Дидактические игры на уроках русского языка 
Оценка 5

Дидактические игры на уроках русского языка 

Оценка 5
doc
23.04.2020
Дидактические игры на уроках русского языка 
дидакт.игра.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры

на уроках русского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Учитель начальных классов

МОУ СШ №21 г. Кунгур

Устюгова Л. И.

 

 

 

 

 

2019 год

 

 

         Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке, помогают избежать однообразия в учебной деятельности.

Как известно игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным делам  бывает слишком резок. Важно сделать плавный переход от игровой деятельности  к учебной.  В  качестве переходной формы от игры к учебе выступают дидактические игры.

          Игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на уроках в начальной школе.

Игры широко применяются учителями на всех уроках в начальной школе.

         На протяжении нескольких велась работа над методической темой «Развитие речетворческих способностей учащихся через развитие речи», в ходе которой были отобраны и классифицированы упражнения и игры по развитию речи, а также созданы  собственные грамматические упражнения и дидактические игры по рассматриваемой теме.

        Главной целью разработанных дидактических игр и упражнений является формирование заинтересованности  к изучению  русского языка, повышение мотивации детей к языковому материалу.

        Наблюдения показывают, что очень важно связать игровой материал с содержанием урока, так легче воспринимается содержание дидактической игры учащимися, легче усваивается учебный материал.

         Грамматические игры, как и другие дидактические игры,  используются на разных этапах урока.

        Положительный настрой в начале урока помогает создать ситуацию успеха в дальнейшей работе. Поэтому в начале урока игра должна  помочь организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. С этой целью  создана  игра «Встреча», которая не только активизирует  познавательную деятельность детей,  но и помогает развивать устную речь детей и их воображение.

Игра «Встреча»

Цель: Развитие активного словаря учащихся, развитие  воображения, формирование  умения вести диалог.

Инструкция:

Вариант№1.

-  Сегодня у нас в гостях ……(называется любой герой  и вывешивается иллюстрация с его изображением).

-Что бы вы хотели у него спросить?

-Что бы вы хотели сказать нашему гостю?

-Как бы вы поприветствовали нашего гостя?

Вариант №2.

-Представьте себе, что встретились двое и разговорились. О чем они могли бы поговорить? Давайте попробуем сыграть  эту встречу. Пусть встретятся и побеседуют: Камень и Ракушка (Капелька и Речка, Лентяй и Трудолюбивый и т. д.)

(Этот вариант уместно использовать на уроках литературного чтения, где обыгрывается встреча главных героев нового произведения)

 

 

Вариант №3.

-Выбирается пара детей, которая   придумывает разговор на свободную тему и покажет всем, но не называет своих героев. Их отгадают те, кто смотрит.

 

        В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы, с этой целью была придумана  дидактическая  игра «Рыболов», которую уместно проводить  на этапе изучения нового материала или при отработке нового знания.

Игра «Рыболов»

Цель: Расширение словарного запаса учащихся, тренировка умения классифицировать слова, развитие интереса к изучению языку.

Инструкция:

Заготавливаются карточки с изображением рыб, вывешиваются на доске.

 Учитель читает стихи:

                       А озеро глубокое-

                       Удачным будет лов.

                       Сейчас поймает рыбку

                       Любитель-рыболов.

 Ученик выступает в роли рыболова. Выбирает карточку с изображением рыбы и выполняет задание. (Учитель  может изменить задание по своему усмотрению)

Вариант №1. (При обучении грамоте)

В первом  классе ученик называет слово-название рыбы (или прочитывает слово, которое написано на карточке с изображением рыбы)   производит звуко-буквенный анализ слова (или ставит ударение, делит на слоги, определяет количество гласных звуков и т.д.)

Вариант №2. (На уроках русского языка при изучении безударных гласных, проверяемых ударением; при изучении парных согласных; непроизносимых согласных; при изучении родственных слов и т.д.)

Ученик называет слово на изучаемую орфограмму, подбирает проверочное слово, ищет родственные слова, составляет с данным  словом предложение.

Вариант№3. (На уроках развития речи)

Ученик  берет рыбку, на обратной стороне ключевые слова для будущего текста, объясняет орфограммы, семантику слова. Этот вариант можно использовать как орфографическую подготовку перед изложением, сочинением.

 

        В конце урока использую  игры, которые  носят творческий, поисковый характер.

Разнообразить организацию работы по повторению изученного помогает дидактическая игра «Ассорти».

 

Игра «Ассорти»

Цель: Расширение словарного запаса учащихся,  развитие умения классифицировать слова, развитие внимания.

Инструкция:

        На столе стоит нарисованная ваза, с обратной стороны которой прикреплен

        конверт, где лежат  рисунки с изображением фруктов, на каждой картинке

       графически изображены различные орфограммы.

         Примерные виды  картинок с изображениями фруктов:                                                              

                                       

 

Учитель говорит:

-В вазе компот – ассорти. Давайте попробуем его. Для этого надо взять картинку с любым фруктом и  придумать слово на ту орфограмму, которая показана на картинке.

Ученики берут картинку, называют орфограмму, придумывают слово на эту орфограмму, подбирают проверочное слово на это правило, записывают это слово.

Затем с записанными словами предлагается составить текст.

 Игра «Ассорти» вызывает у детей огромный интерес, проявляются их творческие способности. Каждому хочется выйти и взять картинку с фруктом – придумать свое слово.


Дидактические игры на уроках русского языка

Дидактические игры на уроках русского языка

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке, помогают…

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке, помогают…

Вариант №3. -Выбирается пара детей, которая придумывает разговор на свободную тему и покажет всем, но не называет своих героев

Вариант №3. -Выбирается пара детей, которая придумывает разговор на свободную тему и покажет всем, но не называет своих героев

Примерные виды картинок с изображениями фруктов:

Примерные виды картинок с изображениями фруктов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020