Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики
Оценка 4.7

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
математика +1
21.11.2023
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики
Методический проект по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики"
метод проект.docx

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Познавательная активность учащихся с низкой мотивацией на уроках математики. 4

1.1. Познавательная активность как личностное качество учащихся. 4

1.2. Уровни активности учащихся. 4

1.3. Причины низкой мотивации учеников. 6

1.4. Способы стимулирования познавательной активности на уроках математики  8

1.5. Диагностический инструментарий по определению уровня сформированности познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики  10

Глава 2. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики. 14

2.1. Классификация дидактических игр и их место на различных этапах урока. 14

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 22

Приложение 1. 23

 


 

Введение

Предмет математики настолько серьёзен,

 что полезно не упускать случая сделать его

         занимательным.

Блез Паскаль  

У каждого урока есть триединая дидактическая цель, которая включает в себя обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты. И, если с обучающей и воспитывающей целью в программе нет вопросов, то с развивающими задачами возникают проблемы. Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», да и зачем это надо вообще, если на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Заниматься же развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно.

В образовательных учреждениях повысился процент детей со школьной дезадаптацией, для которых характерна низкая осведомлённость в учебном материале, отсутствие навыка преодоления трудностей, слабая мотивация познавательной активности, иногда полное равнодушие к результатам учебной деятельности. Последнее чаще всего является следствием плохой педагогической работы и служит защитной реакцией ребёнка, привыкшего к неуспешности и никогда не испытавшего радости и удовлетворения от хорошо выполненного задания.

Таким образом, увеличение детей с низкой мотивацией, резкое снижение интереса к предмету приводит учителя математики к поиску новых форм и методов обучения.

Возникает противоречие между необходимостью повысить познавательную активность учащихся и их низкой мотивацией, снижением интереса к предмету и неумением правильно развить мысли при решении задач на уроках математики.

Актуальность, необходимость реализации противоречия позволили сформулировать тему работы «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики», проблема которой заключается в следующем: можно ли считать дидактическую игру одним из главных средств развития познавательной активности у низкомотивированных учащихся на уроках математики?

Цель: разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией.

В соответствии с этим вытекают следующие задачи:

1)                изучить методическую, педагогическую, психологическую литературу по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики;

2)                определить уровень сформированности познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики;

3)                выявить особенности проведения дидактических игр на уроках математики;

4)                разработать и апробировать в эксперименте дидактический материал по организации игр на уроках математики.

Таким образом, объектом работы является процесс активизации познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики, а предметом – дидактическая игра.

Гипотеза: если мы будем использовать на уроках различные виды дидактических игр, то уровень познавательной активности учащихся с низкой мотивацией к изучению математики повысится.

 

 

 

 

 


 

Глава 1. Познавательная активность учащихся с низкой мотивацией на уроках математики

 

1.1. Познавательная активность как личностное качество учащихся

Под познавательной активностью подразумевается качество деятельности, характеризуемое высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам; она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и соответствующей организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Познавательную активность можно определить, как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

К показателям познавательной активности можно отнести стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и другие.

Степень включённости в учебный процесс и проявления познавательной активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель от нулевого до самого высокого. Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся разного уровня активности и определить тактику и стратегию организации учебных взаимодействий с ними. Тактически действия учителя направляются на решение ближайших ежедневных задач учебно-воспитательного процесса, а стратегия ориентирована на перспективу, оптимизацию учебного процесса.

1.2. Уровни активности учащихся

Нулевой уровень активности. Учащиеся с таким уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, не имеют высоких оценок, часто изначально лишены желания учиться. Они не могут быстро включиться в работу, хотя способны постепенно повышать свою активность.

Учителю не следует предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; требовать немедленных ответов, прерывать; во время ответа задавать им неожиданные, а тем более каверзные вопросы. После перемены они медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную работу.

Учителю важно установить с ними добрые, благожелательные отношения. Это – тактический момент, а с точки зрения стратегии ему надо различными педагогическими воздействиями перевести их с нулевой активности на уровень ситуативной.

Ситуативный уровень активности. Учащиеся этого уровня зависят от эмоциональных воздействий. Их привлекает новизна занятия, определённая лёгкость в достижении результата, необычность приёмов преподавания. Во время урока такие ученики легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к занятиям.

