Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве
Оценка 4.6

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
психологическая работа +1
Детсад
22.02.2017
Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве
В материале рассматриваются факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям. Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы.
факторы формирован.агрессивности.docx
Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве  Формы работы психолога АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические  особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические  рекомендации педагогам и родителям Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к  агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998). Ребенок­дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной  агрессии, а также в разрушительных действиях. Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения. Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста  выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние  социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные  информационные факторы. «Фактор семьи» / выделяется как основной/ Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются  «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка: негативизм матери; терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии; эмоциональное отвержение ребенка родителями гиперсоциализированное воспитание авторитарное воспитание. Социальные факторы: влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения); влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок  идентифицирует себя с агрессивными героями. Психологическая характеристика агрессивного ребенка В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей: Типы детей, формы проявления  агрессии 1. Дети, склонные к проявлению  физической агрессии 2. Дети, склонные к проявлению  вербальной агрессии Личностные особенности детей Отличаются активностью, целеустремленностью,  смелостью; склонны к риску.  Экстравертированность. Проявляют лидерские  качества в сочетании с низким уровнем  самоконтроля. Импульсивность поведения.  Отсутствие социализации влечений, потребность  в острых переживаниях. Отличаются выраженной психической  неуравновешенностью, депрессивностью,  фрустрационной толерантностью; Повышенная  чувствительность к оценкам и действиям  2 3. Дети, склонные к проявлению  косвенной агрессии окружающих; постоянный внутренний конфликт.  Импульсивность поведения. Импульсивность; низкий уровень самоконтроля.  Недостаточная социализация влечений, низкая  осознанность собственных действий.  Несформированность произвольных реакций. ________________________________________ см. по: Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология. // В кн: Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании – Разд. 3,  Гл.3.­ М.: Сфера,  2000, с. 276­277 Психологические особенности агрессивных детей в зависимости от вариантов агрессивности: Цели  и мотивы  агрессии «Агрессия как  средство  привлечения  внимания,  самоутверждения  и  самовыражения»; Ребенок не реали­ зует себя в основ­ ных видах  детской  деятельности  (ролевая игра,  общение, познава­ тельная деятель­ ность), поэтому  прибегает к агрес­ сивному поведе­ нию. «Агрессия как  норма поведения,  средство  достиже­ния  конкретной цели» Агрессия  является нормой  поведения  ребенка и его  отношений со  «Варианты»  детской  агрессивности «Импульсивно­ демонстративный» Особенности  агрессивных  проявлений Агрессивные эмоции  ярко выражены; Агрессивные акты  ситуативны, агрессия  носит  непродолжитель­ный и импульсивный  характер; Используется  преимущественно  физическая агрессия Психологические  характеристики детей Невысокий социаль­ ный статус в группе  сверстников; Низкий уровень  общего и социального  интеллекта; Неразвитость произ­ вольности; Низкий уровень раз­ вития игровой  деятельности. «Нормативоно­ инструментальный» Не замечает своей  агрессивности;  воспринимает  агрессию как  привычный способ  поведения. Преимущественно  используется прямая  физическая агрессия Высокий социальный  статус в группе  сверстников; Высокий уровень  общего и социаль­ного интеллекта; Развитая произволь­ ность; Высокий уровень  развития ролевой  игры; организатор­ 3 сверстниками Нанесение вреда  другому как  самоцель. «Целенаправленно­ враждебный» Испытывает удоволь­ ствие от агрессивных  действий. Использует прямую  физическую, вербаль­ ную агрессию.  Агрессию направляет  на слабых  сверстников. ских способностей. Низкий социальный  статус в группе; Средние показатели  интеллекта; Произвольность  соответствует  возрастным нормам; Средний уровень  развития игровой  деятельности; игры  часто носят  агрессивный характер. Самые нейтраль­ ные ситуации (в  общении,  деятельности)  рассматривает  как угрозу и  посягательство на свои права. _______________________________________ Таблица составлена по материалам: Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.  // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17­25 Диагностика агрессивности: Критерии выявления агрессивного ребенка: С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения. Работа с картой­таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого  утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка: Как проявляются Часто редко № Особенности поведения ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Спорит,  ругается со взрослыми Теряет контроль над собой Винит других в своих ошибках Завистлив, мстителен Сердится и отказывается что­либо делать Специально раздражает людей Отказывается подчиняться правилам Чувствителен, очень быстро реагирует на  различные действия окружающих (детей и  взрослых), которые нередко раздражают их Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то  можно предположить, что ребенок является агрессивным. Анкета «Признаки агрессивности» 4 (может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе  предварительной диагностики) Работа с анкетой:  На каждое утверждение­показатель поведения необходимо ответить «да»  или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты­таблицы. Проявление  особенностей Нет Да № Особенности поведения исследуемого ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Злой дух» временами вселяется в него Он не может промолчать, когда чем­то недоволен Когда кто­то причиняет ему зло, он старается отплатить ему  тем же Иногда ему без всякой причины хочется выругаться Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки Иногда он так настаивает на чем­либо, что окружающие  теряют терпение Он не прочь подразнить животных Очень сердится, если ему кажется, что кто­то подшучивает  над ним Кажется, что иногда  у него вспыхивает желание сделать  плохое, шокирующее окружающих 10 В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать  наоборот 11 Часто не по возрасту ворчлив 12 Воспринимает себя как самостоятельного и решительного 13 Любит быть первым, командовать, подчинять себе других 14 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски  виноватых 15 Легко ссорится, вступает в драку 16 Старается общаться с младшими и более слабыми 17 У него нередки периоды мрачной раздражительности 18 Не считается со сверстниками, не уступает, не делится 19 Уверен, что любое задание выполнит лучше других Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку. 15 – 20 баллов – высокая агрессивность 7 – 14 – средняя 1 – 6 – низкая Диагностическая работа психолога: Методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова) Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности  агрессивности 5 Применение методики:  с детьми старше 3­х лет (младший, средний и старший дошкольный  возраст). Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием  цветных карандашей (8 цветов  по тесту Люшера), в таком случае  при интерпретации  учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Проведение исследования: Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе  представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются. Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики  линий, нажим карандаша. Учитываются показатели, специфичные для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный); характеристика иголок (размер, расположение, количество) Личностные особенности Агрессия Импульсивность Эгоцентризм, стремление  к лидерству Демонстративность,  открытость Неуверенность в себе.  Зависимость Скрытность,  осторожность Оптимизм Тревожность Женственность Экстравертированность Интровертированность Стремление к домашней  защите Отсутствие стремления к  домашней защите, наличие чувства одиночества Отражение в рисунке Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко  расположенные друг от друга иголки  ­ высокий уровень  агрессивности Отрывистость линий, сильный нажим Крупный рисунок в центре листа Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм Маленький рисунок. Расположение внизу листа Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Использование ярких цветов, «радостные» кактусы Использование темных цветов, преобладание внутренней  штриховки прерывистыми линиями Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм Наличие на рисунке других кактусов, цветов На рисунке изображен один кактус Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение  комнатного растения Дикорастущие, «пустынные» кактусы». Беседа с ребенком после завершения рисунка: Варианты вопросов: кактус домашний или дикий? он сильно колется? Его можно потрогать? кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 6 кактус растет один  или с каким­то растением по­соседству? Если растет с соседом, то что это  за растение? когда кактус подрастет, то как он изменится? См. по: 1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 ­ 59 2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12­13 2. Методика А.Романова Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у  ребенка. Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого». Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов. Выраженность  ситуационно­личностных агрессивных реакций определяется по общему  количеству баллов по 19 признакам. Бланк методики: Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________ Варианты оценки ситуационно­личностных реакций (в баллах): 0 – нет проявлений агрессивности 1 ­  проявления агрессивности наблюдаются иногда 2 – часто 3 – почти всегда 4 – непрерывно Признаки  проявления  агрессивности у  ребенка 1. Вегетативные  признаки 2. внешние  проявления  агрессивности Как проявляется агрессивность Краснеет (бледнеет) в состоянии  раздражения (гнева) Облизывает губы в состоянии раздражения,  гнева Кусает губы в состоянии раздражения Сжимает кулаки в состоянии раздражения,  гнева Сжимает губы, кулаки, когда обижают Тревожное напряжение разрешается гневом 3. длительность  агрессии После агрессивной реакции не  успокаивается >15 мин Частота  проявления 0 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 7 4. чувствительность  к помощи взрослого После агрессивной реакции не  успокаивается в течение 30 мин Помощь взрослого не помогает ребенку  овладевать собственной  агрессией Помощь взрослого не помогает ребенку  успокоиться Замечания в словесной форме не тормозят  проявления вербальной агрессии Замечания в словесной форме не тормозят  проявления физической агрессии Чувство неприязни к другим не  корректируется извне 5. особенности  отношения к  собственной  агрессии Ребенок говорит, что поступил «плохо», но  все равно продолжает вести себя агрессивно Ребенок не воспринимает собственные  агрессивные действия как таковые 6. недостаточность в проявлении  гуманных чувств Стремится делать назло другим Проявляет безразличие к страданиям других Стремится причинить другому страдание 7. реакция на  новизну Новизна (непривычность обстановки) не  тормозит  проявления агрессивности В новой, незнакомой обстановке проявляет  агрессивные реакции 8. реакция на  ограничение При попытке удержать в состоянии гнева  яростно сопротивляется 9. реактивность  (чувствительность к  агрессии других) Проявляет агрессивные реакции первым Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка Проявляет агрессивные реакции на действия других Толкается, когда обижают Бьет других детей, если ребенка случайно  толкнули Щипается на глазах у всех Толкает сверстника на глазах у всех 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 8 10. чувствительность к присутствию  других Ситуация совместной деятельности  провоцирует агрессивное поведение у  ребенка 11. физическая  агрессия,  направленная на  предмет 12. Агрессия,  направленная на  сверстников Ломает постройку на глазах у всех Ребенок стремится разорвать игровую  предметную карточку, книжку Ребенок бросает предмет об стенку Ребенок стремится бросить мяч в другого  человека сильнее, чем это требуется по  правилам игры Отрывает руки, ноги кукле Толкает других детей в состоянии  раздражения Походя, ударяет встречных Бьет других детей в состоянии раздражения Ударяет детей и внезапно успокаивается Стремится ткнуть в глаз (пальцем,  предметом) Кусает других детей в состоянии  раздражения 13. агрессия,  направленная на  себя Просит себя стукнуть еще раз Берет на себя вину за других Рвет на себе волосы Щипает себя в состоянии раздражения Кусает себя в состоянии раздражения 14. агрессия,  направленная на  взрослого  (в раннем  и дошкольном  возрасте) Бьет родителей по руке за то, что они не  дают кидать игрушки Бьет чужого взрослого по руке за то, что он  не дает разбрасывать игрушки Тянет взрослого за волосы только при  нарастании утомления или пресыщения В состоянии пониженного настроения бьет  чужого взрослого кулачком Царапает взрослого Беспричинное недоброжелательное  отношение к члену семьи Бьет больно ногой бабушку 15. Вербальная  агрессия Говорит обидные слова детям Говорит обидные слова взрослым Говорит нецензурные слова детям 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 9 Говорит нецензурные слова взрослым 16. агрессивность в  виде угрозы Замахивается, но не ударяет другого 17. агрессия,  направлен­ная на  животных Щипает кошку Выкручивает хвост кошке Специально наступает на лапы собаке 18. агрессия разных  видов  направленности Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все  окружающее (предметы, близких людей,  сверстников) 19. неупорядоченные проявления агрессии Плюется в состоянии раздражения 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все  баллы): ­ 1 уровень ­  от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно­личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает  собственной агрессивностью; ­ 2 уровень ­  от 65 до 130 баллов:  есть опасность закрепления агрессивных реакций как  патохарактерологических,  ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением ­ 3 уровень ­  от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого­педагогическая  и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и  эмоций ­ 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого­педагогическая помощь взрослого почти не  оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ См. по: Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей.  