ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень агрессии детей младшего школьного возраста.

Первая диагностическая методика: Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей (по Г.П. Лаврентьевой).

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста

В ходе наблюдения отмечалось поведение детей по 18 фрагментам, методика оценивалась в балльной системе.

Шкала оценок результатов:

·        Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

·        Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.

·        Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

·        Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

 

Таблица 2.2 - Уровень агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента (методика Лаврентьевой Г.П.)

Уровень агрессии

Повышенный

Высокий

Средний

Слабый

Число детей

2 чел.

1 чел.

4 чел.

10 чел.

%

12%

6%

24%

58%

 

Рис. 2.1. Результаты наблюдения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента

По результатам наблюдения повышенный уровень агрессии имеют 12 % (Никита С. и Никита Л.), у них проявляются почти все характеристики агрессивного поведения. Высокий уровень агрессии выявился у 6% (Варвара К.). Средний уровень агрессии имеют 24% (Полина К., Родион П., Гриша Б., Люда З.), т.е. у них тоже есть предрасположенность к высокому и повышенному уровню агрессии. Значит и им нужно уделить внимание. Слабый уровень агрессивного поведения у 58% детей.

Вторая диагностическая методика: Методика рисунок несуществующего животного (РНЖ) (автор - Колосова С.Л.) (Приложение 4).

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

На основании анализа каждого рисунка подсчитывалась итоговая сумма баллов и делался вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:                      

·        Повышенный уровень агрессивности – 0,11-0,15 баллов.

·        Высокий уровень агрессивности — 0,7-0,10 баллов.

·        Средний уровень агрессивности —0,4-0,6 баллов.

·        Слабый уровень агрессивности —0,0-0,3 баллов.

Таблица 2.3 - Уровень агрессии старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента (методика Колосова С.Л.)

Уровень агрессии

Повышенный

Высокий

Средний

Слабый

Число детей

2 чел.

4 чел.

7 чел.

4 чел.

%

12%

23%

42%

23%

 

Рис. 2.2 Результаты методики РНЖ агрессивного поведения старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

По рисункам детей с высоким и повышенным уровнем агрессии (Никита С., Алиса З., Полина К., Родион П., Никита Л., Варвара К.) присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

Таким образом, сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результат обоих методик несут в себе большую ценность для исследования.

Таким образом, из 17 детей, с повышенным уровнем агрессии - 12%  детей, с высоким уровнем агрессии – 23% детей, со средним уровнем агрессии - 42% детей, с низким уровнем агрессии - 23% детей.

Таблица 2.4 - Сводная таблица по результатам двух диагностических методик (констатирующий эксперимент)

метод

 Наблюдение

РНЖ

 

Уровень агрессии

Повышенный

Высокий

Средний

Слабый

Повышенный

Высокий

Средний

Слабый

Число детей

2 ч.

1 ч.

4 ч.

10 ч.

2 ч.

4 ч.

7 ч.

4 ч.

%

12%

6%

24%

58%

12%

23%

42%

23%

 

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали наличие повышенного и высокого уровня агрессии у детей младшего школьного возраста.