Дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся
Оценка 5

Дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся

Оценка 5
docx
25.08.2023
Дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся
ПР№4 Капустина НС 3 курс,ускор..docx

1.Анализ программ и учебников по литературному чтению УМК « Начальная школа 21 века»

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Ведущей идеей курса «Литературное чтение» (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению. Содержание курса обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и представлений.

Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Авторы УМК поставили перед собой задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое"
Особое место в программе занимают «Уроки творчества».

Методы и приемы, обеспечивающие познавательную активность детей, отражены в системе заданий учебников УМК. Учебники содержат проблемно-поисковые, продуктивные задания.
С целью поддержания высокой познавательной активности учащихся авторы используют следующие приемы:
особый подбор заданий,
рассмотрение различных способов выполнения задания,
вариативное рассмотрение одного и того же материала,
соотнесение изучаемого с ранее изученным материалом,
«ловушки» и др.
Особенностью курса является то, что присутствуют как бы три вида материала:
произведения для обучения навыка чтения;
для формирования основ читательской деятельности, моделирование;
обучение работе с художественным текстом, как произведением искусства.
Во всех учебниках предлагаются задания для работы в парах, группах, где без обоюдного контроля трудно получить общий результат деятельности. Многие задания построены по принципу самоконтроля, когда проверку ученик осуществляет без помощи учителя. Есть специальная рубрика «Проверь себя»

Очень много иллюстраций, которые не просто дополняют учебный материал, но и расширяют кругозор. Методический аппарат учебников "нацеливает" учителя на использование иллюстративного материала, помогает учителю сформулировать задание или вопрос. Описание работы с той или иной иллюстрацией есть в методических рекомендациях к учебникам.
Например:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с иллюстрациями или фрагментом («Найди иллюстрацию к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой иллюстрации?»);
3) оценка ребенком нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта иллюстрация?»);
4)составление рассказа по рисунку («Попробуй придумать свой рассказ по рисунку, а затем сравнить с текстом автора», « Придумай свою задачу по схеме»);
5)нахождение последовательности в иллюстрациях («Пронумеруй иллюстрации в соответствии с содержанием текста...»)

Учебно-методический комплект:

1.     Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. ФГОС- М.: Вентана – Граф.

2.     Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф.

3.     Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф

4.     Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф,

5.     Литературное чтение . 1класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии, ФГОС, 2014 г. Ефросинина Л.А.

6.     Литературное чтение.Ефросинина Л.А. Методическое пособие. 1 класс. ФГОС, 2013 г.

7.     Литературное чтение. 1 класс.Уроки слушания. Методическое пособие. ФГОС, 2013 г.

8.     Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф

9.     Л.А. Ефросинина Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф

10. Л.А. Ефросинина, Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.ФГОС. - М.: Вентана – Граф

11. Литератрное чтение. 2 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.

12. Литератрное чтение. 3 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.

13. Литератрное чтение. 4 класс. Хрестоматия. ФГОС. Ефросинина Л.А.

14. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф

15. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф

16. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /ФГОС.  Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф

2. Подберите из методической литературы  дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся

 

Накорми зайчика.

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.

Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.

Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.

Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.

Быстро слово ищи.

Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.

Поймай ошибку.

Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

 Разгадай

Цель: формирование темы урока самими учащимися .

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

Строчки рассыпались

Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить?
Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений.
Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:

И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса

С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.

Воробышки игривые, Как детки сиротливыеПрижались у окна

С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.

Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.

Утром котПринёс на лапахПервый снегПервый снег!

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cee/0005ecd5-49b1b912/img11.jpg

3.Проработайте  статьи  журнала  «Начальная школа», «НШ: до и после».  Подберите материал:

https://n-shkola.ru/articles/view/70

Аннотация-В данной статье разработка литературного марафон, цель которого развитие у детей эстетических способностей, повышение познавательного интереса в области литературы, овладение навыками общения и коллективного творчества.

https://n-shkola.ru/articles/view/65

Аннотация- По данной ссылке разработка урока- мастерской.