Альбом диагностических и  коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17 Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей: «Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?» Назначение методики:  диагностика особенностей агрессивного поведения  ребенка; оценка  ребенком выраженности агрессивного поведения у других. Применение методики:  индивидуально с детьми 4 – 7 лет. Проведение исследования: Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает: ­ похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как  консервная банка (используются рисунки);  Ребенку предлагается определить, у кого из его  10 близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать  взрослый и сам  ребенок. Выраженность проявлений оценивается в баллах: 0 баллов – нет проявлений агрессивности; 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда; 2 балла – часто; 3 – почти всегда; 4 – непрерывно. Регистрация ответов: Кто? Какая агрессия бывает? «динозавр» «кошка» Мама Папа Брат Сестра Дедушка Бабушка Я сам  (сама) 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 «молния» 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 «шестерен ки» 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 «змея» 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 «консервная банка» 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 Оценка выраженности агрессии: 0 –6 баллов –низкая; 7­12 баллов – средняя 13 – 18 баллов – высокая 19 – 24 балла – очень высокая ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Стратегия работы психолога с агрессивными детьми: Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания; Отработка навыков общения Формирование позитивных качеств личности (эмпатии,  доверия к людям). Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2­х направлениях: информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного  поведения  ребенка; обучение эффективным способам общения с ребенком. С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с  использованием методов игровой терапии. А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми. 11 Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение  агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм  выражения чувств и эмоциональных состояний. Существуют различные стратегии работы с агрессивностью,  их выбор зависит от: особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения); внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком). Среди стратегий выделяют игровые и неигровые. Игровые стратегии – включают игровые задачи­приемы (продолжительность – 10­15 минут и  более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения) Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне  создания игровых ситуаций. Варианты стратегий. Стратегия Стратегия на стимуляцию  гуманных чувств Краткое описание Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве  агрессии Стратегия на осознание Стратегия ориентации на  состояние Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их  проговаривание с ребенком Привлечение внимания ребенка к состоянию другого  (объекту агрессии,  свидетелей агрессивного акта) Стратегия на  отреагирование Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и  сейчас» 5.  Стратегия на  провокацию  ситуационно­ личностных состояний 6. Стратегия на  переключение 7. Стратегия на  положительное  подкрепление, похвалу 8. Стратегия на  игнорирование 9. Стратегия на  отрицательное  подкрепление 10. Стратегия на  стимуляцию чувства  удивления 11. Стратегия на  стимуляцию  положительных эмоций Провоцирование личностных эмоциональных реакций  ребенка Переключение ребенка на иную деятельность, состояние  или поведение Похвала в ситуации самостоятельного овладения  ребенком своими чувствами;  в ситуации правильных  ответных действий на агрессию Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком Оценка действий агрессора как отрицательных,  неприемлемых, их называние как негативных. Через необычность, неожиданность, новизну действий и  реакций Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы  (неожиданным действием) 12 12. Стратегия на  стимуляцию  положительных эмоций 13. Стратегия  «стимуляция телесного  контакта» 14. Стимуляция  соревнования,  соперничества. Юмористическая оценка действий агрессора и ответа  «жертвы» Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой;  предметная игровая деятельность (контакт с предметом) Создание игровых ситуаций соперничества. Рекомендации родителям агрессивного ребенка Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка,  либо его постоянное подавление;  если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно­агрессивные формы поведения; Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева; Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний; Учите агрессивного ребенка говорить словами  о том. что ему нравится и не нравится; Стимулируйте положительные эмоции  ребенка с целью переключения с агрессивной реакции  на иное состояние; Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»); Говорите  о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме  «Я­сообщений»; Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции; Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним; Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты  агрессивного поведения; Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии. Рекомендации воспитателям: Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других  детей; Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы  небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка; Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно  личность ребенка в целом; Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т.