Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников
Оценка 4.6

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
преподавание
Взрослым
12.10.2023
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72с углубленным изучением математики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема самообразования:

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

первой квалификационной категории,

Избогамбетова А.А.

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2023г.

        В современных условиях одной из важнейших социально-педагогических задач является формирование познавательной активности учащихся, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность является социально значимым качеством  и формируется в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. 

Развитие познавательной активности – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.  

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим в педагогике интенсивно ведется поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей познавательную активность учащихся.

На интенсивное развитие познавательной активности младших школьников может плодотворно влиять не всякая педагогическая стратегия. Особую роль играет направленность процесса обучения. Речь идет не о том, чтобы специально развивать именно познавательную активность и этой задаче подчинять весь процесс обучения, а о том, чтобы познавательная активность каждого школьника находила наиболее благоприятные условия для возникновения, проявления, интенсивного развития в соответствующей воспитательной и обучающей атмосфере. Познавательная активность имеет психологическую особенность: она не терпит принуждения. В связи с этим педагогический процесс нужно строить с учетом позиции самих детей. Суть такого подхода заключается в том, чтобы педагогически обязательную учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на положительно-мотивационной основе, чтобы школьник принимал учебную задачу как им же свободно выбранную. Помочь в этом может использование на уроках математики дидактических игр. 

Проблема дидактической игры изучалась в педагогической литературе такими учеными: А.А.Акишина, П.М.Баев, Т.Ю.Андрущенко, О.А.Карабанова, Н.П.Аникеева, А.Н.Арутюнов, И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый, С.А.Шмаков, Т.К.Жикалкина, В.Г.Коваленко, Е.В.Карпова.

По мнению Подласого И.П., познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

       Пидкасистый П.И. считает, что дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

Дидактические игры – это игры, специально предназначенные для реализации целей обучения.

По мнению Карповой Е.В. дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей.

Рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической игры. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются (по Коваленко В.Г.): игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенными признаками – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, познавательной активности, для возможности появления у ученика чувства успеха.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют развитию познавательной активности учащихся, дают им возможности проявлять свои способности, применять имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует его ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в  развитии познавательной активности на уроках математики.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно разделить на следующие группы (по Жикалкиной Т.К.):

1. дидактические игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

2. дидактические игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложений и вычитаний в пределах 10;

3. дидактические игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность (изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними);

4. дидактические игры, в которые включены элементы поиска и творчества, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила.

Выделяются следующие дидактические игры, которые могут организовать учителя начальных классов с целью развития познавательной активности младших школьников на уроках математики:

- дидактические игры на комбинирование: логические задачи, игры со спичками, головоломки и другие – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей.

- дидактические игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планировать заключается в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

- дидактические игры на формирование умений анализировать: найди пару, найди лишнее, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять предметы с общим названием, выделять общие признаки предметов.

Коваленко В.Г. коллективные игры в классе разделяет по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие и обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закрепление, проверке раннее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретении умений действовать в различных учебных ситуациях.

Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок–игра. Работу на уроке-игре необходимо спланировать так, чтобы игровой сюжет проходил через весь урок. В начале урока детям сообщаются правила игры, определяется, какую роль должны будут выполнять дети в процессе игры. Объем изучаемого материала не уменьшается, так как дети работают быстро, и каждый получает задание. Разновидностями урока-игры являются урок-путешествие, урок-сказка.

Активное внедрение в учебный процесс разнообразных дидактических игр является одной из важнейших задач учителя начальных классов.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их познавательную активность. Если игра используется на этапе объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. Это игры, в основе которых лежит объяснительно - иллюстративный метод обучения. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы, показа диафильма и так далее. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

На уроках закрепления материала важно применять дидактические игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приемов.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Особенно целесообразна дидактическая игра на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, из сложности материала, с которым будет работать учащийся.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Второе важное условие – доступность игры для учащихся данного возраста, соответствие их потребностям и интересам. Непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка и тому подобное. Успешное проведение игры зависит от уровня подготовки учащихся и этапа обучения.

Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Дидактическую игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющее удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Она обязательно должна быть подчинена тем учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. В силу этого дидактическую игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Так же, как сам урок, дидактическая игра реализует воспитательные, познавательные цели обучения. Весьма ценно то, что дети не просто получают определенную сумму знаний, а значительно повышают уровень умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию учителя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу.

Дидактическая  игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности. Дидактическая игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как заменитель.

Мы не считаем, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Но мы считаем необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети испытывали и осознавали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактическая игра является ценным средством развития познавательной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу.

Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики создаются благоприятные условия для развития познавательной активности младших школьников, так как познавательная активность не терпит принуждения, а дидактические игры способствуют усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра в полной мере решает образовательные задачи урока. В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основание утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математики является важным средством развития познавательной активности младших школьников на уроке математики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности.

Взяв за основу предложенную систему игр Т.К. Жикалкиной, мы предлагаем свой комплекс дидактических игр, который способствует развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики. Дидактические игры разбиты на группы. 

І группа - дидактические игры для формирования дочисловых понятий.

«Построим домики и посадим деревья».

Дидактическая цель. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению по разным признакам.

Средства обучения. 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке и один гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на своих партах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом – низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома – высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелеными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке. (Приложение № 1).

 «Поступай так, как я вам говорю».

Дидактическая цель: развитие умения определять и различать геометрические фигуры; закрепление пространственных представлений: сверху, снизу, справа, слева.

Класс разбивается на 2 или 3 команды.

І вариант. Перед каждым учеником должны лежать лист прямоугольной формы из плотной бумаги и вырезанные из картона геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и произвольной формы четырехугольник). Для проведения коллективной игры используется магнитная доска и комплект, состоящий из таких же геометрических фигур, но большего размера. Учитель говорит учащимся: «Положите на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник, над кругом – прямоугольник, а под ним – четырехугольник». Побеждает та команда, в которой ни один участник не допустил ошибки при размещении фигур.

ІІ вариант. Учитель показывает закрепленные на доске в определенном порядке различные по форме и по цвету геометрические фигуры; при этом он просит учащихся определить и назвать все фигуры, расположенные слева от квадрата, справа от круга, слева от круга и т. д.

В таких задачах можно использовать или геометрические фигуры, или же отдельные предметы: ручку, резинку, мел и т. д.

«Построим аквариум для рыбок».

Дидактическая цель. Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Средства обучения. 10 рыбок разного размера (6 желтых и 4 красных) и 4 полоски бумаги.

Содержание игры. Учащиеся заранее вырезают из цветной бумаги больших и маленьких рыбок. На уроке математики учитель предлагает одному из детей на магнитной доске, другим у себя на партах сделать аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала больших рыбок, затем маленьких и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько желтых рыбок, сколько плавает в верхней части аквариума, сколько в нижней. Одна из рыбок плывет слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.

I І группа - дидактические игры по закреплению навыков счета.

«Курица и цыплята».

Дидактическая цель. Формирование навыков счета.

Средства обучения. Маска (шапочка) курочки из бумаги.

Содержание игры. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята.

Учитель читает стихи.

«Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки:

Курочка: «Ко–ко–ко–ко–ко, ко–ко–ко–ко,

Не ходите далеко».

                                                                                 (Т. Волгина)

Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а дети должны откликнуться – пропищать столько же раз.

«Правильно расставь вагоны поезда».

Дидактическая цель. Дальнейшее обучение счету и установлению порядкового номера предмета (при одновременном закреплении пространственной ориентировки).