Педагогическая мастерская - это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, движения от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины, создание творческого продукта, сотрудничество и сотворчество.
Для уроков и внеклассных занятий в начальной школе можно использовать все виды мастерских. Здесь возможна связь различных предметов - музыки, литературы, изобразительного искусства, истории и других. Занятия можно проводить по определенной теме или по определенному произведению, по творчеству писателя, поэта, композитора и т.д. Главное, чтобы был «продукт» мыслей, которые появляются в конце работы мастерской.
Целью мастерских ценностных ориентаций является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит их принятие человеком, формируется отношение к «человеческому в человеке».

http://school2100.com/upload/iblock/e85/e85ff3251b5b2b8e3d61f159c9ddbb60.pdf

Аннотация- Интеллектуальная игра «Алфавит» на уроке литературного чтения в третьем классе.

http://school2100.com/upload/iblock/c7e/c7e7cc10ce9a898fed457fa521e85e9c.pdf

Статья посвящена развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

4. Разработайте конспект урока литературного чтения с дидактическим оснащением,  направленный на формирование познавательного интереса учащихся.

Тема урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.

Задачи:

- обучающие:

1) познакомить обучающихся с новым произведением;

2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;

3) учить находить главную мысль произведения.

- развивающие:

1) развивать беглое, сознательное и правильное чтение;

2) создавать условия для формирования выразительного чтения;

3) развивать воображение, память, внимание.

- воспитательные:

1) воспитывать чувство юмора;

2) воспитывать интерес и любовь к чтению.

Тип урока: комбинированный

Формы работы:  беседа, рассказ учителя, игровые формы, работа в парах, группах

Оборудование: учебник Л.Ф Климановой «Литературное чтение, 2 класс,1 часть; аудиозапись сказки, волшебный сундучок, игрушки, предметные картинки, альбом, цветные карандаши, мультимедийная презентация

Планируемы результаты:

1.Предметные результаты:

-  читают осознанно сказку;

- рассказывают по рисунку о событиях, изображённых на рисунке;

- воспроизводят диалог героев произведения.

2. Метапредметные результаты:

           - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

           - осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

           - характеризуют героев сказки;

           - выстраивают логическую цепь рассуждений.

     - коммуникативные УУД:

        1)  учатся формулировать собственное мнение и позицию;

        2) учатся строить понятные для окружающих высказывания;

      -регулятивные УУД:

        1) умеют оценивать правильность выполнения действий.;

     - личностные УУД:

       1)  проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения.

ХОД УРОКА

1.          Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.          Проверка домашнего задания.

-Ребята, дома вы иллюстрировали сказку «Петушок и бобовое зернышко», давайте перескажем сказку по вашим рисункам.

Дети рассказывают сказку по эпизодам:

1.   Петушок и курочка

2.   Курочка и хозяйка

3.   Коровушка и курочка

4.   Хозяин и курочка

5.   Кузнец и курочка

6.   Петушок спасен

      - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с домашним заданием. А что у вас получилось лучше, где вы испытали затруднения? Какие чувства вы испытывали?

(Нам было страшно за петушка, мы испытали тревогу)

3.          Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщение темы урока.

    –И для того, чтобы немного повеселить вас, давайте заглянем в наш волшебный сундучок.

 (Учитель достает карточки со словами и предлагает игру «Слова рассыпались».  Дети составляют предложение)

Давайте хором прочтем, что у нас получилось? (У страха глаза велики.)

- Что такое страх? (Когда боятся).

- Глаза велики? (Большие).

Так как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают)

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Дети отвечают)

4.          Открытие нового знания.

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Откройте учебник на странице 35 и прочитайте название сказки. (Дети читают хором).

-Ребята, как вы думаете, для чего волшебный сундучок предлагает нам познакомиться с этой сказкой? (Дети отвечают)

-Правильно, сегодня мы вместе будем учиться работать с текстом сказки,

строить  речевые высказывания, характеризовать героев сказки, оценивать их поступки, помогать друг другу и оценивать свою работу

 Словарная работа

-Когда мы будем знакомиться со сказкой, нам встретятся слова, значение которых может быть вам незнакомы.  (На экране появляется 1 слайд со словами: наперсточек, колода, водоносы, схоронилась )

- Кто поможет мне объяснить значение этих слов? Где мы можем найти подсказку? (Дети отвечают).

