для определения уровней развития изобразительных навыков и умений у детей, используются диагностические методики, критерии можно объединить в две группы: первая - анализ процесса деятельности и вторая - анализ продуктов деятельности. Оценка распределена на уровни 1- низкий 2 - средний 3 -высокий
Диагностика.
Применение диагностики, позволит педагогу оценить динамику развития ребёнка,
спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных занятий для формирования
необходимых навыков. Полный набор критериев и показателей объединены в таблицу, что
позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения
детьми изобразительной деятельностью.
Для определения уровней развития
изобразительных умений и навыков детей и их творчества использую диагностические
методики, а критерии объединила в две группы:
1 анализ процесса деятельности
2 анализ продуктов деятельности.
обе группы тесно связаны между собой. И позволяют охарактеризовать деятельность
ребёнка и его продукт (рисунки).
1 на выявление уровня технических навыков, умений, изобразительных способностей
техник.
и
освоение
Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из показателей:
оценка «1» (низкий уровень) – ставится тем, кто плохо понимает инструкцию, повторить
показанные приёмы самостоятельно затрудняется. Изобразительные навыки и умения с
использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе
почти не проявляет самостоятельности, затрудняется. Плохо развито умение
ориентироваться, мелкая и общая моторика. Творчество проявляет редко. Несмотря на то,
что ребёнок проявляет интерес к окружающему его миру, отразить это в рисунке
предлагаемыми нетрадиционными способами изображения, он не может.
Оценка «2» (средний уровень) – ставится тем, кто охотно интересуется новыми
способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию
воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный
повтор, уточнение, показ способов изображения, так как ребёнок не совсем уверенно
владеет ориентацией в пространстве и на плоскости ( затрудняется в расположении кистей
рук, пальцев в рисовании руками, штампами и т. д). Инициативу проявляет не часто.
Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
Выполняет легкие задания, знает основные цвета, умеет смешивать краски для получения
оттенков, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со
стороны взрослого.
Оценка «3» (высокий уровень) – ставится тем детям, которые заинтересованы в усвоении
новых способов изображения и хочет научиться им. Внимательно слушает взрослого и по
необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники
изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения
получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками или другими
материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой
изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое
решение своей работы если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет
полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.Диагностика на выявление уровня технических навыков, умений, изобразительных
способностей и освоение техник.
№ Ф.И.
технические навыки и изобразительные
способности
Освоение техник
о
г
о
т
и
ы
т
е
м
д
е
р
п
ь
т
а
ж
а
р
б
о
з
и
и
ь
т
а
м
и
н
и
р
п
с
о
в
е
и
н
е
м
У
.
ы
м
р
о
ф
й
о
н
ч
и
л
з
а
р
я
и
п
и
т
о
н
о
М
к
о
с
а
р
к
е
и
н
а
в
и
ш
е
м
С
к
с
и
т
т
о
к
ё
ч
ы
т
г
з
ы
р
б
а
н
ж
а
т
т
а
р
г
а
н
е
п
я
а
н
ь
л
ы
М
и
к
ш
о
д
а
л
,
и
к
и
ч
ь
л
а
П
я
и
ф
а
р
г
о
н
и
л
и
т
с
а
л
п
а
ч
е
в
с
,
и
к
л
е
м
е
ы
в
о
к
с
о
В
п
м
а
т
ш
я
а
н
ж
а
з
й
е
п
я
а
н
т
е
м
д
е
р
п
я
и
ф
а
р
г
о
с
к
я
л
к
н
о
л
о
р
о
п
а
г
а
м
у
б
я
а
т
я
М
е
и
н
е
о
р
т
с
,
у
м
р
о
ф
ь
т
а
в
а
д
е
р
е
п
е
и
н
е
м
У
в
о
т
е
м
д
е
р
п
е
и
н
е
л
в
а
р
п
а
н
и
х
а
м
з
а
р
ь
т
я
н
е
м
з
и
и
и
н
е
м
У
и
к
у
р
й
и
н
е
ж
и
в
д
в
о
л
а
и
р
е
т
а
м
о
з
и
р
о
б
ы
В
я
с
ь
т
а
в
о
з
ь
л
о
п
е
и
н
е
м
У
и
м
а
т
н
е
м
у
р
т
с
н
и
ю
и
ц
и
з
о
п
м
о
к
и
т
е
ж
ю
с
ь
т
и
о
р
т
с
е
и
н
е
м
У
е
р
о
б
ы
в
в
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
в
о
л
а
и
р
е
т
а
м
о
з
и
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1617
2 на выявление уровня развития художественнотворческих способностей
детей в рисовании, развитие эмоциональной отзывчивости, воображение.
