Дидактическая игра при изучении фразеологии.
Оценка 5

Дидактическая игра при изучении фразеологии.

Оценка 5
docx
15.02.2022
Дидактическая игра при изучении фразеологии.
Статья_Силантьева Е.А..docx

Дидактическая игра при изучении фразеологии.

 

Как утверждал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [4]

Дидактическая игра – это неотъемлемый вид деятельности, ее присутствие необходимо на уроках русского языка. Благодаря дидактической игре процесс обучения у учащихся проходит увлекательней, новая полученная информация на уроке усваивается намного лучше. Дидактические игры помогают учителю активизировать процесс обучения класса.

Русский язык, как предмет в школе, является достаточно сложным и объемным в познании. Чтобы улучшить и облегчить его изучение необходимо использовать дидактические игры на уроках.

Дидактическая игра имеет свою структуру.

1)                Дидактическая задача или игровая задача;

2)                Игровые действия;

3)                Правила дидактической игры;

4)                Подведение итогов. [3]

«Дидактическая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. В игре образец действий может продемонстрировать сам обучающийся», – писала И. А. Чепайкина в своей статье. [5]

При изучении такого раздела языкознания как фразеология, дидактические игры будут решать важную роль. Хочу привести пример игр, которые можно использовать на уроках при изучении фразеологизмов.

Всеми любимую игру «Крокодил» можно легко использовать на уроке русского языка. Ученику предлагается фразеологизм, его необходимо показать всему классу с помощью жестов. Класс отгадывает фразеологизм, который показывает одноклассник. Тот ученик, кто отгадал фразеологизм или его значение должен показывать следующий фразеологизм.

Примеры фразеологизмов, которые можно использовать в игре:

1)                Висеть на волоске – рисковать;

2)                Водить за нос – обманывать;

3)                Глазом не моргнуть – быть спокойным;

4)                Засучив рукава – усердно;

5)                Пальцем в небо – наугад;

6)                Повесить нос – унывать;

7)                Сложа руки – бездельничать; и тд.

 

Можно проводить игру «Кто больше». Правило заключается в следующем: обучающиеся по цепочке называют фразеологизмы с цифрами (с животными, с частями тела, с городами, с именами собственными и тд.). Повторяться нельзя. Кто замешкается и в течении 10 секунд не сможет продолжить цепочку, тот идет заменять слова фразеологизмами на заранее подготовленных карточках. Выигрывает тот ученк, кто останется последним и назовет фразеологический оборот.

 

Следующая игра «Замена». Необходимо отгадать значение фразеологизма и заменить устаревшие слова на современные.

1)                Гроша ломаного не стоит;

2)                Толочь воду в ступе;

3)                Из уст в уста;

4)                Беречь как зеница око;

5)                Бить баклуши; и тд.

 

Игра «Собери пазл». Дети работают в парах, каждой паре раздаются части разных пазлов и фразеологизм. Обучающимся необходимо собрать пазл исходя из указанного фразеологизма. К указанному фразеологизму из разных кусочков пазл необходимо подобрать картинку, синонимы, антонимы и словосочетание.

Если постараться, то можно любую дидактическую игру подстроить под раздел фразеологии.

 

Список использованных источников:

1.                  Беляева, К. А. Дидактические игры как средство развития детей / К. А. Беляева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. – Москва : Московский государственный областной университет, 2021. – С. 246– 249

2.                 Свириденко, О. И. Организация работы с фразеологизмами как способ формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов / О. И. Свириденко // Коммуникативные позиции русского языка в славянском пограничье: двуязычие и межъязыковая интерференция : Материалы Международного форума русистов. – Новозыбков :  «Издательство «Аверс», 2018. – С. 430–435.

3.                  Сидоров, С. В. Дидактическая игра: сущность, структура и технология / С. В. Сидоров, К. О. Курлаев // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2012. – № 1(14). – С. 201– 205.

4.                 Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника /                                      В. А. Сухомлинский. – Москва : 1946.

Чепайкина, И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-samokontrolya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.12.2021).


 

5.                

Дидактическая игра при изучении фразеологии

Дидактическая игра при изучении фразеологии

Класс отгадывает фразеологизм, который показывает одноклассник

Класс отгадывает фразеологизм, который показывает одноклассник

К указанному фразеологизму из разных кусочков пазл необходимо подобрать картинку, синонимы, антонимы и словосочетание

К указанному фразеологизму из разных кусочков пазл необходимо подобрать картинку, синонимы, антонимы и словосочетание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022