(На экране появляется 2 слайд)

Наперсточек – колпачок, который надевают на палец при шитье, чтобы не уколоться.

Колода – большое деревянное корыто, внутри полое, то есть пустое.

Водоносы – носят воду.

Схоронилась– спряталась.

-В прочтении какого слова вы затруднились? (Наперсточек)

-Давайте произнесем слово «наперсточек» несколько раз.

(На экране появляется 3 слайд)

На-пер-сто-чек

На-пер-сточек

На-персточек

Наперсточек

(Дети читают хором 2 раза- медленно и ускоряя темп)

Первичный синтез

- А сейчас послушайте внимательно сказку на аудиозаписи и скажите, понравилась ли вам сказка и почему;  какое настроение было у вас при прослушивании сказки?

(После прослушивания дети отвечают на вопросы)

-Какая это сказка? Докажите.  (Русская народная, бытовая).

- Молодцы! Назовите героев сказки. (Дети отвечают, из волшебного сундучка появляются игрушки-герои)

-Сегодня они герои нашего урока. Почему их так назвали: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка? (Дети отвечают, изображая героев)

-Какими словами начинается сказка? (Жили-были).

-Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).

Анализ произведения.

-Чем занимались наши герои? Докажите словами из сказки. (Чтение вслух первой  части сказки)

Работа в парах.

-Задание каждой паре: нарисовать вёдра бабушки, внучки, курочки и мышки.

Перечитать последний абзац первой части, подумать, как плещется вода в ведрах.

(Слушание вариантов чтения текста.)

- Что же случилось с героями сказки? (Когда они возвращались домой, им под ноги прыгнул заяц, и они испугались)

- Прочитайте этот момент со слов «Вот раз наши…»

 (Учитель достает из волшебного сундучка картинки с изображением медведя, волка, лисы, кота, охотников)

- Кого наши герои испугались? (Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки)

- Почему героям  привиделись именно эти животные и люди? (Они их боялись)

- Прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.

( «У страха глаза велики: чего нет, и то видят»)

- Как вы понимаете эту пословицу? ( От страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)

5.          Физминутка.

(На слайде появляются изображения ведер, с надписями: трё-ё-х, трё-ё-х; трёх-плёх; трёх-трёх, плёх-плёх; трёх-трёх-трёх, плёх,плёх, плёх. Детям предлагается изобразить и озвучить, как идут герои сказки с водой).

- Ребята, предлагаю вам стать героями сказки, прочтем по ролям вторую часть сказки, начиная со слов: «Бабка охает:…». Сначала прочитайте эту часть про себя, стараясь передать чувства героев. (Дети читают)

- Как говорит бабка? (Охает)

-Как внучка? (Плачет)

-А курочка? (Кудахчет)

- Как изображает страх мышка? (Пищит)

- Что делает зайка? (Раздумывает со страхом).

(Учитель предлагает сыграть автора, бабку, внучку, курочку, мышку и зайца. Обучающиеся выбирают понравившегося героя, берут игрушку, выходят к доске и читают по ролям)

Работа с иллюстрацией

-Молодцы, ребята. Вы были настоящими артистами.

А сейчас рассмотрите иллюстрацию к сказке.

-Что вы видите на картинке?

- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей.)

- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.

-Разделимся на две группы. Первой группе подготовиться к выразительному чтению эпизода. Второй группе найти в этом эпизоде слова, обозначающие действие героев.

(Проверка задания)

-Как вы справились с работой? За что вы себя можете похвалить?

6.          Вторичный синтез.

-Ребята, на слайде записаны пословицы. Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке.

 Где ум, там и толк.

У страха глаза велики

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Робкого тень страшит.

(У страха глаза велики.  Робкого тень страшит)

-Почему они подходят к нашей сказке? ( Пословицы говорят о том, что от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)

-Чему учит нас сказка? (Страх мешает нам жить, не нужно всего бояться)

-Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?