Тактика педагога по отношению к ним заключается в поддержке их эмоциональной активности, переключении её на интеллектуальную и волевую сферы. Именно эта группа, как никакая другая, нуждается в умении использовать план ответа, алгоритмы, опираться на опорные сигналы и прочее.

Исполнительский уровень активности. Учащиеся с таким уровнем, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, предлагаемые педагогом. Именно на них опирается учитель при изучении новой темы. Их отличают стабильность и постоянство, они не берут наскоком, их знания отличаются прочностью и основательностью.

Однако педагогической ошибкой можно считать использование этих школьников в качестве опоры. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят более слабыми учащимися. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учеников достаточно актуальна.

Им можно предлагать проблемные, поисковые и эвристические ситуации, включать в самые различные дискуссии: «круглый стол», заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, мозговой штурм и другие.

Творческий уровень активности. Ученикам этого уровня целесообразно ставить поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и пытаются найти новые средства решения различных проблем.

 Очевидно, что творческие проявления в любой, в том числе и познавательной, деятельности носят уникальный, субъективный характер. Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня активности.

Учитывая всё это, учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной, творческой и др.) задачи. Ему важно самому быть готовым к непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их решению.

1.3. Причины низкой мотивации учеников

Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чём причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счёта, математических операций, наблюдательность, твёрдость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, терпение, настойчивость, целеустремлённость, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.

2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.

Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.

Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьёзных причин нежелания многих детей учиться.

3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. Когда ученик должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.

4. Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.

5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приёмы работы, привыкает к ним. На каждом уроке всё такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.

6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Авторитарную позицию взрослых ученики воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

1.4. Способы стимулирования познавательной активности на уроках математики

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего – стимулирование. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определённые мотивы для её выполнения.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определённая деятельность.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определённой деятельности школьника.

Необходимо изучить типичные потребности школьников – общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Способы стимулирования можно разделить на три группы.

Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врождённой потребности. Вторая группа – это специальные стимулы. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются. Чёткое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания. Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями.

Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика, так как школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Школьники любого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьёзная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать конкурсы, викторины, соревнования.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов. Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, а также к военной проблематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.

Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.

Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомлённая психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

1.5. Диагностический инструментарий по определению уровня сформированности познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики

Учителя математики в начале процесса обучения сталкиваются со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков и просто – нежеланием учиться. Всё это выявляется при комплексной или частичной диагностике учащихся в начале учебного года или при поступлении для обучения. Добиться положительной динамики, повышения уровня обученности, повышения мотивации в обучении невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей.

Диагностика учащихся проводится по следующим параметрам:

ü    уровень мотивации (анкетирование)

ü    способности к обучению (приложение 1)

Приведём данные анкетирования учащихся 5-7 классов (выявление мотивации на изучение математики), проведённого в середине учебного года. Проводить обучение без учёта этого факта с надеждой на успех бессмысленно.

1. Нравится ли тебе предмет «математика»?

2. Можешь ли ты объяснить, почему?

На этот вопрос попытались ответить 22 ученика (70%). Из тех, кто ответил «нет» на предыдущий вопрос: сложно, не понимаю, трудно – 9 учеников.

3. Нужна ли тебе математика?

4. Если нужна, попробуй объяснить – зачем, если нет – то почему?

5. Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются?

6. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?

Результаты анкетирования показывают, что математика как предмет учащимся нравится, но объяснить почему, многие не могут. Сообщение учащимся результатов анкетирования вызывает у них недоумение: они, казалось бы, всё знают, но никогда не задумывались над этим. Новые акценты в процессе обучения вызывают повышенное желание учиться, улучшать свои результаты, а именно: развить память, внимание, логику. Дети начинают проявлять повышенный интерес к предмету, а мы, учителя, пытаемся поддержать этот интерес, постепенно переводя его в стабильную заинтересованность, а затем в осознанное овладение знаниями.

Следующий этап: диагностика способности к обучению (методика «Интеллектуальная лабильность» (12 – 15 лет) модификации                         С.Н. Костроминой).

Данная методика используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Результаты диагностики рассмотрим на диаграмме.

