«Дидактические пособия как средство активизации процесса обучения слабовидящих обучающихся»»
Оценка 4.8

«Дидактические пособия как средство активизации процесса обучения слабовидящих обучающихся»»

Оценка 4.8
docx
31.01.2020
«Дидактические пособия   как  средство активизации процесса  обучения  слабовидящих обучающихся»»
Методический семинар.docx

 

Методический семинар на тему

Подготовила: Соколова А.А.

 

 

«Дидактические пособия   как  средство активизации процесса  обучения  слабовидящих обучающихся»»

 

Цель: сформировать представление участников семинара о  дидактических пособиях,  как о средстве активизации процесса  обучения  слабовидящих обучающихся

Задачи:

1.     Напомнить участникам семинара классификацию дидактических средств обучения для обучающихся с ОВЗ

2.     Познакомить участников семинара с требованиями к дидактическим пособиям для слабовидящих обучающихся.

3.     Обучить участников семинара изготавливать дидактические пособия для слабовидящих обучающихся.

Формы работы:

- беседа с участниками семинара;

-демонстрация  дидактических пособий, предназначенных для людей с нарушением зрения и особенностей работы с ними;

-просмотр электронной презентации.

 

Оборудование:

1.     Интерактивная доска SMART Board M600

2.     Мультимедийный проектор Epson EB - 470

3.     Лист опроса.

4.     Трафареты

5.     Тактильные книги

6.     Дидактические пособия  (контурные)

7.      Тифлоприбор «Графика»

8.      Ноутбук Acer

9.      Принтер HP Laser Jet P1102w

 

 

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть

Приветствие.

Слайд 1.

Тема нашего семинара: «Дидактические пособия   как  средство активизации процесса  обучения  слабовидящих обучающихся»

И. М. Сеченов писал: «Рука ощупывающая внешние предметы, даёт слепому всё, что даёт нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих.

 

2. Теоретическая часть

Слайд 2.

Цели и задачи применения дидактических средств обучения:

 -Совершенствование педагогического мастерства;

 -Оптимизация подготовки и проведения занятий;

-Обеспечение преемственности положительного опыта;

-Интенсификация учебно-воспитательного процесса;

-Учет индивидуальных способностей учащихся;

-Отказ от описательного, сугубо информационного изложения знаний

 

    

Слайд 3.

Дидактические средства обучения

1. Общая характеристика

2. Функции дидактических средств обучения

3.Классификация дидактических средств обучения
4. Требования к дидактическим пособиям для слабовидящих обучающихся.

 

Слайд 4.

Условия для успешного обучения

    Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. При понижении остроты зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Появляются трудности при опознании рисунков, предмета, определении цвета, ориентировке в пространстве. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях.

 

Для развития детей с нарушением зрения благоприятны такие условия:

v достаточная освещенность помещения,

v удобное размещение детей за столами,

v расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,

v соответствующая длительность зрительных нагрузок,

v организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения (гимнастика для глаз)

 

  Стоит не забывать, что если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.

 

 В работе со  слабовидящими школьниками важно обеспечить для них восприятие учебной информации с помощью осязания и сохранных анализаторов.

 

Слайд 5.

     Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим            

                              материалам и наглядным пособиям.

 

     В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:

1) специальные учебники,  созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом (16 кегль), четкий, рубленный  шрифт; яркие, цветные, контрастные иллюстративно-графические материалы; увеличенные, упрощенные (снижено количество объектов и деталей) изображения) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;

 

2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

 

3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.

 

Слайд 6.

   Чтобы ребёнок смог сконцентрировать внимание на главном, на иллюстрации должно быть небольшое количество предметов. Для этого мы используем трафареты разной формы. Их необходимо применять с детьми, имеющими такое зрительное нарушение, как нистагм.

 

Слайд 7.

    Контурные пособия для детей с нарушением зрения позволяют активизировать не только зрительное и тактильное восприятие, но и развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

Контурные  изображения должны быть:

ü доступными для восприятия;

ü конкретными по содержанию;

ü содержать лишь основные детали оригинального изображения;

ü эстетическими по форме.

 

Слайд 8.

