Дидактические игры и занимательные упражнения по теме "Синтаксис"
Оценка 4.6

Дидактические игры и занимательные упражнения по теме "Синтаксис"

Оценка 4.6
docx
16.04.2020
Дидактические игры и занимательные упражнения по теме "Синтаксис"
игры по синтаксису.docx

Дидактические игры и занимательные упражнения по теме «Синтаксис».

1) «Шустрики»

- Прочитайте задание и выполните его на быстроту.

1) Определите, какой член предложения пропущен.

2) Впишите слова по смыслу, выбрав из слов для справок, и подчеркните основу во всех предложениях.

…. дает организму энергию.

Рыба …. организм.

* Воздерживайтесь от жирной пищи.

Слова для справок: гречка, строит, ветер, двигает.

2)«Скажи точнее»

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.)Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

3) «Будьте внимательны».

 -Назвать, распространенное или нераспространенное предложение. Объяснить. Записать, выделить члены предложения.
1. Настала весна. 2. Дождались весны. 3. Буду геологом. 4. Переписываются с геологом. 5. Все в сборе. 6. Все в поле. 7. Становится тепло. 8. На дворе тепло. 9. Было поздно. 10. Это было позже. 11. Начнем заниматься.12. Начнем с утра. 13. Отец сердит. 14. Отец дома. 15. Был старостой.16. Был в театре. 17. Собирались играть. 18. Собирались на матч.19. Стала артисткой. 20. Стала на дороге.

4) «Выбери меня, выбери меня!»

Из приведенных ниже сочетаний слов выберите только словосочетания и отметьте в них

главное слово.

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.

5)Упражнение 1.

 Составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

6) Упражнение 2

Прочитай текст. Выбери из данных заглавий подходящее и напиши: «Миша и бабушка», «На улице», «Скука», «Доброе дело».

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

7)Игра «Отгадаем знаки»
Учитель читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети  молча руками изображают нужный знак.
Например:
"!" - две вытянутые руки соединены над головой;
"?" - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок перед грудью;
"." - кулачки прижаты друг к другу.
(Форму изображения знака можно обсудить с учениками и принять их предложения.)
Вариант текста (Л.Куклин "На один звук")::
- Вот сколько на "К" я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер, 
Кладовка, калитка, комод, коридор.
- Ой, хватит! И звук тоже может устать.
А вот что на "Т" ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка.
Ай, кажется, я тут напутал немножко!
Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на "С" назову я посуду: 
Стакан, сковородка, солонка и... кошка!
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку - откуда пришла? 
И вся ли посуда на кухне цела?
8) «Упражнение 3»
К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.
Береза ……. в небе
Огурец ….. в доме
Воробей…. в школе
Комната… в лесу
Ученик….. в огороде

9) «Угадай подлежащее!»

Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. (Свинья) 3.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. (Ухват) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.

10) «Упражнение 4»
Отметь группу слов, которые не являются предложением.

1. Мама пошла в магазин за хлебом.

2. весело шагают пионеры.

3. В глухой лесу росли грибы.

4. Михаил и Степан – друзья.


 

Дидактические игры и занимательные упражнения по теме «Синтаксис»

Дидактические игры и занимательные упражнения по теме «Синтаксис»

День был пасмурный и дождливый

День был пасмурный и дождливый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020