(Ответы детей)

7.          Рефлексия.

- Как вы себя чувствовали на уроке? Почему у вас такое состояние?

8.          Итог урока.

-Мы совсем забыли о нашем помощнике – волшебном сундучке. Он много сегодня услышал, помог нам и теперь хочет, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке:

-Расскажите, что понравилось больше всего на уроке и почему?

-Какие открытия для себя сделали?

- О чем хотели бы рассказать дома своим близким?  (Ответы детей)

9.          Домашнее задание.

-На следующий урок принесите книги с русскими народными сказками.

- Урок закончен. Спасибо всем.

 

5. Разработайте сценарий  внеклассного мероприятия по литературному чтению для учащихся начальных классов, направленного на формирование познавательного интереса учащихся.

 

Литературный ринг «Что за прелесть эти сказки».

1.     Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании изученных книг (литературные сказки таких писателей как : Пушкин А.С, Братья Гримм, Шарль Перро, Милн, )

2.     Задачи:

- обогащение опыта детей новыми идеями, формами ( рисовали иллюстрации к любимым сказкам, приняли участие в новом для них виде мероприятия)

3.     Форма проведения – проводится только для одного класса в форме  литературного поединка. Мероприятие проводится в классе.

4.     Предварительная подготовка.

За несколько дней до проведения мероприятия детям дается задание на дом,  нарисовать иллюстрации к любимым сказкам, так же говорится  что ребятам нужно постараться, потому как работы будут вывешаны на выставку, а авторы лучших работ будут награждены. За два до мероприятия (когда все ребята принесли свои работы) готовится выставка (в классе, на стенде) под названием «Что за прелесть эти сказки».

5.     Необходимое оборудование:

- секундомер и колокольчик для отчета времени

- карточки c  названием команд.

- эмблемы для капитанов команд.

- раздаточный материал для каждой команды (карточки для 2 конкурса, карточки для 3 конкурса, с выбором правильного ответа ; иллюстрации к сказкам Пушкин; картинки героев к сказкам Гримм, кроссворды для каждой команды; плакат с пословицей; плакат со словами «перевертышами»). Плакат.

- бланк выставления оценок для жюри.

Ход мероприятия:

Участники: ведущий, 3 команды школьников, жюри

Продолжительность: 50-55 минут

Ведущий:  Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг», потому, что оно состоит из раундов- как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.

Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные сказочные герои. Мы с вами вспомним путешествия, которые совершали сказочные герои. Словом, мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.

В нашей игре примут участие три команды (дети предварительно рассажены за поставленные столы. В классе три ряда парт, соответственно таким образом и были разделены команды.). Сейчас я дам вам на раздумье 30 секунд, чтобы вы выбрали капитана для своей команды. Время пошло……

А теперь давайте дадим командам названия. Приглашаю капитанов. (Даю детям три перевернутых листочка, дети вытягиваю названия.)

Первая команда называется ….. «Невод»

Вторая команда называется ……. «Сказка»

Третья команда называется ……. «Лукоморье».

Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо  всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны клянетесь? Тогда получите ваши отличительные значки – эмблемы (в виде звездочки).

Конечно, для того , чтобы судить, кто на нашей встречи будет лучшим, необходимы строгие жюри. Сегодня жюри согласилась быть ……….(Елена Викторовна).

Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться определенное время. Видите, у нашего жюри есть точный секундомер и колокольчик для подачи сигналов времени.

За невыполнения требований, у команды будут сниматься очки.

Итак, команды готовы?  Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для ее торжественного открытия предлагаю вам вспомнить пословицы об учении…… (Ответы детей). Помните как в народе говорят – «Учиться никогда не поздно». А моя любимая пословица такая : «Чтение – вот лучшее учение». А почему это так, вам подскажет плакат, который украшает наш класс. Давайте прочитаем его дружно хором. (Читаю вместе с ребятами : «Книгу прочитал – умнее стал».)

Я объявляю первый раунд.