Активизация познавательной деятельности учащихся и создание положительной мотивации обучения должно осуществляться на всех уроках математики, в том числе на уроках занимательной математики, на которых нужно помочь каждому ученику класса «найти себя», избрать интересную для себя область математики, позволяющую ему наиболее полно формировать и раскрывать свои способности к данному виду деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики

 

2.1. Классификация дидактических игр и их место на различных этапах урока

Цель современной школы состоит в предоставлении учащимся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привёл к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными (дидактическими) играми.

Учебные игры способствуют развитию:

*                   положительных стимулов к процессу познания;

*                   познавательных способностей каждого учащегося;

*                   развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности;

а также формированию:

*                   умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки;

*                   критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям;

*                   учебной и трудовой дисциплины.

Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Важно, чтобы цель игры была достижимой, а оформление по возможности красочным и разнообразным.

Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику удовольствие и радость. Деятельность, организованная на основе таких переживаний, мобилизует познавательные возможности учащихся и помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно проявилась их самостоятельность.

Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и эмоциональной деятельности происходит, по существу, непроизвольное запоминание. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и так далее. Л. С. Выготский выявил и сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: учащийся в игре делает то, что ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но тем не менее он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия наибольшего сопротивления).

В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, чёткому соблюдению установленных правил. В таких играх им важны победа или выигрыш, которые представляют собой достаточно сильный мотив, побуждающий к деятельности и дальнейшему участию в игре.

В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают уровень деятельности, то есть качество обучения.

Таким образом, психологические особенности дидактических игр указывают на необходимость их использования в учебном процессе.

В методике обучения математики разработаны различные классификации дидактических игр, в основе которых лежат те или иные классификационные признаки. Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам.

I. Место на различных этапах урока (Н.Я. Виленкин).

1. Информационные игры – для введения новых знаний.

2. Тренировочные игры – для формирования умений.

3. Закрепляющие игры – для закрепления знаний.

4. Контрольные игры – для проверки приобретённых знаний.

II. Функции в обучении математики (М.Б. Балк).

1. Тренинговые игры:

·                   закрепляющие;

·                   контролирующие.

2. Творческие игры:

·                   имитационные;

·                   моделирующие;

·                   информационные;

·                   организационно-деятельностные.

3. Комбинированные игры.

III. Способ представления содержания игр (М.Б. Гельфанд).

1. Печатные игры (компьютерные, настольные).

2. Устные игры.

3. Комбинированные игры.

IV. Продолжительность игрового процесса (В.С. Павлович).

1. Игры-миниатюры.

2. Игры-эпизоды.

3. Игровые праздники.

V. Уровень коллективности (М.Б. Балк).

1. Индивидуальные игры.

2. Игры-диады.

3. Коллективные игры.

 

Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения.

1. При изучении нового материала.

Примером может служить игра «Математическая эстафета»

а) 40 : 5 =…. ×3 =…. :6=…. +46=….

б) 72 : 8 = ….+11 =…. :5 =….×9 =….

в) 28 : 7= ….×8 =…. +8 =…. :10 =….

г) 56 : 8 =…. + 13 =…. : 4 = ….× 8 =….

Указание к игре. Класс разбивается на команды (по числу цепочек). По сигналу учителя члены команды на доске поочерёдно выходят и выполняют действия – заполняют звенья цепи. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно восстановит цепочку вычислений.

2. При формировании умений.

Пример – игра «Домино».

        26 + ( - 6) =

20             - 8,7 + 5 =

-3,7         -4 + (-3,8) =

-7,8            -5,3 + 6,8 =

1,5            -0,7 + (-0,6) =

-1,3          -5,7 + 2,9 =

- 2,8           - 0,5 + 6 =

5,5            4,2 + (-3,8) =

0,4             -80 + 120 =

40              - 9 + 8,5 =

-0,5            -10 +6,5 =

-3,5           -0,7 + 1,7 =

  1              -0,2 + (-0,2) =

-0,4            -6,3 + 3,6 =

-2,7            -6 + (-5) =

-11             -0,4 + 20,4 =

 

 

 

3. При повторении и закреплении знаний.

Пример – «Художник»

Указание к игре. Класс разбивается на команды. Каждая команда получает карточку, с записанными на ней координатами. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно построит рисунок по координатам.

