Дидактические игры по лексической теме "Деревня"

  • docx
  • 21.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дидактические игры по лексической теме Деревня.docx

 

 

 

Дидактические игры по лексической теме
«Деревня»
(старший дошкольный возраст)

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/1_0.png?itok=8T3hPvzp

                                                  

                                                        Составила: Шевелева Людмила Викторовна

 

 

1.      «День с бабушкой в деревне».
       Цели: знать, чем занимаются сельские жители с раннего утра до вечера в доме, на скотном дворе, в огороде, саду; уметь пока­зывать разнообразные действия в соответствии с трудом сельских жителей; отгадывать по выразительным движениям и мимике, чем занимается бабушка.
       Правила: Сначала педагог показывает действия (дойка коровы, насыпание корма для кур, прополка, поливка, доставание из ко­лодца воды и т.п.), а дети должны отгадать, что делает бабушка, назвать, найти соответствующую картинку и показать ее. Потом действия показывает кто-то из детей по очереди, а остальные от­гадывают. Затем педагог дает конкретное задание, а дети должны наиболее выразительно показать данное действие.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/tumblr_neldvupev01tud3mwo1_1280.jpg?itok=PDOTImie

 

2.      «Выдели признаки деревни».

Цели: знать признаки, характеризующие деревню; уметь вни­мательно слушать стихотворный текст, выделять и запоминать признаки, называть их, поясняя небольшим рассказом.

Педагог читает стихи, дети выделяют в них характерные при­знаки деревни.

В деревне воздух свеж и чист,
Вокруг луга цветут и пахнут.
Лес манит в чащу и шумит,
И трактор утром в поле пашет.
Стада коров бредут к реке,
Гогочут гуси дружным хором,
И топят печи поутру.
Коза пасется у забора.
На грядке зреет огурец,
И вишни темные созрели.
Смородина еще висит,
А всю клубнику уже съели.
Подсолнух зреет у плетня,
В колодце чистая водица.
Рыбачит утром детвора,
Чтобы сварить себе ушицы.
В разгаре самом сенокос.
Сельчане все встают с зарею.
А в палисаднике цветы,
У дома с кружевной резьбою.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/domik_v_derevne_1.jpg?itok=elh1AuNZ

 

3.     «Продолжи мое предложение».

Цели: знать отличительные признаки деревни и города; уметь внимательно слушать предложение, продолжать его, соблюдая ло­гику построения, используя полученные при изучении темы зна­ния.
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.


В городе многоэтажные дома, а в деревне чаще... (одноэтаж­ные).
В городе дома каменные, а в деревне... (чаще деревянные, но есть и каменные).
В городе квартиры отапливаются с помощью батарей и труб, которые нагревает горячая вода, а в деревне... (с помощью печи, водяного отопления, если подведен к деревне газ).
В городе, для того чтобы помыться, люди пользуются ванной, а в деревне... (баней).
В городе много широких улиц, проспектов, площадей, а в де­ревне... (улица одна или несколько, если большая деревня, и они узкие).
В городе пассажиров перевозят троллейбусы, автобусы, трам­ваи, маршрутные такси, а в деревне... (только автобусы).
В городе живут тысячи людей, а в деревне... (мало жителей).
В городах есть кинотеатры, театры, цирк, зоопарк, а в дерев­не... (клуб).
В городах есть большие магазины, торговые комплексы, а в деревне... (небольшие магазины с разными товарами, передвижные торговые лавки).
В городе много поликлиник и больниц, а в деревне... (больница есть только в большой деревне, а в маленькой— медпункт).
В городе дороги и тротуары покрыты асфальтом, а в деревне... (асфальтом дороги покрыты не везде, а тротуары не заасфальти­рованы).
В городе мало зеленых насаждений, которые в основном нахо­дятся в парках и скверах, вдоль дорог, а в деревне... (много зеле­ни: лес, луг, поля, сады, огороды).
В городах содержат только кошек, собак и других мелких декора­тивных животных, а в деревне... (много разных домашних животных).
В городе плохая экология разрушает здоровье человека, а в де­ревне... (чистый воздух, вода, земля укрепляют здоровье человека).
В городах люди работают на заводах, фабриках, различных пред­приятиях, а в деревне.., (на фермах, в поле, саду, мастерских).
В городах на своем рабочем месте люди в течение всего года выполняют чаще одну и ту же работу, а в деревне... (она зависит от сезона, погодных условий).
В городе молочные и мясные продукты, овощи и фрукты можно купить только на рынке и в магазине, а в деревне... (их произво­дят сами жители).

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/leto_v_derevne.jpg?itok=cXURKXW3

 

 

4.     «Назови действие».

Цели: уметь находить соответствующее понятие, выраженное глаголом; при дополнении предложения использовать знания по теме.


Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Когда теленок зовет маму-корову, он... (мычит).
Когда коза зовет козлят, она... (блеет).
Когда собака хочет отогнать чужих от дома, она... (лает).
Когда кошка просит у хозяйки молока, она... (мяукает).
Когда утка зовет утят плавать, она... (крякает).
Когда гусыня отгоняет людей от гусят, она... (гогочет).
Когда конь зовет хозяина, он... (ржет).
Весной в огороде на грядках семена... (сеют).
Осенью жители деревни овощи с огорода... (убирают, собирают).
Ранней весной садоводы маленькие саженцы... (сажают).
Осенью овощеводы картофель из земли... (выкапывают).
Летом сельчане выросшую сочную траву... (косят, скашивают).
Вечером, когда жара спадает, сельские жители огород... (по­ливают).
Сорняки на грядках, которые мешают расти овощам... (вы­палывают).
Чтобы растения на огороде и в саду быстро росли, их... (удоб­ряют).
От утренних заморозков растения на огороде пленкой... (ук­рывают).
Поздней осенью и ранней весной плодовые деревья и кус­ты... (обрезают).
Длинные плети огурцов и помидоров к дугам или колышка­ми... (подвязывают).

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/0_8469e_bf71808f_xxl.jpeg?itok=JxU4aM6t

 

5.      «Что дают сельским жителям луг, лес и река?»

Цели: знать о том, что в лесу ищут грибы, ягоды, заготав­ливают дрова на зиму, собирают целебные травы, на лугу со­бирают землянику; в реке ловят рыбу, раков; уметь рассказывать о значении природных богатств,  для жизни жителей деревень и сел.

Правила:  Педагог предлагает детям панно с изображением леса, луга, реки и картинки с изображением природных даров. Дети должны правильно разложить картинки и рассказать о том, какие природные богатства сельские жители могут найти в данном при­родном сообществе. Педагог может попросить детей изобразить че­рез пантомимику эти действия.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/derevnya.jpg?itok=GlydgGRv

 


6. «Построй деревенскую усадьбу».

Цели: знать особенности размещения построек в деревенской усадьбе; уметь совместно с педагогом из отдельных деталей-кар­тинок составлять план усадьбы, рассказывать об особенностях, отличии от двора в городе.

Правила: Педагог предлагает детям картинки с изображением скотного двора, бани, дома, огорода, сада, палисадника, сарая, калитки, забора, скамейки и т.п. Предлагает сначала составить схему деревенской усадьбы, а потом разложить картинки так, чтобы получилось единое целое и рассказать, почему так разместили по­стройки, для чего они предназначены. Можно дополнить постройки плоскостными фигурками домашних животных и людей, садово- огородных инструментов.

 

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/16/derevnya.jpg?itok=GlydgGRv

7.     «Кто где работает».

       Воспитатель подбирает картинки с изображением людей разных профессий, работающих в городе и деревне. Среди профессий дол­жны быть такие, которые необходимы как в городе, так и в деревне.

Например:

       Город: рабочие у станка, сталевары, ткачихи, милиционер-регу­лировщик, балерины, космонавт, фотограф, врач-хирурги др.

       Деревня: пастух, конюх, доярка, птичница, тракторист, комбай­нер, животновод и др.

       Город и деревня: учитель, воспитатель, врач, продавец, библиоте­карь, портниха и др.

Ход игры:

Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Россия — страна большая, в ней много городов и деревень. Взрослые люди, где бы они ни жили, в городе или деревне, обязательно работают. Назовите мне профессии, которые вы знаете. (Ответы детей.)

У меня в руках три картинки: на одной изображен маленький одноэтажный домик, на другой многоэтажный, большой дом, а на третьей два дома (одноэтажный и многоэтажный) вместе. Я постав­лю эти картинки на стульчики в разных углах комнаты.

       А вам я раздам картинки, на которых изображены люди разных профессий. Каждый из вас внимательно посмотрит на свою кар­тинку и подумает, где может работать человек, изображенный на ней — в городе, деревне, а может быть и в городе, и в деревне.

       Потом вы по моему сигналу разойдетесь по группе — пойдете на работу. Я хлопну в ладоши, и вы должны будете встать возле того стульчика, на котором находится подходящая для вашей профес­сии картинка. Если человек, изображенный на вашей картинке может работать только в деревне, вы встанете к стулу, где находится картинка с одноэтажным домиком. Если человек, изображенный на вашей картинке может работать только в городе, — к стулу, где находится картинка с многоэтажным домиком. А если человек ва­шей профессии может работать и в городе, и в деревне, вы встанете к стулу, где находится картинка с двумя домами.

       После того как дети встанут возле стульчиков, воспитатель про­веряет, правильно ли они выполнили задание, задавая вопрос: «По­чему ты встал возле одноэтажного домика?» и т.д.

       Повторяя игру, воспитатель может предложить детям поменять­ся картинками, а также меняет местами картинки с домиками.

 

8.     «Посылка из деревни».

Цели: знать, чем занимаются сельские труженики; уметь с уважением относиться к их труду и продуктам труда.

9.     «Собери урожай».

Цели: знать о том, какие дары приносят поле и сад; какую работу выполняют овощеводы, садоводы и хлеборобы; уметь бережно относиться к продуктам их труда.

10.   «Вырастим яблоки».
Цели: знать способы и последовательность работ в саду; ува­жать труд садоводов и бережно относиться к результатам их труда.
 

11.  «Как сделали томатный сок».
Цели: знать, как работают овощеводы и рабочие плодоовощ­ного консервного завода; уважительно относиться к их работе.

12.  «На животноводческой ферме».
Цели: знать, как животноводы ухаживают за разными до­машними животными, где их содержат, как заготавливают корм; использовать в игре знания по теме, решать проблемные ситу­ации.


 

13.