Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Оценка 4.9
Документация
doc
классное руководство +2
1 кл—4 кл
08.07.2019
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель: Расширить представления слушателей об особенностях эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также их диагностики и коррекции
Вопросы для изучения:
• Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Основные направления коррекционной работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов..doc
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ
и детейинвалидов.
Цель:
Расширить представления слушателей об особенностях
эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детейинвалидов, а также их
диагностики и коррекции
Вопросы для изучения:
Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Основные направления коррекционной работы по
преодолению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
1. Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тенденции развития эмоциональной сферы детей с нарушениями
слуха.
На развитие эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей
оказывают неблагоприятное воздействие ряд факторов.
В связи с отсутствием или снижением воздействия речи взрослого, ее
эмоционального тона, эмоциональное обобщение ребёнка имеет ряд
специфических особенностей, начиная с ранних этапов онтогенеза.
У детей может отсутствовать комплекс оживления.
В более старшем возрасте появляется дефект ориентировки плохо
воспринимаемый эмоциональный тон.
Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны
речи и музыки.
Обеднённость эмоциональных проявлений в значительной мере может
возникать в результате недостатков воспитания, частой оторванностью
ребёнка от семьи.
Вследствие ограниченности эмоционального и речевого
взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать
эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное
выражение и установление причин эмоциональных переживаний.
Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники,
овладевают способностью к сопереживанию.
Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями
слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные
эмоциональные состояния.
1 Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с
нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в
осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха
приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно
раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать
благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.
Тенденции развития эмоциональной сферы детей с нарушениями
зрения. Слепые и слабовидящие дети имеют те же эмоции и чувства, что и
зрячие, но степень и уровень их развития могут отличаются.
Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в
эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и
обществом.
Первые более ранимы особенно по шкале самооценки, при этом
слабовидящие дети демонстрируют большую эмоциональность и тревожность
по сравнению с тотально слепыми детьми.
Для слепых свойственны страх перед неизвестным, неизведанным
пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка
свойствами.
Однако этот страх у детей появляется при неумелом руководстве
родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в
удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении
пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами.
Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более
спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это
впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике,
жестах, позах.
Однако речь их достаточно интонационно и выразительна. Слепые
обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний,
они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего,
как активность, доминантность, тревожность.
Также отмечаются отличительные особенности слепых понимать
эмоциональные состояния, улавливать изменения голоса собеседника.
Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию, а
также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой
переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием
того, что они не такие, как многие их сверстники.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний
занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников,
возникающее в возрасте 4 5 лет; особенно острое понимание и переживание
своего дефекта в подростковом возрасте; осознание в ограничении в выборе
профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.
2 Таким образом, очевидно, что в развитии эмоций и чувств у детей с
нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные
условия развития.
Тенденции развития эмоциональной сферы детей с ДЦП.
Формирование личности ребёнка с ДЦП сопровождается незрелостью
эмоциональноволевой сферы. Чаще всего ребёнок руководствуется
простыми эмоциями, дети достаточно эгоцентричны даже в старшем
дошкольном возрасте, внушаемы, как правило, не способны к волевым
усилиям над собой.
Все это сопровождается двигательной
расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, высокой степенью
утомляемости.
Следует также отметить, что любые эмоциональноволевые нарушения
могут проявлять себя поразному. Дети могут быть как легко возбудимыми,
так и пассивными. ДЦП нередко сопровождается расстройством сна,
повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций,
повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. При этом слабость
волевой активности связана с особенностями воспитания ребёнка. Вместе с
повышенной чувствительностью, возникающей в результате наблюдения
тревожности и уныния родителей, это приводит к отсутствию инициативы,
робости, неуверенности в своих силах. На фоне таких эмоциональных
проявлений могут наблюдаться эгоцентрические тенденции, стремление
манипулировать окружающими посредством своей болезни.
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы
детей можно объединить в следующие группы:
Дети с невротическими тенденциями. Общей характеристикой
таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с
быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям,
которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в
реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против коголибо
из ближайшего окружения.