 (1,-4), (1,-6), (-4,-6), (-3,-5), (-1,-5), (-3, -4), (-3,-3), (-1,-1), (-1,0), (-3,0), (-3,-1), (4,-1), (-4,0), (-3,1), (-1,1), (-1,2), (-3,3), (-1,4), (0,6), (1,4), (1,2), (3,4),  (6,5), (9,2), (9,0), (9,-4), (6,-4), (5,-1), (4,-1), (1,-4), (-1,3).

4. При проверке знаний и умений.

Пример – игра «Шерлок – Математик»

Играют две команды, одна из которых – детектив Шерлок Холмс, другая – Математик. Математик задумывает (про себя) математическое понятие и на вопросы детектива Шерлока имеет право отвечать только однозначно: «да» или «нет». Нужно определить задуманное понятие, используя наименьшее количество вопросов. Учитель контролирует беседу учащихся, оценивая при этом вопросы и ответы.

5. При обобщении знаний.

В качестве примера рассмотрим игру «Крестики-нолики» по теме «Квадратные уравнения», цель которой – обобщить и систематизировать материал по данной теме (приложение 2).

Любая игра – это вид деятельности человека, имеющий целью научение каким-либо действиям. Игра в обучении – это модель коллективного поиска оптимального решения поставленной задачи в условиях объективно существующих противоречий и межличностных конфликтов.

Наиболее часто в обучении используют так называемые деловые (ролевые) игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. Чёткого определения деловой игры нет. Это объясняется чрезвычайно широким многообразием областей применения таких игр.  Однако общее для них – имитация профессионального обучения с целью выработки необходимого решения. В деловой игре создаётся напряжённая, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определённые решения в условиях недостатка времени, ограниченности материальных средств, противодействия со стороны руководства или других участников игры. Совместная деятельность, имитирующая профессиональную, и обучение в конфликтных ситуациях – наиболее ценные дидактические качества игровой формы обучения.

Задача деловой игры – максимально приблизить учащихся к условиям реальной жизни. В ходе деловой (ролевой) игры каждый учащийся должен войти в роль специалиста, которому при сложившейся ситуации необходимо дать ответ с правильных позиций. Эмоциональная насыщенность такой формы организации учебного занятия заставляет старшеклассников проникнуться чувством большой ответственности за свои слова и действия.

Главная цель деловой игры – вовлечение каждого участника в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации школьников средствами учебного предмета. Деловые игры в немалой степени содействуют реализации образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения.

Образовательная функция заключается в том, что у учащихся формируются более глубокие, прочные и действенные знания, так как на таких уроках можно ярко показать возможность применения приобретаемых ими знаний в практической деятельности специалистов на производстве.

Деловые игры способствуют развитию интеллектуальных умений, и прежде всего таких, как умение осуществлять сравнение, выделять главное, делать выводы и обобщения. В этом состоит их развивающая функция. Игры дают возможность учителю постепенно вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность: каждый из них в ходе ролевых игр применяет свои знания на различных уровнях. Сегодня учащийся может занять место лаборанта, аппаратчика, а в следующий раз инженера-технолога.

Воспитывающая функция деловых игр заключается в активизации познавательной деятельности учащихся. В учебную работу вовлекаются даже самые застенчивые и робкие из них, что способствует их самоутверждению перед одноклассниками, а в целом – сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, постоянная готовность учащихся включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, творчество и инициатива.

Важная особенность деловых игр состоит в том, профориентационные знания, трудовые функции различных специалистов характеризуются и рассматриваются в связи с изучением программного материала. Однако не всякий программный материал может быть использован для организации урока в форме ролевой игры. При его отборе следует учитывать, что учебный материал должен удовлетворять ряду требований, а именно:

ü    обеспечивать постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска её решения;

ü    способствовать организации самостоятельной, исследовательской, практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний;

ü    раскрывать роль научных знаний в развитии общества, иллюстрировать развитие теории, значение законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Познавательную активность ученика на уроке нужно рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.

Было проведено исследование в соответствии с поставленной целью: разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией.

Мною была изучена методическая, педагогическая, психологическая литература по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики; выявлен процент низкомотивированных детей и разработана система работы с ними; рассмотрены особенности проведения дидактических игр на уроках математики.

Кроме того, мной разработан и апробирован в эксперименте дидактический материал по организации итоговых (обобщающих) игр на уроках математики.

