«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Оценка 5

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

Оценка 5
Документация +1
pptx
воспитательная работа
1 кл—6 кл
04.03.2018
«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.  Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.  Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к предложенному материалу, способствует стабильности их действий.  Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.  Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести воспитанника к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.  Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется воспитанником не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).  Принцип вариативности осуществляется при повторении материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя материал.
сообщение на мо 12.01.18 Гражданникова С.Б.pptx

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
МБОУ Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ «Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно- гигиенических навыков и общения» Подготовила Гражданникова С.Б

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.  Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.  Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к предложенному материалу, способствует стабильности их действий.  Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.  Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести воспитанника к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется воспитанником не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).  Принцип вариативности осуществляется при повторении материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя материал.  Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими внутри нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других органов. Ведь недаром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены. Все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого нужно маркировать каждому ребенку предметы пользования (полотенце, тумбочка, кровать, шкаф) одной меткой.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
В первое время пребывания ребенка в группе необходимо познакомить с его игровой комнатой, спальной и комнатами личной гигиены, объясняя их назначение. Нужно показать воспитаннику полотенце, мыльницы, где должно лежать мыло и моющие средства. Предложить, воспитаннику вымыть руки вместе с воспитателем, взять полотенце и вытереть руки. Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей зависит отношение ребенка к разумным гигиеническим процедурам.  Чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел содержать эти предметы в специально отведенном месте, необходимо дать понять воспитаннику, что пользоваться нужно только своими. А чтобы в жизни стало реальностью, туалетную комнату нужно сделать рациональной и удобной для воспитанника ( расчески возле зеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин при умывании).  Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для воспитанников наиболее подходящей формой обучения.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.  Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).  Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.  Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности обучающихся.  Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.   Чтобы научить воспитанников правильно мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).  Приобщая детей к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.  Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».  Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку. Таким образом, в процессе формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников с ОВЗ часто возникают трудности. С помощью коррекционного воздействия и регулярного повторение знаний и расширение способностей можно добиться положительных результатов.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Игра «Водичка, водичка!» • • • • • • • Цель: формировать интерес к самостоятельности при  выполнении              навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы              хотят обедать, но у них грязные  руки и лицо. Взрослый               спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки!               Попросим водичку.              Водичка, водичка,              умой мое личико,              чтобы глазоньки блестели,              чтобы щечки краснели,              чтоб кусался зубок,              чтоб смеялся роток!»                      Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и                      лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть  свои руки и                      лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку                     «Водичка, водичка!»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Занятие «Вымой руки» Цель: учить мыть руки. Оборудование: уточка резиновая. Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли  с            прогулки, нам нужно вымыть ручки. Уточка будет            смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит  игрушку           на край умывальника и показывает ребенку движения            руками под струей воды. В конце процедуры взрослый            от имени уточки хвалит ребенка.           В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка            учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом,            вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Занятие «Сделаем лодочки» Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье           рук,  подражать действиям взрослого. Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что           при мытье рук надо соблюдать последовательность            действий             1.Засучить рукава, проговаривая потешку:          Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!;            2. открыть кран;            3. сложить ладони рук «лодочкой»;            4. подставить руки под струю воды;            5. закрыть кран;            6. вытереть руки полотенцем.            Затем взрослый предлагает ребенку выполнить             действия по подражанию, обращая внимание ребенка             на положение рук.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Занятие «Мыльные перчатки» Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней  стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце. Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику,  стоит за его           спиной, берет в руки мыло и показывает  круговые движения рук с            мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить            движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех           пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на           белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»            Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при           этом проговаривает одну из потешек. Например:            Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,           Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!           В кране булькает вода. Очень даже здорово!           Моет рученьки сама Машенька Егорова           (или взрослый называет имя ребенка)           Знаем, знаем, да, да, да!           Где тут прячется вода!           В конце игры взрослый хвалит ребенка и обращает внимание на его           чистые руки. При затруднениях используются совместные действия            взрослого и  ребенка.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Занятие «Умывалочка» Цель: учить умываться. Оборудование: зеркало, полотенце. Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,             просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание             на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться имеете с             ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе  действия            взрослый произносит потешку:           Выходи, водица,            мы пришли умыться!           Лейся на ладошку           по­нем­нож­ку...            Нет, не понемножку —           посмелей,            будем умываться            веселей!           В конце умывания взрослый учит малыша выти­рать лицо насухо           полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Ай,            какой чистый ребе­нок, посмотри на себя в зеркало!»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Игра «Делаем прическу» Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями             сверху вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание  на             ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные,  ровные             волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую              прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы  ребенка,              затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает  расческу в             руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести  руку              с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка              посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал  таким              же красивым, как кукла.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Игра «Чистоплотные дети» Цель. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что            они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для  того,            чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об             этом рассказать, тем лучше).            Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает,             отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети             реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь,             мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и             пр.). Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром             встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые             используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок и пр.)

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Занятие «Оденемся на прогулку» Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью             тела, застегивать одежду на липучки. Оборудование: одежда ребенка. Ход занятия: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает             вещи перед ребенком и объ­ясняет, что определенный предмет  одежды              надо наде­вать на определенную часть тела. Ребенок одевается,  при              затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает  внимание на              способ застежки липучкой.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Игра «Найди пару» Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь — сапоги, ботинки, кукла Маша. Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую си­туацию: «Маша­ растеряша             разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти             сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог  нашла,             а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь            Маше найти нужную пару обу­ви. Взрослый показывает один  ботинок,             предлагает найти пару и т.д.            Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную            обувь.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
Только терпение, любовь и труд могут изменить некоторые особенности наших детей.

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»

«Дидактическая игра, как средство развития у обучающихся культурно-гигиенических навыков и общения»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018