Разминка

Но  прежде чем приступим к нашей игре, давайте разомнемся, и вспомни сказки. Каждой команде, по очереди, я буду загадывать загадки, а вы должны на них отвечать как можно быстрее.

Мальчик-  луковый  веселый

знают  все  его  со  школы

лук  не сладкая  малина,

его  имя

( Чиполлино)

Белый  воротник  халата

Бинт  в  руках  его  и  вата

Грипп  излечит  и  бронхит

Детский  доктор…………..

(Айболит)

Кукла  с  синими  кудрями

Ну-ка  отгадайте  сами

Не  Ирина  не  рябина

Имя  у нее……………

(Мальвина)

Шел  он  в  город  изумрудный

По  дороге  длинной  трудной

Из  железа  он  навек

То  железный  ……………….

(Дровосек)

Волка  злого  обманула

Пирожки  несла  бабуле

Такая  послушная  лапочка

А  звать  ее……………….

(Красная  шапочка)

Не  простой  а  умный  кот

Удивляется  народ

В  шпорах  да  на  каблуках

Это  был…………………..

(Кот  в  сапогах)

Смерть  его  ведь  на  игле

В  сундуке  лежит  в  земле

Никого  чем  он  нет  злей

Как  зовут  его ………….

(Кощей)

Он  жестокий  кровожадный

Одноглазый,  плотоядный

Самый  страшненький  злодей

Он  разбойник………………..

(Бармалей)

Он  и  весел  и  незлобен

Этот  милый  чудачек

С  ним  хозяин  ,мальчик  Робин

И  приятель……………………..

(Пятачок)

Для  него  прогулка  праздник

И  на  мед  особый  нюх

Это  плюшевый  проказник

Медвежонок…………………

( Вини-пух)

А теперь следующие вопросы. (задаю вопросы каждой команде по очереди). Отвечаем  очень  быстро 1 секунда.

1.     Сколько  братьев  месяцев  встретила  героиня  сказки С.Маршака  у  новогоднего  костра ? (12)

2.сколько  братьев  было  у  Элизы,  героини  сказки  Г.Х. Андерсена  «дикие  лебеди» ?  (11)

3.  Как  звали  сестру  доктора  Айболита ?               (  Варвара)

4.Кто  превратил  Василису  Премудрую  в  лягушку?       (кощей бес.)

5.как  звали  трех  медведей  из  сказки  Л. Толстого «  Три  медведя»?

(  Михайло  Потапыч,  Настасья  Петровна,  Мишутка)

6.Кто  из  трех  поросят  построил  самый  прочный  дом?…(наф-наф)

7.какой  мальчик  должен  был  выложить  слово  « вечность»,  за  это  ему  обещали  подарить  новые  коньки  и  весь  свет ?.   ( Кай)

8. Как  звали  корову  кота  Матроскина ?   ( Мурка)

1.     сколько  раз  старик  бросал  в  море  невод ?  (3)

10. скольких  разбойников  перехитрил  Али- Баба ?   (40)

11.как  звали джна  ,  которого  освободил  из  бутылки  Волька ? (хоттабыч)

12.от  кого  ушел  Колобок  ? (  от  бабушки,дедушки,зацца,волка,медведя)

Время выполнения 7-8 минут

2. Поэтический  раунд.

Сейчас я раздам карточки. У  вас  на  карточках  будут даны  рифмы .

Например:

« ко  мне,  на  ремне,  бляшке,  фуражке»

НУЖНО  ВСПОМНИТЬ  И  ПРОЧЕСТЬ  стихотворения  из  которого  эти  рифмы………….. раздаю карточки. Время выполнения 3 минуты

Кто  стучится  в  дверь  ко  мне

С  толстой  сумкой  на  ремне

С  цифрой  пять  на  медной  бляшке

В  синей  форменной  фуражке.

Ребята, а вы помните кто написал это стихотворение? А название ?

Это  стихотворение  С.Я.  Маршака  «Почта»

Задание  понятно ?

Получите  карточки. На выполнении задания 3 минуты.

