«Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
классное руководство
1 кл
17.01.2019
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Диагностика метапредметных результатов.docx
«Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
Из опыта работы:
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Новые социальные запросы определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить
учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование
совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом
знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной
связи с активными действиями самих обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит
чёткие требования к системе оценки достижения планируемых
результатов
Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить»,
«научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
К сожалению, сейчас большинство наших обучающихся показывают
очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному
добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений
решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не
готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя
из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо
потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным
социальным последствиям.
Эти вопросы призваны решать федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения.
Начальная школа
приступила к реализации Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных
учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед
школой.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые
связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При
целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает
необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то
есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты
оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие
как контрольные и проверочные работы.
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг
умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе
итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей,
тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд
коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в
ходе
работ.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе
формирования УУД основной образовательной программы школы. Например,
умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать
свои
т.д.
стандартизированных
партнёрами
действия
и
с
Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование
обучающегося к объективному контролю, на формирование потребности в
адекватной самооценке, а не на сокрытие своего незнания и неумения
• Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не
репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные
задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание
учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки
и т.п.
• Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо
проводить метапредметные диагностические работы, составленные из
компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных,
но и регулятивных и коммуникативных действий.
На основе программы формирования УУД составлена программа
мониторинга
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и
динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных
стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности
УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня
сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и
проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени
начального образования.
Программа рассчитана на 4 года (на начальную ступень образования). Она
представляет собой исследование,
направленное на отслеживание
индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени
начального
образования.
По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса
(проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика
УУД проводится один раз, в конце учебного года.
личностных),
Программа содержит технологические карты формирования различных
видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных,
регулятивных,
которые предусматривают 3 уровня
сформированности УУД: высокий, средний, низкий.
В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели
универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по
коррекции универсальных действий. Также представлены диагностики, с
помощью которых учитель оценивает сформированность УУД. Данные карты
разработаны на 4 года.
В результате проведенного мониторинга мы можем наглядно
продемонстрировать динамику формирования УУД в школе на первой
ступени
обучения.
В начале
учебного года проведены диагностики формирования УУД
(регулятивных, познавательных и коммуникативных) обучающихся 1 класса. В
конце года планируется диагностирование 2 класса. Результаты замеров первоклассников показали, что в среднем регулятивные и
познавательные УУД находятся у учащихся на среднем уровне. Ребятам еще
не совсем удаётся принятие задачи, достаточно хорошо сформирован
контроль по образцу. 50% обучающихся имеют средний уровень при
использовании речи взрослого как источника информации и осуществление
анализа объектов. Немного хуже первоклассникам дается построение
сообщения в устной и письменной форме.
По диаграммам видно, что в течение прошлого учебного года по результатам
двух замеров прослеживается положительная динамика формирования всех
видов УУД, что свидетельствует о том, что организация образовательной
деятельности способствует развитию УУД у учащихся. Некоторое отставание
можно заметить в формировании регулятивных УУД. Это объясняется тем,
что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей
деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс
Отрадно наблюдать, что коммуникативные УУД достаточно хорошо
сформированы, преобладает средний уровень при согласовании действий в
сотрудничестве и построении монологического высказывания.
Первоклассники учитывают позицию собеседника, более 60 % имеют высокий
уровень.
В целом положительная динамика есть за весь период проведения
мониторинга, что убеждает нас в том, что мы на верном пути.
Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного
образовательного процесса, так как необходимо получение объективной
информации о состоянии и динамике формирования метапредметных
результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо
проводить метапредметные диагностические работы, составленные из
компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных,
но и регулятивных и коммуникативных действий.
«Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
«Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
«Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
«Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.