«Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста»
Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: « Почему?» Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языки должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально - экономического, духовно - нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски.
По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.
Диагностический инструментарий для выявления проявлений тревожности у детей дошкольного возраста.
1. Тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен) – проективный тест, цель: определить уровень тревожности.
Подготовка исследования. Необходимо приготовить 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторый типичный для жизни старшего дошкольника сюжет и выполнен в двух вариантах: для девочки (героиня сюжета девочка) и для мальчика (герой сюжета мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. К нему прилагаются два дополнительных рисунка, на одном изображено улыбающееся, а на другом печальное детское лицо, контуры, которых точно совпадают с контуром головы на рисунке.
Проведение исследования. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке, один за другим, задавая вопросы. Например: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или грустное? Она играет с малышами».
Выполнения задания оформляется в специальном протоколе, который затем анализируется. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков. В зависимости от величины индекса делают вывод об уровне тревожности.
Качественный анализ: каждый ответ анализируется отдельно. Делаются выводы о возможном характере эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной) ситуации. Делаются вывод о том, в каких жизненных ситуациях проявляется наибольший уровень тревожности: ситуации, моделирующие отношения «ребенок-ребенок»; ситуации, моделирующие отношения «ребенок-взрослый»; ситуации, моделирующие повседневные действия.
2. Тест «Страхи в домиках».
Цель: исследование проявления страхов у детей и подростков.
Подготовка исследования. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. Детям демонстрируется картинка с изображением двух домов – красного и черного.
Проведение исследования. Детям предлагается задание: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) буду жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай дом, где будет жить каждый страх». (Дошкольники показывают соответствующий дом, а взрослый записывает номера).
Обработка данных. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами по А.И.Захарову.
Также для диагностики тревожности используются рисуночные методики:
3. Тест «Рисунок семьи» – диагностика внутрисемейных отношений. Данный тест выявляет специфику восприятия ребенком той ситуации, в которой он находится, его актуальные потребности, страхи, желания.
4. Графическая методика «Кактус» - диагностика состояния эмоциональной сферы малыша, определение наличия агрессивности, ее направления, интенсивности. Кроме агрессии в рисунке могут проявиться, такие качества ребенка, как неуверенность в себе, зависимость, скрытность, осторожность, тревога, стремление к домашней защите.
Проведение исследования: дается задание для ребенка: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, как ты себе представляешь».
Обработка данных: при обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: композиция и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Для родителей и педагогов предлагается анкетирование. Используются следующие анкеты:
5. Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М.Титаренко «Уровень тревожности у ребенка». Предназначен для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
6. Тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности ребенка для родителей. Цель: оценка уровня тревожности.
Коррекция тревожности у детей дошкольников.
Основным методом коррекции тревожности выступает метод арт-терапии. Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Виды арт-терапевтических методов, используемых для коррекции тревожности у дошкольников:
1. Изотерапия.
· Упражнение «Нарисуй свой страх».
Цель: коррекция страхов.
Описание упражнения. Ребенку предлагается нарисовать свой страх на листе. Когда рисунок готов принимается решение избавиться от страха – порвать, скомкать и выбросить.
· «Рисование по сырому листу».
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы и оборудование: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Взрослый просит ребенка намочить губкой лист бумаги и затем ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
· Упражнение «Любимый цвет героев».
Цель: коррекция страхов.
Материалы и оборудование: пальчиковые краски, альбомный лист.
Инструкция: Взрослый спрашивает ребенка: «Кто такой настоящий герой?». Ребенок отвечает. Выслушав ответ, взрослый задает вопрос: «Как ты думаешь, какой у него любимый цвет?». Затем ребенку предлагается нарисовать узор этого цвета.
· Упражнение «Не боимся испачкаться».
Цель: коррекция страхов.
Материалы и оборудование: пальчиковые краски, рука ребенка.
Инструкция: Под спокойную музыку ребенок у себя на ладошке рисует пальчиковыми красками круги, цветы, точки.
2. Песочная терапия.
· Упражнение «Страна наших чувств».
Цель: развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения, установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; развитие навыков саморегуляции.
Материалы и оборудование: ящик с песком, маленькие игрушки, камушки, ракушки, крупа.
Инструкция: Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает «веселую картинку» из материала и фигурок, которые выбрал.
· Упражнение «Мир, в котором я живу».
Цель: диагностика страха, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: ящик с песком, маленькие игрушки, камушки, ракушки, крупа.
Инструкция: Взрослый говорит ребенку: «Сегодня мы познакомимся с фигурками, которые живут в нашей волшебной песочнице, и расскажем и покажем нашей волшебной песочнице свой мир, тот, в котором мы живем. Какой он твой мир? Кто в нем есть?» Демонстрируем игрушечные фигурки ребенку, даем возможность ему перебирать, рассмотреть каждую. Далее даем задание построить в песочнице свой мир, таким, каким он чувствуется ребенку, брать и использовать любые фигурки для этого, камушки, материал, растения. Расставить все так, как ему захочется. По окончании попросить ребенка сказать вслух: «готово».
