Дидактические игры
на уроках русского языка
Работу выполнила:
Учитель начальных классов
МОУ СШ №21 г. Кунгур
Устюгова Л. И.
2019 год
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке, помогают избежать однообразия в учебной деятельности.
Как известно игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным делам бывает слишком резок. Важно сделать плавный переход от игровой деятельности к учебной. В качестве переходной формы от игры к учебе выступают дидактические игры.
Игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на уроках в начальной школе.
Игры широко применяются учителями на всех уроках в начальной школе.
На протяжении нескольких велась работа над методической темой «Развитие речетворческих способностей учащихся через развитие речи», в ходе которой были отобраны и классифицированы упражнения и игры по развитию речи, а также созданы собственные грамматические упражнения и дидактические игры по рассматриваемой теме.
Главной целью разработанных дидактических игр и упражнений является формирование заинтересованности к изучению русского языка, повышение мотивации детей к языковому материалу.
Наблюдения показывают, что очень важно связать игровой материал с содержанием урока, так легче воспринимается содержание дидактической игры учащимися, легче усваивается учебный материал.
Грамматические игры, как и другие дидактические игры, используются на разных этапах урока.
Положительный настрой в начале урока помогает создать ситуацию успеха в дальнейшей работе. Поэтому в начале урока игра должна помочь организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. С этой целью создана игра «Встреча», которая не только активизирует познавательную деятельность детей, но и помогает развивать устную речь детей и их воображение.
Игра «Встреча»
Цель: Развитие активного словаря учащихся, развитие воображения, формирование умения вести диалог.
Инструкция:
Вариант№1.
- Сегодня у нас в гостях ……(называется любой герой и вывешивается иллюстрация с его изображением).
-Что бы вы хотели у него спросить?
-Что бы вы хотели сказать нашему гостю?
-Как бы вы поприветствовали нашего гостя?
Вариант №2.
-Представьте себе, что встретились двое и разговорились. О чем они могли бы поговорить? Давайте попробуем сыграть эту встречу. Пусть встретятся и побеседуют: Камень и Ракушка (Капелька и Речка, Лентяй и Трудолюбивый и т. д.)
(Этот вариант уместно использовать на уроках литературного чтения, где обыгрывается встреча главных героев нового произведения)
Вариант №3.
-Выбирается пара детей, которая придумывает разговор на свободную тему и покажет всем, но не называет своих героев. Их отгадают те, кто смотрит.
В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы, с этой целью была придумана дидактическая игра «Рыболов», которую уместно проводить на этапе изучения нового материала или при отработке нового знания.
Игра «Рыболов»
Цель: Расширение словарного запаса учащихся, тренировка умения классифицировать слова, развитие интереса к изучению языку.
Инструкция:
Заготавливаются карточки с изображением рыб, вывешиваются на доске.
Учитель читает стихи:
А озеро глубокое-
Удачным будет лов.
Сейчас поймает рыбку
Любитель-рыболов.
Ученик выступает в роли рыболова. Выбирает карточку с изображением рыбы и выполняет задание. (Учитель может изменить задание по своему усмотрению)
Вариант №1. (При обучении грамоте)
В первом классе ученик называет слово-название рыбы (или прочитывает слово, которое написано на карточке с изображением рыбы) производит звуко-буквенный анализ слова (или ставит ударение, делит на слоги, определяет количество гласных звуков и т.д.)
Вариант №2. (На уроках русского языка при изучении безударных гласных, проверяемых ударением; при изучении парных согласных; непроизносимых согласных; при изучении родственных слов и т.д.)
Ученик называет слово на изучаемую орфограмму, подбирает проверочное слово, ищет родственные слова, составляет с данным словом предложение.
Вариант№3. (На уроках развития речи)
Ученик берет рыбку, на обратной стороне ключевые слова для будущего текста, объясняет орфограммы, семантику слова. Этот вариант можно использовать как орфографическую подготовку перед изложением, сочинением.
В конце урока использую игры, которые носят творческий, поисковый характер.
Разнообразить организацию работы по повторению изученного помогает дидактическая игра «Ассорти».
Игра «Ассорти»
Цель: Расширение словарного запаса учащихся, развитие умения классифицировать слова, развитие внимания.
Инструкция:
На столе стоит нарисованная ваза, с обратной стороны которой прикреплен
конверт, где лежат рисунки с изображением фруктов, на каждой картинке
графически изображены различные орфограммы.
Примерные виды картинок с изображениями фруктов:
Учитель говорит:
-В вазе компот – ассорти. Давайте попробуем его. Для этого надо взять картинку с любым фруктом и придумать слово на ту орфограмму, которая показана на картинке.
Ученики берут картинку, называют орфограмму, придумывают слово на эту орфограмму, подбирают проверочное слово на это правило, записывают это слово.
Затем с записанными словами предлагается составить текст.
Игра «Ассорти» вызывает у детей огромный интерес, проявляются их творческие способности. Каждому хочется выйти и взять картинку с фруктом – придумать свое слово.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.