1.
«День
с бабушкой в деревне».
Цели: знать, чем занимаются сельские жители с раннего утра до
вечера в доме, на скотном дворе, в огороде, саду; уметь показывать
разнообразные действия в соответствии с трудом сельских жителей; отгадывать по
выразительным движениям и мимике, чем занимается бабушка.
Правила: Сначала педагог
показывает действия (дойка коровы, насыпание корма для кур, прополка, поливка,
доставание из колодца воды и т.п.), а дети должны отгадать, что делает
бабушка, назвать, найти соответствующую картинку и показать ее. Потом действия
показывает кто-то из детей по очереди, а остальные отгадывают. Затем педагог
дает конкретное задание, а дети должны наиболее выразительно показать данное
действие.
2.
«Выдели
признаки деревни».
Цели: знать признаки, характеризующие деревню; уметь внимательно
слушать стихотворный текст, выделять и запоминать признаки, называть их,
поясняя небольшим рассказом.
Педагог читает стихи, дети выделяют в них характерные признаки деревни.
В деревне воздух свеж и чист,
Вокруг луга цветут и пахнут.
Лес манит в чащу и шумит,
И трактор утром в поле пашет.
Стада коров бредут к реке,
Гогочут гуси дружным хором,
И топят печи поутру.
Коза пасется у забора.
На грядке зреет огурец,
И вишни темные созрели.
Смородина еще висит,
А всю клубнику уже съели.
Подсолнух зреет у плетня,
В колодце чистая водица.
Рыбачит утром детвора,
Чтобы сварить себе ушицы.
В разгаре самом сенокос.
Сельчане все встают с зарею.
А в палисаднике цветы,
У дома с кружевной резьбою.
3.
«Продолжи
мое предложение».
Цели: знать отличительные признаки деревни и города; уметь
внимательно слушать предложение, продолжать его, соблюдая логику построения,
используя полученные при изучении темы знания.
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
В городе многоэтажные дома, а в деревне чаще... (одноэтажные).
В городе дома каменные, а в деревне... (чаще деревянные, но есть и
каменные).
В городе квартиры отапливаются с помощью батарей и труб, которые нагревает
горячая вода, а в деревне... (с помощью печи, водяного отопления, если
подведен к деревне газ).
В городе, для того чтобы помыться, люди пользуются ванной, а в
деревне... (баней).
В городе много широких улиц, проспектов, площадей, а в деревне... (улица
одна или несколько, если большая деревня, и они узкие).
В городе пассажиров перевозят троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутные
такси, а в деревне... (только автобусы).
В городе живут тысячи людей, а в деревне... (мало жителей).
В городах есть кинотеатры, театры, цирк, зоопарк, а в деревне... (клуб).
В городах есть большие магазины, торговые комплексы, а в
деревне... (небольшие магазины с разными товарами, передвижные торговые
лавки).
В городе много поликлиник и больниц, а в деревне... (больница есть только
в большой деревне, а в маленькой— медпункт).
В городе дороги и тротуары покрыты асфальтом, а в деревне... (асфальтом
дороги покрыты не везде, а тротуары не заасфальтированы).
В городе мало зеленых насаждений, которые в основном находятся в парках и
скверах, вдоль дорог, а в деревне... (много зелени: лес, луг, поля, сады,
огороды).
В городах содержат только кошек, собак и других мелких декоративных животных,
а в деревне... (много разных домашних животных).
В городе плохая экология разрушает здоровье человека, а в деревне... (чистый
воздух, вода, земля укрепляют здоровье человека).
В городах люди работают на заводах, фабриках, различных предприятиях, а в
деревне.., (на фермах, в поле, саду, мастерских).
В городах на своем рабочем месте люди в течение всего года выполняют чаще одну
и ту же работу, а в деревне... (она зависит от сезона, погодных условий).
В городе молочные и мясные продукты, овощи и фрукты можно купить только на
рынке и в магазине, а в деревне... (их производят сами жители).
4.
«Назови
действие».
Цели: уметь находить соответствующее понятие, выраженное глаголом;
при дополнении предложения использовать знания по теме.
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Когда теленок зовет маму-корову, он... (мычит).
Когда коза зовет козлят, она... (блеет).
Когда собака хочет отогнать чужих от дома, она... (лает).
Когда кошка просит у хозяйки молока, она... (мяукает).
Когда утка зовет утят плавать, она... (крякает).
Когда гусыня отгоняет людей от гусят, она... (гогочет).
Когда конь зовет хозяина, он... (ржет).
Весной в огороде на грядках семена... (сеют).
Осенью жители деревни овощи с огорода... (убирают, собирают).
Ранней весной садоводы маленькие саженцы... (сажают).
Осенью овощеводы картофель из земли... (выкапывают).
Летом сельчане выросшую сочную траву... (косят, скашивают).