Дети с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью
этих детей являются психическая неадекватность личности. Общим для них
является повышенная напряженность и возбудимость, болезненная реакция на
критику и замечание, эгоистичность. Они характеризуются аутичностью,
обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их
поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним,
эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие
этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и
поэтому кажутся странными и парадоксальными.
Дети с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью
таких детей является тоскливое настроение, угнетенное состояние,
подавленность, сниженная психическая и двигательная активность,
склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая
3 адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим
переживаниям. Любая скольконибудь напряженная деятельность для них
трудна, нежелательна, протекает с чувством чрезмерного психического
дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и
истощения.
Дети с психотическими и невротическими тенденциями. Ведущей
особенностью этих детей является болезненная ранимость и
впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно
испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют
налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться
поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью
уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя
за неудачи в реальной жизни.
Дети с психотическими и депрессивными тенденциями. Наряду с
постоянной внутриличностной конфликтностью,
напряженностью и
возбужденностью у этих детей наблюдается общая психомоторная
заторможенность,
настроения,
медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации
фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, и при
невозможности преодолеть трудности часто впадают в отчаяние.
сопровождающаяся
снижением
Дети с невротическими и депрессивными тенденциями. Основными
характеристиками таких детей являются тревожная мнительность,
нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и
самоанализу,
застенчивость,
неудовлетворенность собой и своими возможностями. Их отличают чувство
тревоги, наклонность к страхам, пессимизм, неспособность к вытеснению
травмирующих переживаний.
а также чувствительность,
робость,
Эти дети не способны к длительному волевому усилению, поэтому
даже краткосрочная депривация плохо переносится и является поводом для
новых тревог и волнений. Она еще больше усиливает неуверенность в себе,
различного рода страхи и опасения. Изза этого они постоянно мрачны,
угрюмы, погружены в собственные переживания и очень редко испытывают
чувство радости. Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому, что
в критической ситуации у них может возникать реакция гнева, раздражения.
Дети с психотическими тенденциями и низким уровнем
невротизма. Общими отличительными особенностями этих детей является
крайний субъективизм и эгоизм, которые делают их недоступными чувствам
симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими — одна из главных
черт их характера. Они могут быть агрессивны, злопамятны, мстительны.
2. Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ обеспечивает
своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями здоровья
эмоциональных нарушений, проведение их комплексного изучения и
4 подготовку рекомендаций по оказанию психологомедикопедагогической
помощи.
Основными задачами диагностики являются:
Своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с
ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов;
Определение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов;
Определение особенностей организации образовательного
процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности.
1.
Содержанием диагностической работы является:
Своевременное выявление детей группы риска по
эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной
помощи;
2.
Ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии
и анализ причин трудностей адаптации;
3.
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
4.
развития
выявление его резервных возможностей;
Определение уровня актуального и зоны ближайшего
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,
5.
Дифференцированное изучение развития эмоционально
волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;
6.
Изучение социальной ситуации развития и условий
семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на
эмоциональное развитие ребёнка;
7.
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
8.
Системный разносторонний контроль специалистов за
уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;
9.
Анализ успешности коррекционноразвивающей работы по
преодолению эмоциональных нарушений у детей.
3.Основные направления коррекционной работы по преодолению
эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в преодолении эмоциональных нарушений у
детей с ОВЗ, способствует формированию эмоциональной устойчивости,
адекватного социальноэмоционального развития в соответствии с
индивидуальными возможностями ребёнка и имеющими личностными
ресурсами.
Содержанием коррекционноразвивающей работы является:
5 Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья методов, методик и приёмов коррекции
эмоциональных нарушений в соответствии с его возможностями;
Организация и проведение специалистами индивидуальных и
групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений эмоциональной сферы;
Коррекция и развитие высших психических функций;
Развитие эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка;
Формирование
эмоционального
реагирования в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
навыков
адекватного
Литература:
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990. 144 с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
6
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.