ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень агрессии детей младшего школьного возраста.
Первая диагностическая методика: Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей (по Г.П. Лаврентьевой).
Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста
В ходе наблюдения отмечалось поведение детей по 18 фрагментам, методика оценивалась в балльной системе.
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов
· Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.
· Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
· Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
Таблица 2.2 - Уровень агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента (методика Лаврентьевой Г.П.)
Уровень агрессии |
Повышенный |
Высокий |
Средний |
Слабый |
Число детей |
2 чел. |
1 чел. |
4 чел. |
10 чел. |
% |
12% |
6% |
24% |
58% |
Рис. 2.1. Результаты наблюдения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента
По результатам наблюдения повышенный уровень агрессии имеют 12 % (Никита С. и Никита Л.), у них проявляются почти все характеристики агрессивного поведения. Высокий уровень агрессии выявился у 6% (Варвара К.). Средний уровень агрессии имеют 24% (Полина К., Родион П., Гриша Б., Люда З.), т.е. у них тоже есть предрасположенность к высокому и повышенному уровню агрессии. Значит и им нужно уделить внимание. Слабый уровень агрессивного поведения у 58% детей.
Вторая диагностическая методика: Методика рисунок несуществующего животного (РНЖ) (автор - Колосова С.Л.) (Приложение 4).
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.
На основании анализа каждого рисунка подсчитывалась итоговая сумма баллов и делался вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенный уровень агрессивности – 0,11-0,15 баллов.
· Высокий уровень агрессивности — 0,7-0,10 баллов.
· Средний уровень агрессивности —0,4-0,6 баллов.
· Слабый уровень агрессивности —0,0-0,3 баллов.
Таблица 2.3 - Уровень агрессии старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента (методика Колосова С.Л.)
Уровень агрессии |
Повышенный |
Высокий |
Средний |
Слабый |
Число детей |
2 чел. |
4 чел. |
7 чел. |
4 чел. |
% |
12% |
23% |
42% |
23% |
Рис. 2.2 Результаты методики РНЖ агрессивного поведения старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента
По рисункам детей с высоким и повышенным уровнем агрессии (Никита С., Алиса З., Полина К., Родион П., Никита Л., Варвара К.) присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных – один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.
На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.
Таким образом, сравнив полученные результаты наблюдения и методики РНЖ можно сказать, что результаты во многом совпали, но есть и расхождения. Это можно объяснить тем, что наблюдение дает общую картину поведения детей в группе, а методика РНЖ позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему его миру. Но результат обоих методик несут в себе большую ценность для исследования.
Таким образом, из 17 детей, с повышенным уровнем агрессии - 12% детей, с высоким уровнем агрессии – 23% детей, со средним уровнем агрессии - 42% детей, с низким уровнем агрессии - 23% детей.
Таблица 2.4 - Сводная таблица по результатам двух диагностических методик (констатирующий эксперимент)
метод |
Наблюдение |
РНЖ |
|
|||||
Уровень агрессии |
Повышенный |
Высокий |
Средний |
Слабый |
Повышенный |
Высокий |
Средний |
Слабый |
Число детей |
2 ч. |
1 ч. |
4 ч. |
10 ч. |
2 ч. |
4 ч. |
7 ч. |
4 ч. |
% |
12% |
6% |
24% |
58% |
12% |
23% |
42% |
23% |
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали наличие повышенного и высокого уровня агрессии у детей младшего школьного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.