В связи с вышеизложенным пришла к выводу, что использование на уроках различных видов дидактических игр повышает уровень познавательной активности учащихся с низкой мотивацией.

Таким образом, игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.                 Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2003.

2.                 Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971.

3.                 Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 5-7 классов. М.: Владос, 1996.

4.                 Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) /авт. сост. Т.Д.Гаврилова. Волгоград: Учитель, 2004.

5.                 Московский интеллектуальный марафон. 1997-1999гг. 5 -8 классы. М.: ФИМА, Вербум –М, 2000.

6.                 Огуре Л.Б. Московский интеллектуальный марафон. Сборник задач. 9-11 классы. М.: Интеллект-Центр, 2002.

7.                 Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. Волгоград: Учитель,2002.

8.                 Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.

9.                 Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис – пресс, 2005.

10.            Чулков П.В. Тринадцать турниров Архимеда. М.: Чистые пруды, 2005.

11.            Я иду на урок математики: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностика способности к обучению. Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С.Н. Костроминой.

 

Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребёнка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включён ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфлённый на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нём. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

Содержание методики.

1. (Квадрат №1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2. (Квадрат №2). Напишите цифры 1,6,3. Нечётные обведите.

3. (Квадрат №4). Напишите слово «пар» наоборот.

4. (Квадрат №5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

5. (Квадрат №6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6. (Квадрат №7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7. (Квадрат №8).  Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8. (Квадрат №10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9. (Квадрат №12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

10. (Квадрат №13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11. (Квадрат №15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12. (Квадрат №17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.

13. (Квадрат №18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14. (Квадрат №20). Нарисуйте треугольник, а в нём окружность.

15. (Квадрат №21). Напишите число 82365. Нечётные цифры зачеркните.

16. (Квадрат №22). Если число 54 делится на 9, то поставьте галочку.

17. (Квадрат №19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18. (Квадрат №23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19. (Квадрат №24). Напишите буквы «М», «К», «О». Букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник.

20. (Квадрат №25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

 

При проведении исследования от экспериментатора требуется чёткое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:

0 -2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

3 -4 ошибки – средняя лабильность;

5 -7 ошибок – низкая обучаемость.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики

Введение Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его занимательным

Введение Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его занимательным

Цель : разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией

Цель : разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией

Глава 1. Познавательная активность учащихся с низкой мотивацией на уроках математики 1

Глава 1. Познавательная активность учащихся с низкой мотивацией на уроках математики 1

Они не могут быстро включиться в работу, хотя способны постепенно повышать свою активность

Они не могут быстро включиться в работу, хотя способны постепенно повышать свою активность

Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учеников достаточно актуальна

Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учеников достаточно актуальна

Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы

Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы

Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения

Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения

Способы стимулирования можно разделить на три группы

Способы стимулирования можно разделить на три группы

Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики

Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики

Нравится ли тебе предмет «математика»? 2

Нравится ли тебе предмет «математика»? 2

Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются? 6

Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются? 6

Следующий этап: диагностика способности к обучению (методика «Интеллектуальная лабильность» (12 – 15 лет) модификации

Следующий этап: диагностика способности к обучению (методика «Интеллектуальная лабильность» (12 – 15 лет) модификации

Глава 2. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики 2

Глава 2. Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики 2

Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности

Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности

Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам

Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам

Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения

Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения

Нужно определить задуманное понятие, используя наименьшее количество вопросов

Нужно определить задуманное понятие, используя наименьшее количество вопросов

Главная цель деловой игры – вовлечение каждого участника в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации школьников средствами учебного предмета

Главная цель деловой игры – вовлечение каждого участника в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации школьников средствами учебного предмета

ü обеспечивать постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска её решения; ü способствовать организации самостоятельной, исследовательской, практической работы учащихся на основе имеющихся у них…

ü обеспечивать постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска её решения; ü способствовать организации самостоятельной, исследовательской, практической работы учащихся на основе имеющихся у них…

Заключение Познавательную активность ученика на уроке нужно рассматривать как один из самых мощных факторов обучения

Заключение Познавательную активность ученика на уроке нужно рассматривать как один из самых мощных факторов обучения

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приложение 1 Диагностика способности к обучению

Приложение 1 Диагностика способности к обучению

Квадрат №17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями

Квадрат №17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023