№1

царь………………………простился

………………………снарядился

……………………….у  окна

……………………….одна

Ответ

А.С.  ПУШКИН  « Сказка  о  мертвой  царевне и  семи  богатырях»

Царь  с  царицею  простился

В  путь  дорожку  снарядился

И  царица  у  окна

Села  ждать  его  она

№2

свет………………….скажи,

………………………доложи,

……………………….милее,

……………………….белее.

Ответ.

А.с.  ПУШКИН  « Сказка  о  мертвой  царевне и  семи  богатырях»

Свет  мой,зеркальце,скажи

Да  всю  правду  доложи

Я ль  на  свете  всех  милее

Всех румяней  и  белее

№3

Ветер………………………Гуляет,

………………………….. подгоняет,

…………………………..в  волнах,

…………………………..парусах.

Ответ

А.С.  ПУШКИН  «сказка  о  царе  Салтане»

Ветер  по  морю  гуляет

И  кораблик  подгоняет

Он  бежит  себе  в  волнах

На  раздутых  парусах

3. Следующий  раунд  детективный.

А  знаете  ли  вы  ребята,  что  такое   детектив ?????????????

Это  вид  литературы,  в  котором  сыщики  находят  человека  по  самым  незначительным деталям  его  внешности  или  характера.

Я  попрошу  каждую  из  команд  узнать имя героя ,и  назвать  книжку  в  которой  он  жил ,прослушав  эпизод  из  его  жизни. (Зачитываю эпизод для каждой команды) Время выполнения 3-4 минуты.

1.     этот  герой  работал  врачом  на  корабле.  Однажды  его  корабль  потерпел  кораблекрушениеон  оказался  в  плену  у  маленьких  человечков……………………………………………….(Гулливер)

2.     Как  рассказывал  сам  этот  герой,он  сумел  вытащить  себя  из  болота  за  косичку  от  парика,  летал  на  пушечном  ядре,вывернул  наизнанку  злого  волока  и  застрелил  бешеную  шубу………..(Мюнхаузен)

3.     Героиня  этой  английской  книжки  побежала  за  Белым  Кроликом,  но  потом  провалилась  в  глубокий  колодец  и  оказалась  в  необычной  стране……………….(Алиса)

4. Раунд «по сказкам Пушкина……..»

Ребята, кому принадлежат эти строки?

Сказка ложь,

Да в ней намек

Добрым молодцам урок (Ответы детей)

Следующие три конкурса будут посвящены сказкам Пушкина

Конкурс Фоторобот.

По  деталям  на  картинке  вы  должны  узнать  название  сказки.

Раздаю рисунки каждой команде…… На выполнение 2 минуты

Конкурс на знание текста

Ребята, а сейчас я каждой команде раздам небольшие отрывки из текстов, прочитав их, вы должны будете определить название сказки. Раздаю тексты.

На выполнение этого задания 3 минуты. Время пошло……..

Конкурс народная мудрость

«Дай с ноготок – запросит с локоток» - читаю пословицу, вешаю плакат. Раздаю каждой команде листочки.

А теперь задание: Какого героя характеризует эта половица. Время на размышления 2 минуты.

5. Конкур  капитанов

Задание  требует  дополнительного  объяснения. Вспомним  сказку « золотой ключик»,  Какую  фразу  Мальвина  диктовала  Буратино,  когда  пыталась  его  учить? (ответы детей).

«  А  роза  упала  на  лапу  Азора».

В  чем  секрет  этой  фразы ? (учитель вывешивает плакат с фразой)

Такие  фразы  называются  ПОЛИНДРОМЫ  или  перевертыши.

Сейчас я попрошу выйти капитанов команд (ребята садятся за отдельную парту). Каждому капитану выдается листок со словами «перевертышами»

Задание: Прочитайте  фразы,  найдите какие  предложения  не  являются  перевертышами, подчеркните их. (Время выполнения 3 минуты). Ребята, а пока ваши капитаны справляются с заданием давайте их поддержим. Какая команда будет болеть лучше?

Лев  волов  вел.

Вор  влетел  в  ров.

Зубы  на  полку  лезут.