    Одним из видов современных дидактических материалов, и в то же время одним из инструментов развития осязания  является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического (в сочетании со звуковым рядом) восприятия ребенком предметов окружающего мира. В книге передается форма, структура, контур, фактура поверхности данного предмета.

 

Тактильные книги делятся на два вида:

-дидактические:  в помощь обучению,  предметные,  тематические, игровые;

-ассоциативные: книги-сказки и сюжетные.

 

    При ощупывании рукой и одновременном рассматривании объекта происходит обучениевосприятию предметов на основе сложного тактильно-моторного и зрительного взаимодействия.

Система «глаз – рука» рассматривается как единая система, в которой глаз и рука связаны между собой внутренними обратными связями.

     Разработана поэтапная методика восприятия детьми предметов иллюстративного характера:

- от реального предмета к модели;

- от модели к барельефу (или аппликации);

- от барельефа непосредственно к рельефным изображениям отдельных предметов и далее к сюжетным картинкам.

Естественно, что процессом восприятия иллюстративного материала (в том числе и тактильной книги) надо управлять. Для этого детей надо научить пользоваться всеми специальными способами обследования предметов:

- пальцами;

- ладонью;

- кистью.

 

Слайд 9.

Учебные тифлосредства.

Тифлоприбор «Графика». Используется на уроках математики для построения геометрических фигур, а также для изображения краткой записи к простой задаче.

 

Слайд 10.

При изготовлении дидактического материала следует учитывать следующие требования:

-карточки для индивидуальной работы оптимальных размеров 10 х 10см и 20 х 30 см.

-тема шрифта Аrial

-кегль (размер шрифта) 16 и более

-в цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона.

-недопустимо использование глянцевой бумаги при изготовлении наглядных пособий и раздаточного материала

 

Слайд 11.

   Учителю рекомендуется при работе со слабовидящими детьми учитывать необходимые для  постоянного выполнения офтальмо-гигиенические требования:

-знать офтальмологическую характеристику каждого ребёнка;

-знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе и по ношению очков) и следить за их исполнением;

-при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика, направлять его к офтальмологу;

-следить за правильной позой при обучении чтению и письму;

-знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

-заботиться о профилактике зрительного утомления: на каждом уроке проводить зрительные гимнастики продолжительностью 2 – 3 минуты;

-соблюдать световой режим в классе (уровень общего освещения, освещение доски, использование рационального сочетания естественного и искусственного освещения);

-для читающих детей с миопией и сходящимся косоглазием обязательно использовать подставки;

-детям, которые в этом нуждаются, необходимо на уроке или занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

 

Слайд 12.

 

Лист опроса

_______________________________(ФИО)

Выберите несколько вариантов ответов.

 

1.     Какие требования предъявляются к учебным пособиям?

a)     шрифт

b)    содержание

c)     цвет фона

d)    четкость изображения

 

2.     На что вы обратите внимание при работе с электронными приборами?

a)     размер прибора

b)    дозировка времени

c)     цветовой режим

d)    размер дисплея

 

3.     Что необходимо учитывать при изготовлении  дидактических пособий?

a)     темы шрифта

b)    способ изготовления

c)     кегль

d)    материал

 

4.     На что обращает внимание  учитель при выборе технических средств в учебном процессе?

a)     тип урока

b)    учебный предмет

c)     желание учителя

d)    психо-физические показания к применению

 

5.     Какие материалы вы бы использовали для изготовления дидактических пособий?

a)     бумага

b)    стекло

c)     пластик

d)    ткань

 

Слайд 13.

 

Наш семинар закончен. Спасибо за участие в нём. До свидания.


 

Методический семинар на тему

Методический семинар на тему

Ход мастер-класса 1. Вступительная часть

Ход мастер-класса 1. Вступительная часть

У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях

У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях

Слайд 6. Чтобы ребёнок смог сконцентрировать внимание на главном, на иллюстрации должно быть небольшое количество предметов

Слайд 6. Чтобы ребёнок смог сконцентрировать внимание на главном, на иллюстрации должно быть небольшое количество предметов

Слайд 9. Учебные тифлосредства

Слайд 9. Учебные тифлосредства

Слайд 12. Лист опроса _______________________________(ФИО)

Слайд 12. Лист опроса _______________________________(ФИО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020