Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Оценка 4.9

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Оценка 4.9
Документация
doc
классное руководство +2
1 кл—4 кл
08.07.2019
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Цель: Расширить представления слушателей об особенностях эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также их диагностики и коррекции Вопросы для изучения: • Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. • Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Основные направления коррекционной работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов..doc
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей­инвалидов. Цель:  Расширить   представления   слушателей   об   особенностях эмоциональных   нарушений   детей   с   ОВЗ   и   детей­инвалидов,   а   также   их диагностики и коррекции Вопросы для изучения:  Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий детей  с ограниченными возможностями здоровья.  Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.  Основные   направления   коррекционной   работы   по преодолению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. 1.  Особенности   эмоциональных   нарушений   у   разных   категорий детей  с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции   развития   эмоциональной   сферы   детей   с   нарушениями слуха. На   развитие   эмоциональной   сферы   глухих   и   слабослышащих   детей оказывают неблагоприятное воздействие ряд факторов.  В связи с отсутствием или снижением воздействия речи взрослого, ее эмоционального   тона,   эмоциональное   обобщение   ребёнка   имеет   ряд специфических особенностей, начиная  с ранних этапов онтогенеза.  У детей может отсутствовать комплекс оживления.  В более старшем возрасте появляется дефект ориентировки ­ плохо воспринимаемый эмоциональный тон.  Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны речи и музыки.  Обеднённость эмоциональных проявлений в значительной мере может возникать   в   результате   недостатков   воспитания,   частой   оторванностью ребёнка от семьи. Вследствие   ограниченности   эмоционального   и   речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные,  их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний. Дети   с   нарушениями   слуха   позднее,   чем   их   слышащие   сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.  Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха   сказывается   и   на   овладении   лексикой,   обозначающей   те   или   иные эмоциональные состояния. 1 Эти   и   другие   особенности   социальной   ситуации   развития   детей   с нарушениями   слуха   обуславливают   трудности   в   овладении   эмоциями,   в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении. Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше   начинать   специальное   коррекционное   обучение   и   создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка. Тенденции   развития   эмоциональной   сферы   детей   с   нарушениями зрения. Слепые и слабовидящие дети имеют те же эмоции и чувства, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут отличаются.  Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном   отражении   своих   отношений   с   миром   вещей,   людей   и обществом.  Первые   более   ранимы   особенно   по   шкале   самооценки,   при   этом слабовидящие дети демонстрируют большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.  Для   слепых   свойственны   страх   перед   неизвестным,   неизведанным пространством,   наполненным   предметами   с   их   опасными   для   ребенка свойствами.  Однако   этот   страх   у   детей   появляется   при   неумелом   руководстве родителей,   допустивших   множество   неудачно   окончившихся   попыток   в удовлетворении   ребенком   своей   потребности   в   движении   и   освоении пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами. Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны   и  уравновешенны,  чем   люди,  не  имеющие   дефектов   зрения.  Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах.  Однако   речь   их   достаточно   интонационно   и   выразительна.   Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.  Также   отмечаются   отличительные   особенности   слепых   понимать эмоциональные состояния, улавливать изменения голоса собеседника. Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают   несколько   психологических   кризисов,   связанных   с   осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.  Особое   место   в   возникновении   тяжелых   эмоциональных   состояний занимает   понимание   своего   отличия   от   нормально   видящих   сверстников, возникающее в возрасте 4 ­ 5 лет;  особенно острое понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте; осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.  2 Таким образом, очевидно, что в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия развития. Тенденции   развития   эмоциональной   сферы   детей   с   ДЦП. Формирование   личности   ребёнка   с   ДЦП   сопровождается   незрелостью эмоционально­волевой   сферы.   Чаще   всего   ребёнок   руководствуется простыми   эмоциями,   дети   достаточно   эгоцентричны   даже   в   старшем дошкольном   возрасте,   внушаемы,   как   правило,   не   способны   к   волевым усилиям   над   собой.   Все   это   сопровождается   двигательной расторможенностью,   эмоциональной   нестабильностью,   высокой   степенью утомляемости. Следует также отметить, что любые эмоционально­волевые нарушения могут проявлять себя по­разному. Дети могут быть как легко возбудимыми, так   и   пассивными.   ДЦП   нередко   сопровождается   расстройством   сна, повышенной   впечатлительностью   с   преобладанием   негативных   эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. При этом слабость волевой активности связана с особенностями воспитания ребёнка. Вместе с повышенной   чувствительностью,   возникающей   в   результате   наблюдения тревожности и уныния родителей, это приводит к отсутствию инициативы, робости,   неуверенности   в   своих   силах.   На   фоне   таких   эмоциональных проявлений     могут   наблюдаться   эгоцентрические   тенденции,   стремление манипулировать окружающими посредством своей болезни. В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы детей можно объединить в следующие группы: Дети   с   невротическими   тенденциями.   