Показатели для более детальной характеристики отношения детей к деятельности и
развитие их творчества в рисунке:
Оценка 1 (низкий уровень) – ставится тем, у кого изобразительные умения развиты слабо.
Сюжет для изображения выбрать самостоятельно не может. Расположение изображаемых
предметов носит случайный характер. У ребёнка полное безразличие к цвету, изображение
может быть выполнено полностью одним цветом или случайно взятыми красками. С
трудом выполняет задания, пассивен. Допускает большое количество ошибок при
повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со
стороны взрослого выполнить задание правильно. Безразличен к оценке взрослого
(деятельность не изменяется); оценка ребенком созданного им изображения отсутствует;
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами
к взрослому не обращается. Чувствует красоту окружающего мира, Но не может
самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.
Оценка 2 (средний уровень) ставится ребёнку, который выполняет легкие задания,
знает основные цвета, но путает названия составных; техническая сторона требует
контроля со стороны взрослого , в рисунке имеются частичные искажения или перемена
местами
узора.
Отношение к оценке взрослого эмоционально реагирует на оценку взрослого (при
похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность
замедляется или вовсе прекращается).Оценка ребенком созданного им изображения:
неадекватна (завышенная, заниженная). Эмоциональное отношение предложенному
заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности ребенок
относится «средне», требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому
обращается редко; Видит красоту окружающего мира, художественных произведений,
народного декоративно прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче
своего эмоционального состояния через образы.
Оценка 3 (высокий уровень) Уверенно выполняет задания, достаточно точно передает
форму, строение предмета, линия, достаточно уверенная, четкая; знает основные и
составные цвета, уверенно работает с красками, чувствует и использует в рисунке
пространство и место. Отношение к оценке взрослого: адекватно реагирует на замечания
взрослого, стремится исправить ошибки, неточности. Активен, проявляет интерес,
желание. Оценка ребенком созданного им изображения: адекватна. Эмоциональное
отношение к деятельности, к предложенному заданию; к процессу деятельности, к
продукту собственной деятельности – сильно. Уровень самостоятельности: выполняет
задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с
вопросами. Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного
декоративно прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе.
Увлечен выполнением
работы, создает образы самостоятельно, использует в
полной мере приобретенные навыки.
элементовДиагностика на выявление уровня развития художественнотворческих способностей
детей в рисовании, развитие эмоциональной отзывчивости, воображение.
№
а
к
н
ё
б
е
р
.
.
И
Ф
ь
т
с
о
н
в
и
т
к
у
д
о
р
п
ь
т
с
о
н
ь
л
а
н
и
г
и
р
о
о
в
т
с
е
ч
а
к
а
з
а
р
б
о
ь
т
с
о
н
н
а
т
о
б
а
р
з
а
Р
к
с
е
р
е
т
н
и
и
ь
т
с
о
н
н
ё
ч
е
л
в
У
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
я
и
н
е
н
л
о
п
ы
в
ь
т
с
о
н
ь
л
а
н
и
г
и
р
О
а
л
с
ы
м
а
з
е
и
н
е
н
е
м
и
р
п
е
о
к
с
е
ч
р
о
в
Т
и
к
и
н
х
е
т
х
ы
н
ч
и
л
з
а
р
о
г
о
т
и
й
о
н
ь
л
а
н
о
и
ц
о
м
э
е
и
т
и
в
з
а
р
и
т
с
о
в
и
ч
в
ы
з
т
о
ь
т
а
ж
а
р
т
о
е
и
н
е
м
У
е
к
н
у
с
и
р
в
я
и
н
е
л
т
а
ч
е
п
в
й
и
ц
а
н
и
б
м
о
к
х
ы
в
о
н
е
и
н
а
д
з
о
С
в
о
т
н
е
м
е
л
э
х
ы
н
в
о
н
с
о
з
и
Рекомендации:
Чтобы проверить, в какой степени ребёнок овладел тем или иным
умением, проводится диагностика 2 раза в год. Это позволит педагогам увидеть насколько
эффективна их работа по обучению детей изобразительной деятельности и развитие их
творчества.
Оценивается не только оригинальность образного мышления, но и качество выполнения
рисунков. Учитывается также творческое применение различной техники изображения и
материалов, увлечённость и интерес к деятельности.