п.); Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших; После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и  переключите ребенка на другую деятельность; Не жалуйтесь на ребенка родителям; Не ругайте ребенка в присутствии других детей; Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх; В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых  ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа,  который защищает других детей; 13 Количество замечаний ребенку сведите к минимуму. Литература: 1.  Водинская М.   Арт­терапия с агрессивными детьми ­ //Дошкольное образование. № 12, 2002, с. 19­20 Кратко анализируются причины и особенности агрессивных действий дошкольников. Рассматриваются возможности ИЗО­деятельности как стратегии работы с агрессивными  детьми: для педагогов предлагаются приемы организации индивидуальной и групповой работы  с агрессивными детьми по тематическому рисованию. Описываются этапы работы:  индивидуальная и групповая ИЗО­деятельность,    совместное обсуждение рисунков. 2.  Волкова­Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми  и их родителями: Агрессивные дети. ­ //Дошкольное воспитание, № 4,  2002. С. 108­111 В материале кратко анализируются причины агрессивного поведения дошкольников: внимание  автора акцентируется на таких факторах, как отсутствие у ребенка навыков игровой  деятельности, психотравмирующие ситуации в семье, влияние средств массовой информации.  Приводятся приемы взаимодействия взрослых с детьми с агрессивным поведением, формы  обучения детей саморегуляции поведения, проявлению эмпатии. 3. Волкова ­ Гаспарова Е. Особенности работы педагогов,  психологов ДОУ  с «трудными»  детьми и их родителями ­ // Дошкольное воспитание, № 3, 1999,  с. 44­49 Автором статьи анализируется проблема «трудности» ребенка в целом: акцент делается на  том, что выделить критерии «трудности»  ребенка­дошкольника, опираясь на его уровень  наличного развития, личностных особенностей достаточно сложно. Предложены наиболее  общие, универсальные варианты показателей «трудности», особенности поведения, из­за  которых дети­дошкольники попадают в категорию «трудных»: агрессивность, упрямство и  капризы, негативизм, гипо ­ и гиперактивность. Автор кратко останавливается на характеристике детского упрямства как личностной  особенности, проявляющейся в поведении; выделяет его причины во взаимосвязи с  особенностям семейного воспитания. Проблема упрямства в целом рассматривается  с позиции определения помощи родителям и педагогам в построении отношений с ребенком. Материал может быть полезен педагогам ДОУ в подготовке родительских собраний,   психологам в разработке тематических консультаций по проблемам личностного развития  ребенка. 4.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. – СПб,  Речь, 2002 В книге представлен краткий обзор возрастных особенностей ребенка, его психического  развития в первые три года жизни. Показаны общие принципы диагностической работы с  детьми раннего возраста /особенности проведения наблюдения как основного диагностического приема/. 14 Описаны особенности работы с детьми раннего возраста с проявлениями агрессивности,  гиперактивности, тревожности. а также раннего аутизма. Проводятся рекомендации по работе с родителями «особых» детей. Авторами предложена стратегия тренинговой работы: подробно описана структура тренинга,  последовательность проведения занятий по обучению эффективному взаимодействию  педагогов. родителей с детьми с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности и аутизма в раннем детстве; приведены разработки игр и упражнений. Приведенная разработка  тренинга, игры и упражнения могут быть использованы психологами­практиками  в  родительских тренингах, занятиях с педагогами групп раннего возраста, обучающих семинарах­ тренингах для психологов. Приложения содержат иллюстративный практический материал для участников тренинга,  варианты методик экспресс­диагностики. Книга представляет собой практическое руководство для психолога­тренера, работающего по  программе  «Особый ребенок: стратегии взаимодействия». 5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: Комплексная  программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб,  Речь, 2002 В книге представлен материал по описанию психологических особенностей «особых» детей,  даются общие рекомендации педагогам и родителям по построению эффективного  взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, детьми с симптомами  раннего детского аутизма. Особый интерес и практическое значение имеют материалы  приложений, в которых помещены материалы, предоставляющие возможность психологу, а  также педагогам и родителям проводить экспресс­диагностику «проблемного» ребенка на  материале «карт наблюдений», в которых кратко представлены характерные особенности   детей. Книга представляет интерес для психологов: авторами предлагаются разработки тренинговых  занятий по обучению стратегиям работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными и  аутичными  детьми: приведены сценарии тренинга по 4­х – дневной программе занятий. Программа тренинга представляет собой практическое руководство к проведению занятий с  педагогами, родителями,        психологами. В приложениях помещены варианты диагностических методик, практический иллюстративный  материал для участников тренинга. 