Диагностика образовательного уровня
(методические рекомендации педагогам дополнительного образования)
содержание
1. Введение ……………………………………………………………………..…3
2. Условия выполнения диагностики образовательного уровня ………...……….5
2.1. Карта критериев оценки образовательного уровня……….………………..6
2.2. Карта диагностики образовательного уровня учащихся ………………………7
3. Заключение …………………………………………………………………....8
4. Список литературы …………………………………………………………...9
1. Введение
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат.
Система дополнительного образования детей – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение, развитие личности.
Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды учреждений дополнительного образования детей является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников, организацию системной работы по отслеживанию личностного развития детей.
Внедрение инновационных форм оценивания индивидуальных достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования, соответствующий профессиональному самоопределению.
«Воспитание и развитие личности обучающегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценивания, которое представляет собой один из факторов непосредственного управления процессом взаимодействия. Педагогическое оценивание - это процесс, содержащий ряд стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой, выраженной в педагогической характеристике». [2;с.81]
В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и путей совершенствования содержания, методов и организации обучения. Учреждения дополнительного образования детей не боятся заимствования некоторых форм организации учебного процесса, традиционных в общеобразовательной школе. К таковым относится итоговая аттестация обучающихся как одно из направлений педагогического контроля, актуальность которого заключается в необходимости разработки и последующем уточнении критериев оценки результатов обучения.
Итоговая аттестация предназначена для выпускников образовательных программ и для тех обучающихся, кто завершает изучение промежуточного курса программы.
Её основное содержание как одной из форм педагогического контроля заключается в выявлении соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Сложность этой процедуры в учреждениях дополнительного образования детей - в её унификации, так как многообразие видов деятельности обусловливает разнообразие критериев оценки освоения образовательных программ. Кроме того, цель данного вида педагогического контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачами управления им.
Всем этим требованиям отвечает диагностика образовательной уровня (деятельности), предлагаемая педагогам дополнительного образования.
2. Условия выполнения диагностики образовательного уровня
1. Ориентация каждого педагога на индивидуальную деятельность независимо от профиля его работы.
2. При диагностике показателя ''Мотивация к занятиям" предполагается использование опроса детей и их родителей
Перед началом занятий (в сентябре) задаются по два вопроса детям и родителям.
Детям:
1) Что привело тебя к нам?
2) Чего ты хочешь добиться в результате занятия в этом году?
Родителям:
1) Что привело Вашего ребенка к нам?
2) Какие результаты обучения ребенка Вас интересуют?
По итогам занятий (май) задаются вопросы
Детям:
1) Что дали тебе занятия в объединении?
2) Ты продолжишь обучение в следующем году? Почему?
Родителям:
1) Удовлетворены ли Вы занятиями в объединении?
2) Стоит ли Вашему ребенку продолжать обучение в этом объединении в будущем году и почему?
3. Диагностику показателей "Творческая активность"' и "Эмоционально-художественная настроенность" проводиться методом наблюдения.
3. КАРТА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПО ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ
Подготовительный уровень |
Начальный уровень |
Уровень освоения |
Уровень совершенствования |
Показатель ЗУН (знания, умения, навыки) |
|||
Знакомство с образовательной областью |
Владение основными знаниями |
Овладение специальными знаниями, умениями, навыками |
Допрофессиональная подготовка |
Показатель МЗ (мотивация к занятиям) |
|||
Неосознанный интерес, навязанный из вне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. |
Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связана с результативной стороной процесса |
Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно Устойчивая мотивация. Beдущие мотивы: познавательный, общение, желание добиться высоких результатов |
Четко выраженные потребности Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.
|
Показатель ТА (творческая активность) |
|||
Интерес к творчеству не проявляется. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости открытия. Отказывается от поручений, заданий. Проводит операции по заранее данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем |
Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решить способен |
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить и выполнить.
|
Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей. |
Показатель ЭТН (эмоционально - творческая настроенность) |
|||
Подавленный, напряженный. Бедные и мало выразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или выполнять творческую работу Отсутствует эмоциональный настрой к работе (заданию педагога)
|
Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда. Есть потребность участвовать в жизни объединения. Присутствует эмоциональный отклик на задание педагога, но не всегда. |
Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включается в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства. Есть устойчивая потребность к выполнению работы. Присутствуют в работе элементы творчества. |
Распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса. Высокий, уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в реализации полученных знаний. Основа деятельности творчество. |
Показатель Д (достижения) |
|||
Пассивное участие в делах объединения
|
Активное участие в делах отдела, учреждения |
Значительные результаты на уровне района, города |
Значительные результаты на уровне края, страны. |
Педагогами может дополняться список показателей.
4. Карта диагностики образовательного уровня учащихся
Объединение:___________________________________________________________________________________
Руководитель ___________________________________________________________________________________
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Показатели |
примечание |
||||
ЗУН |
МЗ |
ТА |
ЭТН |
Д |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П-подготовительный, Н-начальный, О-освоения, С-совершенствования
3. Заключение
Согласно современным требованиям, результативность реализации программы дополнительного образования определяется не столько уровнем знаний, умений и навыков, сколько сформированностью личности ребенка, его развитием и воспитанием. В отличие от общего образования, где процесс выявления и оценки результатов образовательной деятельности определен, в дополнительном образовании эта проблема в числе самых актуальных. Дополнительное образование характеризуется разнообразием видов, направлений, уровней образовательных программ и предполагает разнообразие в отношении образовательных результатов. Отсутствие единых образовательных стандартов, с одной стороны существенно осложняет процедуру отслеживания и оценки результативности образовательного процесса, с другой стороны дает педагогу возможность подойти творчески к решению этой проблемы, дает педагогу право самостоятельно выбирать, разрабатывать и применять формы отслеживания и фиксации результатов обучающихся. И чем разнообразнее, креативнее, эксперементальнее будут эти формы, тем выше и ярче буду результаты в обучении, воспитании и развития воспитанников. Тем быстрее и эффективнее будет реализовываться приоритетная задача дополнительного образование - индивидуально - личностное развитие каждого ребенка.
4. Список литературы
1. Буйлова Н.Л. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации
2. Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. Мильченко Л.В. Особенности педагогического оценивания в дополнительном образовании. - Спб., 2013
3. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.
4. Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.- М.: Полиграфический центр, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.