ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Оценка 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Оценка 5
docx
06.12.2022
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
28.docx

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 Природой не предусмотрено у человека наличие органа, отвечающего за ориентировку в пространстве. И далеко не каждый взрослый мгновенно, на уровне рефлекса, способен выполнить требование вроде «подними правую руку», «повернись налево» и т.д. А что же говорить о детях, когда их освоение пространственной и предметной действительности еще только находится в стадии формирования? Однако именно в детском возрасте, а особенно в дошкольный период, формирование пространственных представлений происходит максимально эффективно. Да, у ребенка нет пространственно-ориентировочного органа, но у него есть зрение, слух и осязание. И это – лучшие помощники для формирования навыков ориентировки в пространстве. Следует учитывать и еще один фактор: самый понятный язык обучения дошкольника – это язык игры. И говорить на нем можно о чем угодно, в том числе и о том, где «право», а где «лево». Роль дидактических игр в формировании пространственных представлений у дошкольников высоко оценена еще в середине прошлого века выдающимися деятелями науки, психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, П. Я. Гальпериным. По их мнению, именно игровая деятельность способствует не только освоению пространственных представлений, но и совершенствованию механизма восприятия пространства за счет повышения уровня зрительно-моторной координации в пространственной ориентировке. Уже в среднем дошкольном возрасте дети должны уметь определять расположение предмета по отношению к себе: вверху, внизу, позади, впереди, слева или справа. Основным ориентиром, своеобразной «отправной точкой» в определении положения предмета служит собственное тело ребенка. Это – начальный этап работы по формированию пространственных представлений. К старшему дошкольному возрасту закрепляется умение различать правую и левую руку, а также определять местонахождение предметов относительно собственного тела. Однако ребенку может быть недостаточно словесной инструкции, отработку упражнений на «право», «лево», «вверх» и «вниз» и т.д. стоит закреплять при помощи наглядных тренажеров. И вовсе не обязательно приобретать дорогие дидактические пособия. Изготовить их можно и из подручных материалов. Хороший способ закрепить, какая рука правая, какая левая – яркие браслетики. С самого утра браслет надевается на руку ребенка. А затем, в течение дня следует часто задавать простые задания. Например, правой рукой (естественно, с надетым браслетом) взять карандаш, помахать ею, дотронуться до кончика носа (рис.1). Рисунок 1. Обязательное условие при этом – браслетики должны быть с изображениемподсказкой. Можно заламинировать небольшой рисунок, продеть в него резинку – и забавное, но в то же время полезное украшение готово (рис. 2). Не снимая его, можно заниматься, играть, и даже умываться. Рисунок 2. Эффективнее упражнения будут, если для правой и для левой рук изготовить разные браслеты. Выбирая изображения для «правового», подыскиваем картинку, изображающую предмет на звук «П»: петух, парашют, подушка и т.д. Соответственно, картинка на левую руку должна содержать предмет на звук «Л»: лук, лимон, лев и т.п. Можно вместе с ребятами обсуждать, какие картинки подойдут для браслета на ту или другую руку, считать количество букв, слогов в словах, выполнять иные интересные занятия. Таким образом, параллельно с работой над пространственной ориентировкой проводится работа по фонетическому и лексическому развитию дошкольников. Когда ребенок уяснит, что все по отношению к его правой руке – это все «право», а то, что в стороне левой руки – это «лево», задания можно усложнять. Например, предложить поиграть в «Путешествие по городу». Для этого на лист бумаги наносится изображение дороги с поворотами и различными объектами вдоль нее: домиками, магазинами, детскими площадками и т.д. Ребенок может совершить «пешую прогулку», управляя игрушечным человечком. Слушая взрослого, он выполняет задания вроде этих: «Мы вышли из дома, пошли вниз по дорожке. Дойдя до большого дерева, повернули направо. Пройдя до перекрестка, решили подняться вверх по улице. Около синего дома повернули налево». А можно поиграть, например, в водителя автомобиля, дав задание отвезти продукты из магазина в детский сад: «Машины выехала из магазина, направилась вниз по улице, около многоэтажного дома повернула влево. Проехав немного влево, на перекрестке повернула вверх по улице» и т.д. (рис. 3). Рисунок 3 Рисунок 4 Подобных игр может быть очень много. Их постепенно можно усложнять. Например, от простых вопросов (рис.4, 5) «Кто справа от..» отрабатывать представления: левее, чем..., правее, чем..., между и т.д. Рисунок 5 Ребята быстро осваивают пространственные положения предметов на рисунках, так как изображения находятся в сфере досягаемости рук, и ребенок всегда может проверить, прав ли он, приложив соответствующую руку к изображению. Рисунок 6 Таким образом, простые и доступные дидактические тренажеры способствуют формированию ориентировки в пространстве, помогают уточнять, расширять и систематизировать полученные знания, постепенно перенося их из игровой деятельности в реальную окружающую действительность. Список литературы: 1. Бурачевская О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 840-846 2. Мусейибова Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1973.- № 9.- С. 39-43. 3. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007.— 112 с.


 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ

Рисунок 2. Эффективнее упражнения будут, если для правой и для левой рук изготовить разные браслеты

Рисунок 2. Эффективнее упражнения будут, если для правой и для левой рук изготовить разные браслеты

Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007

Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022