Диагностика художественнотворческого развития старших дошкольников.
Актуальность:
Художественная деятельность является важной частью воспитательнообразовательной
работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее
направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными
явлениями, природой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как
классического, современного, так и народного, включая литературу и др., а также с
разнообразными видами деятельности детей.
Цель: выявить уровень художественнотворческого развития детей.
Прогнозируемый результат: воспользовавшись данной диагностикой, воспитатель может
определить уровень художественнотворческого развития детей, выявить дефициты
ребенка, спланировать дальнейшую работу, направленную на повышение уровня
диагностики.
Инструментарий диагностики:
Целевое педагогическое наблюдение;
Беседа;
Игровое упражнение.
Все задания разработаны с учетом возрастных особенностей детей, опираются на Т. С.
Комарову
«Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского
сада».
Ход диагностики.
Диагностику необходимо проводить индивидуально с каждым ребенком. Можно
задействовать любое свободное от занятий время. Чтобы избежать перенагрузки детей
заданиями, рекомендую диагностировать одного ребенка в течение одной недели, по схеме
одно задание в день (не распространяется на педагогическое наблюдение). Результаты
диагностических заданий педагог фиксирует в диагностической карте художественно
творческого развития у дошкольников»
Чтобы проследить динамику, диагностику необходимо проводить два раза в год (сентябрь
май). Рекомендуется проводить промежуточную диагностику (январь), для определения
промежуточного результата с целью корректировки содержания детсковзрослого
взаимодействия по данной теме. После каждого диагностического задания воспитатель
присваивает уровню художественнотворческого развития цифру, соответствующую
уровню диагностики: высокий/средний/низкий.
После того, как каждому заданию присвоена цифра и занесена в таблицу, вычисляется
среднее арифметическое число,
которое будет характеризовать общий уровень
сформированности художественнотворческого развития у дошкольников.
Критерии выполнения заданий.
1 – низкий Ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого, не получил
эмоциональное удовлетворение.
2средний Ребенок с трудом справился с заданием/ребенок справился с заданием с
помощью взрослого, получил/частично получил эмоциональное удовлетворение.
3высокий Ребенок самостоятельно без затруднений справился с заданием без помощи
взрослого, получил эмоциональное удовлетворение.
Общий уровень художественнотворческого развития у дошкольников.
Низкий
Художественнотворческое развитие не прослеживается (не соответствует норме) Средний
Художественнотворческое развитие прослеживается частично (частично не соответствует
норме).
Высокий
Художественнотворческое развитие соответствует норме: ребенок владеет разными
художественными техниками, методами и приемами (предметное/сюжетное/декоративное
рисование, лепка/декоративная лепка, аппликация), ребенок получает эмоциональное
удовлетворение от работы, умеет воспроизводить художественную деятельность по
замыслу и по образцу; хорошо развито мышление, воображение, фантазия.
Уровень освоения художественнотворческими навыками и умениями:
Высокий уровень: 2230 баллов
Средний уровень: 1221 балла
Низкий уровень: 611 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Рисование. (З1Р).
Игровое упражнение: «Нарисуй что запомнил!»
Цель: выявить умение изображать предметы по памяти. Определить уровень
наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и
передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Задание 2. Рисование. (З2Р).
Беседадемонстрация «Как еще это можно использовать?»
Цель: выявить уровень внимания детей к новым способам работы с уже знакомыми
материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания
фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания
основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть
подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
Наблюдение 1. Рисование. (Н1Р).
«Владение карандашом».
Цель: определить уровень владения карандашом при выполнении линейного рисунка, при
плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении
(от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально).
Задание 3. Рисование. (З3Р).
Игра «Закрой глаза – послушай музыку представь и нарисуй!»
Цель: выявить умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы,
плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения
линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка.
Наблюдение 2. Рисование (Н2Р).
«Сюжетное рисование». Цель: выявить умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным
расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний
план или дальше от него – задний план).
Наблюдение 3. Рисование (Н3Р).
«Декоративное рисование».
Цель: выявить умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых
детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, мезенская роспись и др.). Выявить
умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства
определенного вида. Выявить умение создавать композиции на листах бумаги разной
формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Наблюдение 4. Лепка (Н4Л).
«Владение техникой».
Цель: выявить умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов
природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать
форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности
изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Задание 4. Лепка (З4Л).
Игровое упражнение «Как на счет декора?»
Цель: Выявить уровень владения декоративной лепкой.
Задание 5. Аппликация (З5А).
Игра «У кого похоже?»
Цель: выявить умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры.
Определить чувство композиции (красиво располагать фигуры на листе бумаги формата,
соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
Наблюдение 5. Аппликация (Н5А).
«Узоры и декоративные композиции».
Цель: Выявить умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и
растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по
собственному замыслу и по мотивам народного искусства.
Диагностика художественно-творческого развития старших дошкольников.
Диагностика художественно-творческого развития старших дошкольников.
Диагностика художественно-творческого развития старших дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.