Содержание игры. Работа может быть построена в форме такой беседы: «Что изображено на картинках?» (Поезд). «Сколько вагонов в поезде?» (10 вагонов). «Угадайте номер вагона». (По числу фигур на табличке покажите соответствующую ему фигуру). «Назовите, кто едет в первом вагоне, во втором и так далее. Кто начальник поезда?» (Петрушка). «Расставьте вагоны по порядку». (Один ученик на доске, а остальные с помощью раздаточного материала на партах «составляют поезд» в заданном им порядке). «Петрушка решил поменять номера вагонов. Он расставил их по-другому, начиная с большего номера и заканчивая меньшим. Расставьте и вы вагоны в том же порядке». (Снова один ученик выполняет задание у доски, а остальные на своих партах). «Кто теперь едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто находится слева от лошадки? Кого вы видите справа от кролика? Кто едет между козликом и лебедем? Перед лошадью? За кошкой? Левее коровы? Правее овцы? Назовите и покажите порядковый номер каждого вагона слева направо, потом справа налево». (Приложение № 2).

 «Прятки с цифрами».

Дидактическая цель: закреплять знания о цифрах.

Содержание игры. На доске стоят по порядку все цифры. К доске подходят 2 ученика. Один из них поворачивается лицом к классу. Второй в это время убирает одну карточку, переворачивает тыльной стороной кверху и ставит в сторону. Остальные цифры – на одинаковом расстоянии друг от друга. Сначала предлагается загадка о той цифре, которую надо искать. Например:

 Два кольца, но без конца,                             Я важней всех потому,                                         

 В середине нет гвоздя.                                  Что запутать вас могу.

 Если я перевернусь,                                       Если я перевернусь,

 То совсем не изменюсь                                 То в другую превращусь.

  Ну, какая цифра я?  (8)                                                                   (9)

Карту с цифрой можно спрятать и потом подсказать, как ее найти: «Иди вперед, поверни налево, теперь направо». Карточку прячут так, чтобы ее уголок был немного виден.

«Подарки Петрушки».

Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел первого десятка.

Содержание игры. На доске (фланелеграфе) закреплены карточки с изображением Петрушки и двух воздушных шаров разного цвета. Учитель говорит, что Петрушка сегодня подарит воздушные шары тем детям, которые правильно назовут число рисунков, составят пример и без ошибок покажут на карточке ответ каждого примера.

Учитель несколько раз добавляет по одному рисунку шаров разных цветов (формы и размера).  Дети составляют примеры вида     +1 и поочередно выходят к доске с карточкой, на которой изображена соответствующая цифра. Затем шары «улетают» по одному, дети составляют примеры на вычитание и считают каждый раз число оставшихся шаров; кто правильно назовет его, получает воздушный шар. Полезно провести соревнование между рядами и подвести его итоги.

IІI группа – дидактические игры, используемые при изучении состава числа.

«Воздушные шары».

Дидактическая цель. Изучение состава чисел в пределах пяти, введение числа 0.

Содержание игры. Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунок Петрушки, в руке которого два воздушных шара – красный и голубой. Чтобы вызвать больший интерес детей к игре, задание им может быть дано в стихотворной форме:

«Петрушка в школу прибежал,

Чтоб загадки вам задать,

По картинкам разноцветным

Состав чисел угадать».

По первому рисунку разбирается состав числа 2 (один да один – это два). Дополняя имеющийся набор воздушных шаров новым рисунком нужного цвета, учитель продолжает рассмотрение состава чисел первого пятка: один и два (два и один) – это три, один и три (три и один, два и два) – это четыре и так далее. Каждый раз дети должны показать учителю две карточки с цифрами, обозначающими состав демонстрируемого им числа (2, 3, 4, 5).

Затем шары «улетают» по одному или сразу все, а учащиеся составляют примеры вида: 5-1=4, 4-1=3, 3-1=2, 2-1=1, 1-1=0, 5-5=0.

В дальнейшем игра может быть использована при изучении состава любого числа в пределах  от 1 до 10.

Воздушные шары дети могут сравнивать по цвету, размеру и форме, а также составлять из них группы на установление взаимно однозначного соответствия с использованием слов «больше», «меньше», «столько же», «больше (меньше) на».

«Составим букет».

Дидактическая цель. Закрепление усвоения детьми всех случаев состава чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых.

Содержание игры. В прорези вазы учитель вставляет рисунки роз: 3 красных и 2 белых, а слева от вазы закрепляет карточку с изображением Дюймовочки. Карточки с рисунками цветов перевернуты, чтобы учащиеся могли подумать перед ответом на вопрос: «Как составила свой букет Дюймовочка, если она выбрала красные и белые розы?».

