Диалог с элементами игры «Мы живем среди людей»
Цель:
формирование представления о значении общения, о правилах культурного
общения.
Задачи: помочь обучающимся понять ценность общения; раскрыть
содержание понятия «общение»; показать значение общения в жизни человека.
Оформление: плакаты с высказываниями.
-«Хорошее
воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не
заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А.П. Чехов)
- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан
де Сент Экзюпери).
- Пословицы об общении.
Подготовительная
работа:
• разработка сценария с привлечением волонтеров групп;
• определение ведущих;
• подготовка пословиц об общении;
• репетиции с ведущими;
• подготовка вопросов для конкурсов на отдельных карточках;
• выбор жюри для оценивания и награждения участников;
• подготовка призов для всех участников игры (памятки с правилами культурного
общения).
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Тема нашей встречи сегодня – это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Разговор наш будет проходить в форме диалога с элементами игры, в котором будут принимать участие зрители. А поможет нам оценивать выступления жюри, председателем которого является наш воспитатель …
Ведущий
2:
А начнем мы наш разговор с игры-упражнения «Приветствие». Ребята (участники)
образуют два круга – внутренний и внешний – так, чтобы образовались стоящие дуг
к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты назвать партнера по
имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже
поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом
меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся
первые пары.
Ведущий 1: А сейчас участникам предлагается конкурс
«Разминка».
К слову «общение» нужно подобрать как можно больше однокоренных слов (община,
общий, общительный, сообщник, сообща, общность, общительность, общественность,
общежитие, общество, общение, общаться...).
Ведущий 2: Пока команды выполняют задание, поговорим со зрителями. Уважаемые гости, ответьте пожалуйста на некоторые вопросы, чтобы узнать, вежливы ли вы в общении с людьми.
-Если у вас спрашивают дорогу, надо остановиться и вежливо, спокойно и толково объяснить, как пройти, не указывая пальцем и не махая руками.
А если я не могу ответить на заданный вопрос, тогда что делать?
-Что мы делаем, толкнув кого – нибудь в толпе, на улице, в автобусе?
-Ваше внимание привлек человек очень высокий, или он необычно одет, ранен, болячки на лице. Как себя надо вести в этой ситуации?
-Какой бы вы совет дали к данному примеру?
-Тут прохожим не пройти:
Тут
веревка на пути…
Скачут с самого утра
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре. (А. Барто)
Ведущий
1:
Слово предоставляется командам по конкурсу «Разминка».
Команды называют однокоренные слова. Листы с написанными словами передают
жюри. Жюри оценивает конкурс.
Ведущий 1: Так что же такое общение? (Ответы ребят).
Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие,
действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь
В.Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо
знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот
видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский
язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам
не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное
воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно
войска за собой повести».
Ведущий
2:
Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными
эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в
одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других
– плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей).
Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.
Ведущий 1: Предлагаем выполнить следующее задание.
Участники (поочередно) должны произнести слово «друг» как можно
выразительнее, отразив в интонации (написанной на карточке (удивление,
восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие,
высокомерие, отвращение, нетерпение.) следующие чувства. А помогут жюри
оценивать этот конкурс зрители – своими аплодисментами. Если участник, на ваш
взгляд, удачно отразил данные чувства, то ваша оценка – бурные аплодисменты, а
если не очень удачно, аплодисменты слабее. Итак, начали: удивление, восторг,
сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие,
отвращение, нетерпение. Слово предоставляется жюри.
Ведущий
2:
Что такое интонация? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. Интонация –
тон и манера произношения слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он
произносит. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите,
но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
Ведущий 1. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый
по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом
назвать соседа по имени. Ведь имя человека — это тоже очень хорошее и доброе
слово.
Ведущий1:
Предлагаю решить простые задачки.
1.На улице уже по- вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки,
на тебе теплый свитер, который заставила надеть мама. Так хочется открыть окно
в автобусе, тем более что и народу немного: сзади сидят лишь седенькая бабушка
и краснощекий малыш со своим папой.
Можно ли это сделать?
2. Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему?
3.Девочка в нарядной шубке и новых сапожках поскользнулась и вот лежит в грязной весенней луже посреди школьного двора. Лицо обиженное и удивленное. Вокруг ребята. Смеются. А вы как поступите?
Ведущий
1:
У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в
гимназии, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие,
работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были,
доброжелательны или раздражительны и грубы?
Ведущий 2: Мы предлагаем вам следующий конкурс. Участники получают
карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или
усложняющие его. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают
общению, и знаком «-» - те качества, которые ему мешают: доброта, открытость,
подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть,
скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость,
честность.
Ведущий 1: Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению, не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.
1-йрассказ
В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в
автобус запрыгивает Васечкин и, и держа за руку свою подружку, начинает
затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье
и кричит подруге «Анька, оплати проезд!». Аня, сидевшая позади пожилой
дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке
заходят пассажиры, пожилые люди. Васечкин делает вид, что не замечает уставших
стариков. Аня
встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится
вам, старикам, дома!».
2-йрассказ
Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица –
любимый Танин попугай.
- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была.
Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней.
Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?
Ведущий
2:
Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально общаться со своими
товарищами. У них нет шестого чувства. Что же это за чувство, которое помогает
быть обходительным и не обижать никого? Многие из вас определяют его верно,
хотя и назовут по-разному. Это тактичность. Обратимся к словарю (знакомимся с
понятием «тактичность»). Тот, кто обладает чувством такта – шестым чувством,
никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не
пошутит некстати.
Ведущий 1: Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него
важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в
себе тактичность и деликатность. Эти качества сослужат вам в жизни хорошую
службу.
Ведущий 2: Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму.
Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества,
которых, возможно, нет у тебя.
Воспитатель: Как-то я была в гостях. За столом возник разговор о том,
что многие ребята не всегда умеют правильно и красиво вести себя.
-Да ну! - вступил в беседу сын моих друзей, ученик седьмого класса. - Все это выдумки, мура! Ножички, вилочки, поклончики. Если человек сел за стол, он должен быть сыт. В какой руке держать нож-все равно!
С этими словами Коля повозил котлету в подливке, насадил на вилку и стал, не торопясь обкусывать. Мягкая котлета развалилась пополам. Одна из половинок соскользнула в тарелку, и соус брызнул на светлое платье Колиной сестры. В нем она собиралась через полчаса пойти в театр…
Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними и, самое главное, как он поступает. Одна девочка, которой сделали замечание за то, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.
Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих.
Ведущий 1: И в заключение все участники получают памятку с правилами общения.
Памятка
(правила культурного общения)
• Уважай собеседника.
• Будь тактичен.
• Не унижай собеседника.
• Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
• Будь внимателен к собеседнику.
• Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
• Стремись к взаимопониманию.
Ведущий 2: А сейчас мы с вами выполним такое задание. Попрошу всех встать. Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.