6. Миланич Ю. Психокоррекция эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста.  //Домашнее воспитание, № 1, 2001, с. 87­88 В статье представлены  категории детей с нарушениями эмоционального развития. в аспекте  проблем, с которыми педагоги и родители обращаются к психологу. В материале выделены 3  основные категории дошкольников в зависимости от  причины нарушений эмоционального  развития ребенка дошкольного возраста: 1). Дети с внутриличностными конфликтами; 2). Дети с эмоциональными проблемами в рамках межличностных отношений /основная  проблема – агрессивность/; 3). Дети с эмоциональными  проблемами, обусловленными сочетанием внутриличностных  конфликтов с личностными особенностями ребенка: эмоциональной неустойчивостью,  агрессивностью, тревожностью. 15 Автором определены и названы основные формы психокоррекционной работы с каждой их 3­х  категорий дошкольников, этапы коррекционной работы в рамках игровой терапии. Материал может быть полезен психологам­практикам в процессе разработки стратегий работы  с детьми с проблемами эмоционального развития. 7.  Овчарова Р.В. Методика работы с детьми «группы риска» ­ // В кн: Овчарова Р.В. ­  Технологии практического психолога в образовании. – Раздел III, гл. 1. – с. 219­233 Представлен анализ проблемы «социально­педагогическая запущенность» в детском возрасте.  Рассматриваются критерии выделения детей с симптомами социально­педагогической  запущенности   в категорию «дети группы риска». Особое внимание автором уделяется анализу факторов социально­воспитательной среды в развитии проявлений социальной и  педагогической запущенности. 8. Практическая психология образования. ­ /под ред. И.В.Дубровиной/ ­ М.: Сфера, 1998, ­ Ч.  II, Разд. 3., Гл. 3. Дошкольники «группы риска». ­ с. 150­162 Представлен краткий обзор категорий детей “группы риска” в аспекте анализа основных  трудностей личностного развития. 9.  Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М.: Плэйт, 2001 Кратко представлена характеристика агрессивных проявлений у детей, факторы агрессивных  форм поведения. Приведены авторские разработки диагностики и оценки уровня агрессивности у ребенка по  шкале интенсивности проявлений, проективная методика индивидуальной диагностики  агрессивных проявлений дошкольника. Приводится описание стратегий работы по коррекции агрессии, игровые формы  взаимодействия . Книга представляет собой практическое руководство для психологов по ведению  диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями. 10.  Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской  агрессивности.  // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17­25 Рассматривается анализ особенностей агрессивности детей старшего дошкольного возраста:  природа агрессии, личностные особенности агрессивных дошкольников, мотивация агрессии, ее проявления в каждом из трех ее вариантов. Выявленных авторами: импульсивно­ демонстративном, нормативно­инструментальном, целенаправленно­враждебном. Все данные о  личностных характеристикам, мотивационной направленности приводятся на основе  материалов авторского исследования. 11.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. – М.: 1996 Автор предлагает комплексный анализ проблемы детской агрессивности:  феномен агрессии с  точки зрения базовых теорий, виды и формы агрессивных реакций, данные зарубежных и  отечественных исследований половозрастных различий агрессивности. Приводятся методики  диагностики агрессивности, методы коррекционной работы с агрессивными детьми разного  возраста. 16 12.  Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми,  лишенными родительского попечительства. – Гл. 2. Психологические проблемы  депривированных детей. – Минск, «Тесей», 1999 Представлены материалы по характеристике личностных особенностей детей  гиперактивностью, агрессивностью, тревожностью. Проблемы детей с данными нарушениями  психоэмоционального развития рассматриваются  в плане анализа условий семейного  воспитания,  акцент делается на детях, воспитывающихся в условиях детского дома.  Приводятся диагностические методики выявления детей с тревожностью,  гиперактивностью,  синдромом дезадаптации, методики диагностики детско­родительских отношений. Кратко  изложены варианты психокоррекционных форм работы. Книга представляет интерес для практических психологов, работающих в детских  учреждениях интернатного типа. 13. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские  «почему» – Ярославль, Академия развития,  2001. Авторы в популярной форме анализируют причины и особенности агрессивного поведения  детей раннего и дошкольного возраста,  виды детской агрессии и особенности ее проявления,  на примере конкретных ситуаций показаны стратегии взаимодействия родителей и педагогов с  детьми, приемы помощи детям в ситуации появления агрессии. Анализ проблемы детской  агрессии приводится в аспекте «личность ребенка – социальное окружение – формы  взаимодействия и помощи». 17

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве

Диагностика агрессивности в раннем и дошкольном детстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017