Дети перечисляют возможные варианты состава числа 5: «Дюймовочка могла поставить в вазу 4 красные и 1 белую розу или 3 красных и 2 белых розы» и так далее.

Учитель переворачивает рисунки цветов. Выясняется, что кто-то из детей догадался, как составила свой букет Дюймовочка. Другие «букеты» составляют учащиеся, проговаривая состав числа 5: «5 – это 4 и 1, 1 и 4, 3 и 2, 2 и 3».

Аналогичная работа может быть проведена для изучения состава любого числа в пределах 10.

IV группа – дидактические игры, используемые при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах десяти».

«Покорми рыбок».

Дидактическая цель. Совершенствовать вычислительные умения.

Содержание игры. Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.

Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления

«Милые скворушки, черные перышки».

Дидактическая цель. Формировать навыки сложения  и вычитания в пределах 10.

Содержание игры. Имеются плоские изображения скворечников, каждый из которых обозначен числами от 1 до 10, карточки с записью примеров. Начинают игру стихотворением.

Сбил – сколотил скворечницу отец.

Лети – прилетай в скворечницу, скворец.

Живи да поживай,

Песни распевай,

Яйца клади,

Скворчат выводи.

Вот наши скворечники. В каждом – разное количество скворушек, черненьких перышек. Чтобы они хорошо росли, их надо кормить.

Решив примеры, дети по ответу определяют, скворушки какого скворечника будут сыты.

«В парах».

Дидактическая цель. Закрепить вычислительные навыки.

Содержание игры. Ученикам раздаются карточки с числами. Учитель вызывает к доске двух учеников, которые должны определить закономерность, по которой их поставили в пару (например 0, 7;  2, 5;  3, 4 – сумма чисел равна 7. Или 9, 6;  7, 4;  5, 2 – разность чисел равна 3). Когда известен принцип, остальные пары подбираются сами.

Фрагмент урока по математики в 1 классе.

Тема: «Поможем волшебнику».

- Маленький гном попросил меня помочь Волшебнику из сказочной страны. Если вы согласны, давайте отправимся в путь и поможем ему. (Приложение № 4).

Перед нами дремучий лес. Чтобы не было скучно, давайте считать деревья, растущие вдоль дороги. (Воспроизведение последовательности чисел в «прямом» и «обратном» порядке, начиная с любого числа, счет через одно число, два числа и тому подобное).

 - Вот и закончился лес. Но посмотрите, какая странная дорога началась! На ней записаны  удивительные примеры… с бабочками. Мы не можем на них наступить. Давайте поможем бабочкам улететь – решим пример. (Решение примеров на «дорожке»).

- А теперь тихо! Мы подходим к замку Людоеда. Сейчас он спит, но в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и заметить нас. Если Людоед сразу не съест нас, то все равно поймает и окутает паутиной лени. Давайте поскорее закроем окна в замке! (Закрепление знаний состава чисел, заполнение окошек – они прорезаны в рисунке замка).

- Ну, вот окошки закрыли. Все на месте? Молча, чтобы Людоед нас не услышал, идем дальше. Впереди река! Людоед построил через нее мост. Но он очень хитрый – любое бревнышко может провалиться. Мы должны проверить каждое. А сделаем мы это с помощью цветка, который растет на берегу. (Игра «Молчанка»: указкой составляются по цветку примеры, дети молча на каждом «бревнышке» записывают ответ и медленно продвигаются вперед. Если ответ неправильный – значит все проваливаются и надо выручать друг друга).

- Наконец мы за мостом! Начинается страна Волшебника. А вот и он сам! (Проводится работа над новым материалом и его закреплением. В зависимости от темы урока  учитель говорит детям о том, какую помощь надо оказать Волшебнику. Получается, что дети сами вместе с Волшебником делают определенные выводы.)