Общей   характеристикой таких   детей   является   высокая   тревожность,   возбудимость   в   сочетании   с быстрой   истощаемостью,   повышенная   чувствительность   к   раздражителям, которая   вызывает   неадекватные   аффективные   вспышки,   проявляющиеся   в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого­либо из ближайшего окружения. Дети с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, болезненная реакция на критику   и   замечание,   эгоистичность.   Они   характеризуются   аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным   законам,   чем   влияниям   со   стороны   окружающих.   Вследствие этого   их   мысли,   чувства   и   поступки   часто   возникают   немотивированно   и поэтому кажутся странными и парадоксальными. Дети с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких   детей   является   тоскливое   настроение,   угнетенное   состояние, подавленность,   сниженная   психическая   и   двигательная   активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая 3 адаптация   к   ситуационным   событиям,   всевозможным   психотравмирующим переживаниям.   Любая   сколько­нибудь   напряженная   деятельность   для   них трудна,   нежелательна,   протекает   с   чувством   чрезмерного   психического дискомфорта,   быстро   утомляет,   вызывает   ощущение   полного   бессилия   и истощения.  Дети с психотическими и невротическими тенденциями. Ведущей особенностью   этих   детей   является   болезненная   ранимость   и впечатлительность.   Робкие,   стеснительные   и   боязливые,   они   постоянно испытывают   страхи   и   беспокойство,   не   верят   в   свои   силы,   не   умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни. Дети с психотическими и депрессивными тенденциями. Наряду с постоянной   внутриличностной   конфликтностью,   напряженностью   и возбужденностью   у   этих   детей   наблюдается   общая   психомоторная заторможенность, настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации   они   не   способны   к   длительному   волевому   усилию,   и   при невозможности преодолеть трудности часто впадают в отчаяние.  сопровождающаяся     снижением   Дети с невротическими и депрессивными тенденциями. Основными характеристиками   таких   детей   являются   тревожная   мнительность, нерешительность,   боязливость,   склонность   к   бесконечным   сомнениям   и самоанализу,   застенчивость, неудовлетворенность собой и своими возможностями. Их отличают чувство тревоги,   наклонность   к   страхам,   пессимизм,   неспособность   к   вытеснению травмирующих переживаний.   а   также   чувствительность,   робость, Эти  дети не  способны к  длительному волевому   усилению,  поэтому даже краткосрочная депривация плохо переносится и является поводом для новых тревог и волнений. Она еще больше усиливает неуверенность в себе, различного   рода   страхи   и   опасения.   Из­за   этого   они   постоянно   мрачны, угрюмы, погружены в собственные переживания и очень редко испытывают чувство радости. Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому, что в критической ситуации у них может возникать реакция гнева, раздражения. Дети   с   психотическими   тенденциями   и   низким   уровнем невротизма. Общими отличительными  особенностями этих детей является крайний субъективизм и эгоизм, которые делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими — одна из главных черт их характера. Они могут быть агрессивны, злопамятны, мстительны.  2. Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ  обеспечивает своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональных   нарушений,   проведение   их   комплексного   изучения   и 4 подготовку   рекомендаций   по   оказанию   психолого­медико­педагогической помощи. Основными задачами диагностики являются:  Своевременное   выявление   эмоциональных   нарушений  у   детей  с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов;  Определение   особых   образовательных   потребностей   детей   с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов;  Определение   особенностей   организации   образовательного процесса   для   рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. 1. Содержанием диагностической работы является: Своевременное   выявление   детей   группы   риска   по эмоциональным   нарушениям   и   нуждающимся   в   специализированной помощи; 2. Ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации; 3. Комплексный   сбор   сведений   о   ребёнке   на   основании диагностической информации от специалистов разного профиля; 4. развития   выявление его резервных возможностей; Определение   уровня   актуального   и   зоны   ближайшего   обучающегося   с   ограниченными   возможностями   здоровья, 5. Дифференцированное   изучение   развития   эмоционально­ волевой сферы и личностных особенностей ребёнка; 6. Изучение   социальной   ситуации   развития   и   условий семейного   воспитания   ребёнка   с   целью   определения   их   влияния   на эмоциональное развитие ребёнка; 7. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; 8. Системный   разносторонний   контроль   специалистов   за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка; 9. Анализ  успешности коррекционно­развивающей работы  по преодолению эмоциональных нарушений у детей. 3.Основные направления коррекционной работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Коррекционно­развивающая   работа  обеспечивает   своевременную специализированную   помощь   в   преодолении   эмоциональных   нарушений   у детей   с   ОВЗ,   способствует   формированию   эмоциональной   устойчивости, адекватного   социально­эмоционального   развития   в   соответствии   с индивидуальными   возможностями   ребёнка   и   имеющими   личностными ресурсами. Содержанием коррекционно­развивающей работы является: 5 Выбор   оптимальных   для   развития   ребёнка   с   ограниченными возможностями   здоровья   методов,   методик   и   приёмов   коррекции эмоциональных нарушений в соответствии с его возможностями; Организация   и   проведение   специалистами   индивидуальных   и групповых   коррекционно­развивающих   занятий,   необходимых   для преодоления нарушений эмоциональной сферы; Коррекция и развитие высших психических функций; Развитие эмоционально­волевой и личностной сфер ребёнка; Формирование эмоционального реагирования   в   случаях   неблагоприятных   условий   жизни   при психотравмирующих обстоятельствах.   навыков   адекватного   Литература: Бреслав   Г.М.   Эмоциональные   особенности   формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ­ М., 1990. ­ 144 с. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. ­ СПб.: Речь, 2001. ­ 220 с.  6

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2019