблюдений.
Диапазон интересов связан с художественной толерантностью
Художественная толерантность – «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии...». (Декларация принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. 1995г.),
«Вернисаж» («Эстетические предпочтения»), «Эстетические вкусы»
Впервые этот метод был использован в Торонто Международным советом Музеев при содействии ЮНЕСКО с целью определения отношения к современному искусству в музейной практике
Методики позволяют определить художественную толерантность, предпочитаемую область художественного творчества (интересы), индивидуальные особенности эстетических суждений и оценок ребенка
Диагностика эмоциональной сферы
ЧТО ДИАГНОСТИРОВАТЬ?
- эмоциональную отзывчивость (импрессивную эмоциональность);
- экспрессивную эмоциональность (выразительность и разнообразие «языков» эмоциональных проявлений)
эмоциональный опыт (эмоциональный тезаурус);
эмоциональную память;
- восприимчивость к неречевым (динамическим) проявлениям чувств (экстрасенсорное эмоциональное восприятие);
- чувство юмора
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.