Взрослый: «Ты построил в песочнице целую картину! Как же ты ее назовешь? Что здесь изображено? Кто эти фигурки? Что они делают? Где ты в этой картине? (если ребенок смог обозначить себя, спрашиваем, что ты делаешь?)» Взрослый пытается установить взаимосвязь между героями картины и обращает внимание на расположение фигурок. Особенно на расположение фигурки самого ребенка. Кто находится рядом, где находится фигурка. Проводится обсуждение: Как же ты ее назовешь? Что здесь изображено? Кто эти фигурки? Что они делают? Где ты в этой картине? (если ребенок смог обозначить себя, спрашиваем, что ты делаешь?) Какое настроение у твоей картины? Что ты чувствуешь, глядя на свою картину?
Если ребенку не очень комфортно, взрослый предлагает изменить картину так, чтобы ему стало комфортно в ней и обращает внимание на сделанные изменения. Если в картине ребенка происходит конфликтная ситуация, какие-то бои или напряженная атмосфера и нет ресурсного участка в картине, необходимо предложить ребенку привнести ресурсный элемент: «Что же может помочь нашей картине? Может быть, найдется добрый помощник?»
· Упражнение «Сказочные сюжеты».
Цель: диагностика страха, переживание безопасности за счет создания условности ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: ящик с песком, маленькие игрушки, камушки, ракушки, крупа.
Описание упражнения. Взрослый предлагает ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.
3. Мандалотерапия. Данный вид деятельности положительно влияет на детей: снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.
Виды мандалотерапии:
· Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Время концентрации определяется индивидуально.
· Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Используется в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения;
· Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д. Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.
4. Сказкотерапия.
Цель сказкотерапии: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страхов, тревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.
Для коррекции тревожности используются следующие сказки:
· «Широкое небо» - преодоление неуверенности в себе;
· «Шипы, колючки, любовь» - развитие доброты и любви, формирование эмоционального интеллекта;
· «О муравьишке» - развитие умения распознавать свои чувства, осознавать собственные трудности, верить в свои силы и себя;
· Рассказ «Обруч» - профилактика и коррекция страхов воды, боли, животных, обогащение опыта эмоциональных переживаний и способов преодоления страха.
· «Страшный страх» - снижение у ребенка страха темноты;
· «Как щенок нашел друга» - снижение у ребенка страха домашних животных, собак.
Также на занятиях по коррекции тревожности используется пластилин. Одно из упражнений – «Радуга силы». На листе картона взрослый рисует радугу. Ребенку необходимо с помощью пластилина создать «радугу силы» - размазывать кусочки пластилина по картону, повторяя вслух «Я смелый», «Я сильный». В упражнении используются обе руки – правая и левая.
Помимо этого для коррекции тревожности применяются упражнения на релаксацию (Релаксация «Поляна», «Символ вулкана», медитативная сказка «Волшебный источник», «Достань звезду», «Воздушный шарик»). Релаксация используется как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Также в групповой работе используется упражнение «Комплименты», цель которого – воспитание доброжелательности друг к другу, коммуникативности. Эта игра помогает тревожным детям узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». Дети садятся в круг. В руках у взрослого клубок ниток. Он передает клубок сидящему рядом ребенку и говорит ему комплимент. Тот, кто получил мяч, в ответ должен сказать: «Спасибо». Далее передать мяч с комплиментом следующему игроку. Важно, чтобы комплименты получили все участники игры.
Кроме работы с детьми также проводится работа с педагогами и родителями. Основная форма работы – консультирование. С родителями проводится беседа по результатам диагностики, и даются необходимые рекомендации по воспитанию и общению с тревожным ребенком. Для воспитателей также даются соответствующие рекомендации по работе с тревожным ребенком и игры, которые можно проводить в группе, где есть тревожные дети.
Список использованной литературы
1. А.Н.Веракса. Индивидуальная психологическая диагностика дошколььника. Изд.: Мозаика – синтез. Москва, 2014г.
2. А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. Изд.: Мозаика – синтез. Москва, 2014г.
3. Грин Шиа. Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
4. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
5. Д.Понятовская-Замышляева. Медитативные игры с мандалой. Школьный психолог. - №4, 2007, С.29-31.
6. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.
7. Л.С.Выготский. Психология. Изд.:Апрель пресс. Эксмо-пресс. Москва, 2000г.
8. М.А.Аралова. Справочник психолога ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 272 с.
9. М.В.Корепанова. Е.В.Харлампова. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.: Баласс, Изд. Дом РАО; 2005.
10. М.В.Корепанова. Е.В.Харлампова. Познаю себя. Комплексная программа «Детский сад 2100». М.: Баласс, Изд.Дом РАО; 2005.
11. М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова. Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал). – М.: Баласс, Изд.Дом РАО; 2005. – 48с.
12. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина, под ред. М.В.Гамезо . Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
13. Н.Ф.Бережная. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.
14. Н.Савельева. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения.Изд.:Феникс. Ростов-на-Дону, 2004г.
15. Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
16. Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2005. — 340 с.
17. Э.Осипук . Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Школьный психолог. - №4, 2007, С. 20-28.
18. Э.Осипук . Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Школьный психолог. - №4, 2007, С. 18-19.
19. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/2464-korrekcziya-trevozhnosti-u-detej-?showall=1
20. https://psichologvsadu.ru/index.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.