Диагностика уровня развития математических способностей обучающихся начальной школы

  • docx
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диагностика помогает определить уровень сформированности математических способностей у учащихся 1–4 классов: логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения решать нестандартные задачи, а также выявить индивидуальные особенности.
Иконка файла материала Анкетирование.docx

Диагностика уровня развития математических способностей обучающихся начальной школы

1. Цель диагностики

Определить уровень сформированности математических способностей у учащихся 1–4 классов: логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения решать нестандартные задачи, а также выявить индивидуальные особенности.

2. Задачи диагностики

  • Оценить уровень сформированности элементарных математических навыков.
  • Выявить склонность к логическому, аналитическому или творческому мышлению.
  • Определить степень развитости математической речи.
  • Проверить устойчивость внимания и работоспособность при выполнении заданий.
  • Сформировать профиль «математически одарённого» или «необходимо поддержка».

3. Анкета для учителя / родителей (для выявления мотивации и поведения)

Предназначена для получения дополнительной информации о ребёнке вне формальных тестов.

Вопрос

Ответ (да/нет/частично)

1

Ребёнок с удовольствием решает математические задачи?

2

Часто ли он задаёт вопросы: «Почему так?», «Как это работает?»?

3

Нравится ли ему играть в игры, требующие расчётов (настольные, на смартфоне)?

4

Умеет ли он находить закономерности (в числах, фигурах, словах)?

5

Как часто он ошибается в простых вычислениях?

6

Делает ли он домашнее задание по математике без напоминаний?

7

Использует ли он разные способы решения одной задачи?

8

Боязнь ли у него "сложных" примеров или задач?

9

Реагирует ли на замечания учителя, исправляет ли ошибки?

10

Интересуется ли он математикой на других уроках (например, в технологии, физкультуре)?

Интерпретация:

  • 8–10 «да» — высокая мотивация, склонность к математике.
  • 4–7 «да» — средний уровень.
  • 0–3 «да» — низкая мотивация, возможны трудности.

4. Тесты по математическим способностям (по классам)

I. Тест для 1–2 классов (базовый уровень)

Задание 1. Логика и внимание (10 баллов)

Найди лишнее:

1.     2, 4, 6, 7, 8 — (7)

2.     Круг, квадрат, треугольник, шар — (шар)

3.     Яблоко, груша, морковь, слива — (морковь)

4.     1, 3, 5, 7, 9 — (все чётные) — ошибка, все нечётные → правильный ответ: всё — нечётные, но если выбрать лишнее, то...
Правильно: 1, 3, 5, 7, 9 — все нечётные, нет лишнего, но если 10 добавить — 10 — лишнее.
Уточнение: предложите 4 варианта, где один не подходит по признаку.

 Правильный ответ: 1) 7; 2) шар; 3) морковь; 4) 10 (если бы было 10)

Оценивание: 1 балл за каждый верный ответ — 4 балла

Задание 2. Пространственное воображение (10 баллов)

Соедини линиями пары фигур, которые одинаковые (вращение, зеркально):

(Визуально: 4 пары — две из них совпадают, другие — нет)

Пример:

  • Фигура A — квадрат
  • Фигура B — квадрат, повернутый на 90° — одинаковые
  • Фигура C — квадрат, отражённый — тоже совпадает, если не указано, что зеркально

На бумаге: 4 пары, 2 — совпадают, 2 — нет

Правильный ответ: 2 пары — совпадают

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару — 2 балла

Задание 3. Решение нестандартной задачи (10 баллов)

Миша и Коля играли в шахматы. Миша выиграл 2 раза, Коля — 3. Сколько партий они сыграли?

  • А) 2
  • Б) 3
  • В) 5
  • Г) 6

Правильный ответ: В) 5 (2 + 3 = 5)

Оценивание: 1 балл за верный ответ — 1 балл

Задание 4. Счёт и логика (10 баллов)

В корзине 5 яблок. 2 яблока съели. Сколько осталось?

  • А) 2
  • Б) 3
  • В) 5
  • Г) 7
  •  Правильный ответ: Б) 3

Оценивание: 1 балл — 1 балл

Итого: 18 баллов

  • 14–18 — высокий уровень
  • 9–13 — средний
  • 0–8 — низкий

II. Тест для 3–4 классов (продвинутый уровень)

Задание 1. Логическая цепочка (10 баллов)

Найди следующее число: 2, 4, 8, 16, ?

  • А) 20
  • Б) 24
  • В) 32
  • Г) 36

 Правильный ответ: В) 32 (умножение на 2)

Оценивание: 1 балл — 1 балл

Задание 2. Пространственное воображение (10 баллов)

Сколько кубиков в этой конструкции? (рисунок: 3 слоя, 2x2, 1x1 сверху)

(Представим: нижний слой — 4 кубика, средний — 1, верхний — 1)
→ 4 + 1 + 1 = 6

 Правильный ответ: 6

Оценивание: 1 балл — 1 балл

Задание 3. Нестандартная задача (10 баллов)

В семье 3 дочки. У каждой дочки есть 2 брата. Сколько детей в семье?

  • А) 3
  • Б) 5
  • В) 6
  • Г) 4

Правильный ответ: Г) 4 (3 дочки + 2 брата = 5, но братья общие, значит: 3+2=5 — ошибка!)
Разбор: дочки — 3, братья — 2, всего 5. Но если у каждой дочки 2 брата, значит, братьев 2, и они общие.
Итого: 3 девочки + 2 мальчика = 5 детей.

 Правильный ответ: Б) 5

Оценивание: 1 балл — 1 балл

Задание 4. Математический смысл (10 баллов)

Если 10 кг картошки стоят 100 рублей, сколько стоит 1 кг?

  • А) 1 рубль
  • Б) 10 рублей
  • В) 100 рублей
  • Г) 1000 рублей

 Правильный ответ: Б) 10 рублей

Оценивание: 1 балл — 1 балл

Задание 5. Работа с данными (10 баллов)

В таблице:

День

Количество книг

Пн

12

Вт

15

Ср

10

Чт

14

Сколько книг прочитали за 4 дня?

  • А) 40
  • Б) 51
  • В) 41
  • Г) 50

 Правильный ответ: Б) 51 (12+15+10+14=51)

Оценивание: 1 балл — 1 балл

Итого: 50 баллов

  • 40–50 — высокий уровень
  • 25–39 — средний
  • 0–24 — низкий

5. Критерии оценивания и интерпретация результатов

Уровень

Баллы (1–2 кл.)

Баллы (3–4 кл.)

Характеристика

Высокий

14–18

40–50

Способен к логическому мышлению, быстро решает нестандартные задачи, проявляет интерес, умеет рассуждать.

Средний

9–13

25–39

Имеет базовые знания, может решать стандартные задачи, нуждается в поддержке.

Низкий

0–8

0–24

Трудности с логикой, вниманием, вычислениями. Требуются индивидуальная работа, коррекция.

6. Рекомендации по использованию

  • Диагностика проводится 1 раз в год (в начале и конце года).
  • Результаты фиксируются в индивидуальных картах.
  • Для детей с низким уровнем — разработка индивидуальных заданий, работа в парах, игровые методы.
  • Для детей с высоким уровнем — предложение олимпиад, нестандартных задач, проектов.

7. Дополнительные рекомендации

  • Для 1–2 классов — использовать больше наглядных материалов, картинок, игр.
  • Для 3–4 классов — вводить элементы алгоритмов, схем, таблиц.
  • При проведении теста — создать спокойную обстановку, не ограничивать время, давать возможность пересмотра.