- Но это еще не все. В Волшебной стране есть необычный огород. В нем растут математические примеры, которыми питаются гномы. Но математические примеры любят не только гномы, но и зайцы. Они сгрызают самую вкусную часть – ответы, и примеры перестают расти. Надо выгнать зайцев из огорода. (Решение записанных примеров).

- Ну вот, со всеми делами управились. Теперь давайте отдохнем и расскажем Волшебнику о том, что мы сегодня увидели, узнали. (Итог урока, проведение физкультурной паузы).

Мы можем весело шагать

По тропе волшебной.

На двух ногах

И на одной скакать, руками весело махать,

Смотреть по сторонам кругом,

С друзьями пробежать бегом

И отдохнуть потом.

(Приложение № 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Аникеева Н.П.  Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.

3. Бородкина Г.В., Куревина О.А., Лутцева Е.А. Дневник учителя начальной школы: Педагогическая диагностика. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4. Будникова В.С. Игра помогает активно работать // Начальная школа. – 1995. - № 2.

5. Будникова В.С. Сюжетные уроки // Начальная школа. – 1999. - № 10.

6. Востренкова Т.А. Сказка на занятии математики. // Начальная школа. – 1999. - № 10.

7. Горшкова В.В. Формирование активности школьника в процессе взаимосвязи познавательной и художественной деятельности //Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – Ленинград, 1985.

8. Гребенкина Л.К. Условия воспитания познавательной активности учащихся // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – Ленинград, 1985.

9. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1995.

10. Жукова З.П. развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. – 2006. - № 5.

11. Захарова С.И. Математику учим в игре // Начальная школа. – 1998. - № 8.

12. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990

Приложение № 1

«Построим домики и посадим деревья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

«Правильно расставь вагоны поезда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

«Поможем Волшебнику».

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72с углубленным изучением математики»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72с углубленным изучением математики»

В современных условиях одной из важнейших социально-педагогических задач является формирование познавательной активности учащихся, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности

В современных условиях одной из важнейших социально-педагогических задач является формирование познавательной активности учащихся, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности

Помочь в этом может использование на уроках математики дидактических игр

Помочь в этом может использование на уроках математики дидактических игр

Основными структурными компонентами дидактической игры являются (по

Основными структурными компонентами дидактической игры являются (по

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует его ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует его ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих

Эти игры направлены на формирование навыков сложений и вычитаний в пределах 10; 3

Эти игры направлены на формирование навыков сложений и вычитаний в пределах 10; 3

Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок–игра

Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок–игра

Поэтому игровые формы занятий чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений

Поэтому игровые формы занятий чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений

Дидактическая игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности

Дидактическая игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их познавательной активности

Таким образом, можно сделать вывод, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке

Таким образом, можно сделать вывод, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке

Комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности

Комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности

Перед каждым учеником должны лежать лист прямоугольной формы из плотной бумаги и вырезанные из картона геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и произвольной формы четырехугольник)

Перед каждым учеником должны лежать лист прямоугольной формы из плотной бумаги и вырезанные из картона геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и произвольной формы четырехугольник)

Дидактическая цель . Формирование навыков счета

Дидактическая цель . Формирование навыков счета

Перед лошадью? За кошкой? Левее коровы?

Перед лошадью? За кошкой? Левее коровы?

Полезно провести соревнование между рядами и подвести его итоги

Полезно провести соревнование между рядами и подвести его итоги

Составим букет». Дидактическая цель

Составим букет». Дидактическая цель

Дидактическая цель . Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10

Дидактическая цель . Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10

Вот и закончился лес. Но посмотрите, какая странная дорога началась!

Вот и закончился лес. Но посмотрите, какая странная дорога началась!

Ну вот, со всеми делами управились

Ну вот, со всеми делами управились

Список литературы. 1. Аникеева

Список литературы. 1. Аникеева

Приложение № 1 «Построим домики и посадим деревья»

Приложение № 1 «Построим домики и посадим деревья»

Приложение № 2 «Правильно расставь вагоны поезда»

Приложение № 2 «Правильно расставь вагоны поезда»

Приложение № 3. «Поможем Волшебнику»

Приложение № 3. «Поможем Волшебнику»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2023