Диагностика уровня развития математических способностей обучающихся начальной школы
1. Цель диагностики
Определить уровень сформированности математических способностей у учащихся 1–4 классов: логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения решать нестандартные задачи, а также выявить индивидуальные особенности.
2. Задачи диагностики
3. Анкета для учителя / родителей (для выявления мотивации и поведения)
Предназначена для получения дополнительной информации о ребёнке вне формальных тестов.
|
№ |
Вопрос |
Ответ (да/нет/частично) |
|
1 |
Ребёнок с удовольствием решает математические задачи? |
|
|
2 |
Часто ли он задаёт вопросы: «Почему так?», «Как это работает?»? |
|
|
3 |
Нравится ли ему играть в игры, требующие расчётов (настольные, на смартфоне)? |
|
|
4 |
Умеет ли он находить закономерности (в числах, фигурах, словах)? |
|
|
5 |
Как часто он ошибается в простых вычислениях? |
|
|
6 |
Делает ли он домашнее задание по математике без напоминаний? |
|
|
7 |
Использует ли он разные способы решения одной задачи? |
|
|
8 |
Боязнь ли у него "сложных" примеров или задач? |
|
|
9 |
Реагирует ли на замечания учителя, исправляет ли ошибки? |
|
|
10 |
Интересуется ли он математикой на других уроках (например, в технологии, физкультуре)? |
Интерпретация:
4. Тесты по математическим способностям (по классам)
I. Тест для 1–2 классов (базовый уровень)
Задание 1. Логика и внимание (10 баллов)
Найди лишнее:
1. 2, 4, 6, 7, 8 — (7)
2. Круг, квадрат, треугольник, шар — (шар)
3. Яблоко, груша, морковь, слива — (морковь)
4. 1,
3, 5, 7, 9 — (все чётные) — ошибка, все нечётные →
правильный ответ: всё — нечётные, но если выбрать лишнее, то...
Правильно: 1, 3, 5, 7, 9 — все нечётные, нет лишнего, но если 10 добавить —
10 — лишнее.
Уточнение: предложите 4 варианта, где один не подходит по признаку.
Правильный ответ: 1) 7; 2) шар; 3) морковь; 4) 10 (если бы было 10)
Оценивание: 1 балл за каждый верный ответ — 4 балла
Задание 2. Пространственное воображение (10 баллов)
Соедини линиями пары фигур, которые одинаковые (вращение, зеркально):
(Визуально: 4 пары — две из них совпадают, другие — нет)
Пример:
На бумаге: 4 пары, 2 — совпадают, 2 — нет
Правильный ответ: 2 пары — совпадают
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару — 2 балла
Задание 3. Решение нестандартной задачи (10 баллов)
Миша и Коля играли в шахматы. Миша выиграл 2 раза, Коля — 3. Сколько партий они сыграли?
Правильный ответ: В) 5 (2 + 3 = 5)
Оценивание: 1 балл за верный ответ — 1 балл
Задание 4. Счёт и логика (10 баллов)
В корзине 5 яблок. 2 яблока съели. Сколько осталось?
Оценивание: 1 балл — 1 балл
Итого: 18 баллов
II. Тест для 3–4 классов (продвинутый уровень)
Задание 1. Логическая цепочка (10 баллов)
Найди следующее число: 2, 4, 8, 16, ?
Правильный ответ: В) 32 (умножение на 2)
Оценивание: 1 балл — 1 балл
Задание 2. Пространственное воображение (10 баллов)
Сколько кубиков в этой конструкции? (рисунок: 3 слоя, 2x2, 1x1 сверху)
(Представим: нижний слой — 4 кубика, средний — 1,
верхний — 1)
→ 4 + 1 + 1 = 6
Правильный ответ: 6
Оценивание: 1 балл — 1 балл
Задание 3. Нестандартная задача (10 баллов)
В семье 3 дочки. У каждой дочки есть 2 брата. Сколько детей в семье?
Правильный ответ: Г) 4 (3
дочки + 2 брата = 5, но братья общие, значит: 3+2=5 — ошибка!)
Разбор: дочки — 3, братья — 2, всего 5. Но если у каждой дочки 2 брата,
значит, братьев 2, и они общие.
Итого: 3 девочки + 2 мальчика = 5 детей.
Правильный ответ: Б) 5
Оценивание: 1 балл — 1 балл
Задание 4. Математический смысл (10 баллов)
Если 10 кг картошки стоят 100 рублей, сколько стоит 1 кг?
Правильный ответ: Б) 10 рублей
Оценивание: 1 балл — 1 балл
Задание 5. Работа с данными (10 баллов)
В таблице:
|
День |
Количество книг |
|
Пн |
12 |
|
Вт |
15 |
|
Ср |
10 |
|
Чт |
14 |
Сколько книг прочитали за 4 дня?
Правильный ответ: Б) 51 (12+15+10+14=51)
Оценивание: 1 балл — 1 балл
Итого: 50 баллов
5. Критерии оценивания и интерпретация результатов
|
Уровень |
Баллы (1–2 кл.) |
Баллы (3–4 кл.) |
Характеристика |
|
Высокий |
14–18 |
40–50 |
Способен к логическому мышлению, быстро решает нестандартные задачи, проявляет интерес, умеет рассуждать. |
|
Средний |
9–13 |
25–39 |
Имеет базовые знания, может решать стандартные задачи, нуждается в поддержке. |
|
Низкий |
0–8 |
0–24 |
Трудности с логикой, вниманием, вычислениями. Требуются индивидуальная работа, коррекция. |
6. Рекомендации по использованию
7. Дополнительные рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.