Вечером, когда жара спадает, сельские жители огород... (поливают).
Сорняки на грядках, которые мешают расти овощам... (выпалывают).
Чтобы растения на огороде и в саду быстро росли, их... (удобряют).
От утренних заморозков растения на огороде пленкой... (укрывают).
Поздней осенью и ранней весной плодовые деревья и кусты... (обрезают).
Длинные плети огурцов и помидоров к дугам или колышками... (подвязывают).
5.
«Что
дают сельским жителям луг, лес и река?»
Цели: знать о том, что в лесу ищут грибы, ягоды, заготавливают
дрова на зиму, собирают целебные травы, на лугу собирают землянику; в реке
ловят рыбу, раков; уметь рассказывать о значении природных богатств, для жизни
жителей деревень и сел.
Правила: Педагог предлагает детям панно с изображением леса, луга,
реки и картинки с изображением природных даров. Дети должны правильно разложить
картинки и рассказать о том, какие природные богатства сельские жители могут
найти в данном природном сообществе. Педагог может попросить детей изобразить
через пантомимику эти действия.
6. «Построй деревенскую усадьбу».
Цели: знать особенности размещения построек в деревенской усадьбе;
уметь совместно с педагогом из отдельных деталей-картинок составлять план
усадьбы, рассказывать об особенностях, отличии от двора в городе.
Правила: Педагог предлагает детям картинки с изображением скотного
двора, бани, дома, огорода, сада, палисадника, сарая, калитки, забора, скамейки
и т.п. Предлагает сначала составить схему деревенской усадьбы, а потом
разложить картинки так, чтобы получилось единое целое и рассказать, почему так
разместили постройки, для чего они предназначены. Можно дополнить постройки
плоскостными фигурками домашних животных и людей, садово- огородных
инструментов.
7. «Кто где работает».
Воспитатель подбирает картинки с изображением людей разных профессий, работающих в городе и деревне. Среди профессий должны быть такие, которые необходимы как в городе, так и в деревне.
Например:
Город: рабочие у станка, сталевары, ткачихи, милиционер-регулировщик, балерины, космонавт, фотограф, врач-хирурги др.
Деревня: пастух, конюх, доярка, птичница, тракторист, комбайнер, животновод и др.
Город и деревня: учитель, воспитатель, врач, продавец, библиотекарь, портниха и др.
Ход игры:
Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Россия — страна большая, в ней много городов и деревень. Взрослые люди, где бы они ни жили, в городе или деревне, обязательно работают. Назовите мне профессии, которые вы знаете. (Ответы детей.)
У меня в руках три картинки: на одной изображен маленький одноэтажный домик, на другой многоэтажный, большой дом, а на третьей два дома (одноэтажный и многоэтажный) вместе. Я поставлю эти картинки на стульчики в разных углах комнаты.
А вам я раздам картинки, на которых изображены люди разных профессий. Каждый из вас внимательно посмотрит на свою картинку и подумает, где может работать человек, изображенный на ней — в городе, деревне, а может быть и в городе, и в деревне.
Потом вы по моему сигналу разойдетесь по группе — пойдете на работу. Я хлопну в ладоши, и вы должны будете встать возле того стульчика, на котором находится подходящая для вашей профессии картинка. Если человек, изображенный на вашей картинке может работать только в деревне, вы встанете к стулу, где находится картинка с одноэтажным домиком. Если человек, изображенный на вашей картинке может работать только в городе, — к стулу, где находится картинка с многоэтажным домиком. А если человек вашей профессии может работать и в городе, и в деревне, вы встанете к стулу, где находится картинка с двумя домами.
После того как дети встанут возле стульчиков, воспитатель проверяет, правильно ли они выполнили задание, задавая вопрос: «Почему ты встал возле одноэтажного домика?» и т.д.
Повторяя игру, воспитатель может предложить детям поменяться картинками, а также меняет местами картинки с домиками.
8. «Посылка
из деревни».
Цели: знать, чем занимаются сельские труженики; уметь с уважением
относиться к их труду и продуктам труда.
9. «Собери урожай».
Цели: знать
о том, какие дары приносят поле и сад; какую работу выполняют овощеводы,
садоводы и хлеборобы; уметь бережно относиться к продуктам их труда.
10. «Вырастим
яблоки».
Цели: знать способы и последовательность работ в саду; уважать
труд садоводов и бережно относиться к результатам их труда.
11. «Как
сделали томатный сок».
Цели: знать, как работают овощеводы и рабочие плодоовощного
консервного завода; уважительно относиться к их работе.
12. «На
животноводческой ферме».
Цели: знать, как животноводы ухаживают за разными домашними
животными, где их содержат, как заготавливают корм; использовать в игре знания
по теме, решать проблемные ситуации.
13.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.