Ковал  поп  поплавок

Около  меня  молоко

Конус  и  рисунок

Конфеты  есть  не  фокус

Коту  тащат  уток

6.     Раунд,  посвященный сказкам Б. Гримм.

Зачитываю строки……..

    Дорогой  доброй  сказки

Идем  мы  без  опаски

И  дружно  говорим

Идем  мы  к  братьям  Гримм

И встретят  нас  герои

Красавицы  и  тролли

Лягушка  и  горшок

И  боб  и  уголек

И  музыкантов  Бремена

Узнаем  мы  уверенно

И  Розочку  с  Беляночкой

На  сказочной  поляночке

И  снова  повторим

Пришли  мы  к  ( Дети хором Братьям  Гримм.)

А теперь заданиеУзнайте  на  картине  героев  сказок  Б. Гримм.  И  название  сказок. Раздаю картинки к сказкам. Ребята, по моей команде, вы перевернете рисунки, и начнете выполнять задание. На это задание у вас 2 минуты. (Героя и название сказки впишите на обратной стороне рисунка). Начали………..

7. Реши кроссворд

А теперь заключительный конкурс. Каждой команде я раздам кроссворд. На выполнение задания 5 минут.

Звенит колокольчик. Собираю листки. Отдаю жирю. Жюри подводит итоги.

Ребята, пока жюри подводит итоги, я хотела бы поблагодарить вас за ваши рисунки, без которых не состоялась бы наша выставка. Хотелось бы отметить некоторые работы.

3-е место  занимает ………………  (приз, благодарность за участие)

2-е место занимает………………….(приз, благодарность)

1-ое место занимает………………. (грамота за 1 место, приз, благодарность).

Остальным ребятам поощрительные призы……

Ребята, мы благодарим вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но не зависимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило героических олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – (Дети хором) в ней участвовать. Поэтому я думаю, что вы все получили пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

Слово жюри. Оглашение результатов.

1-ое место команда Невод

2-ое место команда Сказка

3-е место команда Лукоморье.

Идет награждение победителей.

А теперь я хотела попросить выйти капитанов команд.

Выдаю грамоты за 1, 2, 3 место. Награждаю победителей, остальным командам поощрительные призы.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Анализ программ и учебников по литературному чтению

Анализ программ и учебников по литературному чтению

Авторы УМК поставили перед собой задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося

Авторы УМК поставили перед собой задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося

Найди иллюстрацию к таким словам

Найди иллюстрацию к таким словам

Подберите из методической литературы дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся

Подберите из методической литературы дидактические игры, загадки, стихи и другие занимательные материалы и упражнения, направленные на формирование познавательного интереса учащихся

Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот

Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот

Аннотация- Интеллектуальная игра «Алфавит» на уроке литературного чтения в третьем классе

Аннотация- Интеллектуальная игра «Алфавит» на уроке литературного чтения в третьем классе

УУД: 1) проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения

УУД: 1) проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения

Правильно, сегодня мы вместе будем учиться работать с текстом сказки, строить речевые высказывания, характеризовать героев сказки, оценивать их поступки, помогать друг другу и оценивать свою…

Правильно, сегодня мы вместе будем учиться работать с текстом сказки, строить речевые высказывания, характеризовать героев сказки, оценивать их поступки, помогать друг другу и оценивать свою…

Кого наши герои испугались? (Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки) -

Кого наши герои испугались? (Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки) -

Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (Ответы детей) 7

Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (Ответы детей) 7

Пушкин; картинки героев к сказкам

Пушкин; картинки героев к сказкам

Мальчик- луковый веселый знают все его со школы лук не сладкая малина, его имя (

Мальчик- луковый веселый знают все его со школы лук не сладкая малина, его имя (

Это плюшевый проказник Медвежонок………………… (

Это плюшевый проказник Медвежонок………………… (

В путь дорожку снарядился

В путь дорожку снарядился

Да в ней намек Добрым молодцам урок (Ответы детей)

Да в ней намек Добрым молодцам урок (Ответы детей)

И музыкантов Бремена Узнаем мы уверенно

И музыкантов Бремена Узнаем мы уверенно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2023