Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах
Оценка 4.8

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Оценка 4.8
Научные работы
doc
русский язык
Взрослым
17.02.2018
Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах
В данной брошюре изложены методические материалы, раскрывающие суть дидактической игры, как средство для формирования интереса младших школьников. А также рассмотрены некоторые методы и приёмы, позволяющие успешно использовать дидактические игры на уроках русского языка с целью привлечения внимания младших школьников, воспитания в них любви к этому сложному предмету. Приведены виды упражнений и некоторые примеры дидактических игр. Даны рекомендации учителям начальных классов по использованию игр и игровых приёмов. Адресуется учителям начальных классов.В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.
Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  д. Улукулево  муниципального района Кармаскалинский район  Республика Башкортостан Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах                                                       из опыта работы                                                                        учителя начальных классов                                                        первой категории                                                         Ермалаевой Л.Ф. д. Улукулево 2007г. Автор­составитель учитель начальных классов МОБУ СОШ д. Улукулево Ермалаева Л.Ф. Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах /автор­составитель Л.Ф.Ермалаева – Улукулево,  2007г.­ 22с.     В данной брошюре изложены методические материалы, раскрывающие суть дидактической   игры,   как   средство   для   формирования   интереса   младших школьников. А также рассмотрены некоторые методы и приёмы, позволяющие успешно использовать дидактические игры на уроках русского языка с целью привлечения   внимания   младших   школьников,   воспитания     в   них   любви   к этому сложному предмету. Приведены виды упражнений и некоторые  примеры дидактических игр. Даны   рекомендации  учителям   начальных   классов  по  использованию   игр   и игровых приёмов. Адресуется учителям начальных классов.   Рецензент методист районного учебно­методического кабинета  Д. С. Алтынбекова Введение Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям   по   русскому   языку,   является   дидактическая   игра.   Цель   игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При   включении   детей   в   ситуацию   дидактической   игры   интерес   к   учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.  Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра   помогает   формированию   фонематического   восприятия   слова   , обогащает   ребенка   новыми   сведениями,   активирует   мыслительную деятельность, внимание, а главное­ стимулирует речь. В результате чего у детей   появляется   интерес   к   русскому   языку.   Не   говоря   уже   о   том,   что дидактические   игры   по   русскому   языку   способствуют   формированию орфографической зоркости младшего школьника.  На   протяжении   нескольких   лет   работы   в   начальных   классах   я наблюдала,   что   занятия   русским   языком   не   всегда   вызывают   у   учащихся интерес.   Некоторые   дети   считают   его   скучным   предметом.   Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как   пробудить   интерес   к   занятиям,   как   повысить   грамотность   письма. Перечитала   много   литературы,   проанализировала   свои   уроки   и   пришла   к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать   и   отбирать   увлекательный   материал,   способный   привлечь внимание каждого ученика. Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче   важных   сведений,   информации   о   мире,   игры,   осмысленно ориентированные на обучение ребенка. С   древности   игра   использовалась   как   средство   обучения   детей. Возникшая   система   образования,   развивающаяся   как   классно­урочная,   в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе до конца    XIX  столетия   опиралась   на   рациональную   дидактику.   Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, например, английских колледжах, где использовалась «умственная игра». В целом же во многих странах мира она в обучении  была скорее случайностью. В   нашей   стране   за   многие   годы   сложилось   анормальное,   поурочное представление: учение – это обязательный тяжелый труд, опирающийся на механическое   запоминание,   на   зубрежку.   Оно   якобы   предполагает естественное   принуждение,   без   которого   невозможно   продвижение   в познании. Бесспорно, учение не простой труд, но труд в сущности радостный, т.к.   приобщает   к   новому,   неизведанному,   интересному;   не   случайно   в последние   годы   возникло   понятие   «учение   с   увлечением».   И   этот увлекательный   труд   большинство   педагогов   делают   еще   более   трудным, отказываясь   от   формулы   «играя   обучай».   В   игре   ребенок   с   большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным.   Одним   из   первых   об   этом   сказал   практик   и   реформатор школы,   педагог   В.А.   Сухомлинский   (1918­1970):   «…Ребенок   по   своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…». Удачным примером подхода использованию целостного комплекса игр до сих пор остается опыт А.С.Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колониях   были   насыщены   игровыми   элементами,   и   не   проходило   недели, чтобы не создавалась какая­нибудь новая игра. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине  не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе   игр   не  должно  быть  ни  лишнего,  ни   недостающего.  Он   хорошо осознавал, что создать какой­либо единственный и идеальный ­ на все времена и для всех детских учреждений ­ комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно   работать   и   заменять   их,   чутко   улавливая   и   жизнь   детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития. Методики известных педагогов новаторов, которые при всем различии подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация   образовательной   системы   не   привели   к   передовому преподаванию,   не   соединили   в   один   процесс   познание   через   интерес, интересное, воодушевляющее. Не вызывает сомнения, что образование должно быть подлинно развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим: оно   обязательно   должно   ориентироваться   на   теоретический   опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребенка. Плодотворность поиска педагогов­новаторов, лучших учителей страны доказывается значительностью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры. Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или   меньшей   мере   использовать   ее   для   педагогических   целей.   Перед современной   школой   стоит   конкретная   педагогическая   задача   –   научится педагогически   управлять   детской   игрой,   учитывая   ее   воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре. Педагоги всех времен понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает   способности,   формирует   познавательные   интересы.   Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами. Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры,  разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с дошкольниками. Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о   В   системе.   О   Декроли   игры форме,   величине,   цвете   предметов.   употреблялись как образовательное средство. В практике Потти и Хилл на первый   взгляд   выступают   аксессуары   игры,   т.е.   материалы   для конструирования и моделирования. Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых   знаний   и   умений   и   для   развития   у   детей   психических   процессов? Важнейший   психологический   секрет   игры   в   том,   что   она   обязательно построена   на   интересе   и   добровольности.   Заставит   играть   нельзя,   увлечь игрой можно. Исследования   Л.С.   Выготского,   А.Н.   Леонтьева,   А.Р.   Лурия,   П.Я. Гальперина   и   других   свидетельствуют,   что   закономерности   формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное   формирование   психических   процессов:   сенсорных   процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. «Поэтапная   обработка»   умственных   действий   и   понятий   в   игре   обычно происходит   случайно.   Но   при   соответствующих   методах   педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых   порах,   т.е.   в   дошкольном   возрасте,   игровые   действия   ребят   носят развернутых   характер   и   требуют   материальной   опоры   (игрушки,   игровые предметы).   В   дальнейшем,   к   периоду   обучения   в   школе,   сокращаются   и обобщаются, идет  их вербализация. В последствии  они  могут  совершаться частично   или   полностью   в   умственном   плане,   в   плане   воображения.   В подростковых   классах   некоторые   виды   игр   полностью   переносятся     в умственный   план,   появляется   идеальная   игра   воображения   (творческие сюжетно­ролевые   игры).   А.   Эйнштейн   утверждал,   что   воображение   более важно,  чем   знания.   Игровое   воображение   создает   у   детей   план   наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д. Игровое   обучение   не   может   быть   единственным   в   образовательной работе   с   детьми.   Оно   не   формирует   способность   учиться,   но   бесспорно   игра   – развивает   познавательную   активность   школьников.   Итак, специфический детский путь получения знаний об окружающем мире. Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое   обучение.   Обучающий   характер   дидактических   игр   основан   на важнейшей   закономерности   игровой   деятельности   детей   и   подростков   – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку,   ловкость,   смекалку   в   умственной   деятельности.   В   основе   любой дидактической   игры   лежит   какая­то   «тайна»,   неизвестность   результата. Процесс   игры   –   ведущее   к   разрядке   приключение.   Ее   мотив   с   процесса деятельности   перемещается   на   результат   –   выигрыш   в   соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании. Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные   или   дидактические,   которые   опираются   на   создание   в учебном   процессе   игровых   ситуаций.   Игра   давно   уже   используется   как средство возбуждения интереса к учению. Познавательные   (дидактические)   игры   –   это   специально   созданные ситуации,   моделирующие   реальность,   из   которых   учащимся   предлагается найти   выход.   Главное   назначение   этого   метода   –   стимулировать   процесс. Такие   стимулы   учащийся   получает   в   игре,   где   он   выступает   активным преобразователем действительности. Метод   познавательных   игр   имеет   длительную   историю.   Он   уже применялся в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к ним   обострился   в   середине   80­х   годов,   когда   в   школу   начали   проникать мощные   ЭВМ,   позволяющие   моделировать   сложные   ситуации.   Обучающие игровые   программы   в   комплексе   с   техническими   средствами   эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения. Среди   таких   игр   –   разнообразные   математические,   лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др. В последнее время всё большей популярность получили стимулирующие игры, то есть способствующие  воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью   стимулирующих     игр   учащиеся   приобщаются   к   всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных. Метод   инсценизации   может   принимать   различные   формы,   например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место, или гипотетических. Структура данного метода может быть такой. Этапы 1. Подготовка 2. Начало 3. Организация 4. Инсценировка 5. Анализ Цели учителя План и содержание Определение темы и цели Распределение ролей  Наблюдение, руководство Подведение итогов Цели учащихся Понимание Мотивация Принятие ролей Участие Понимание Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку»,  в  процессе   которой   участники,  сообща  «навалившись»  на  трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения. Глава 1. Сущность дидактических игр как средства обучения. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин: 1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот  факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном   возрасте   игра   не   умирает,   а   проникает   в   отношения   к действительности.   Она   имеет   свое   внутреннее   продолжение   в   школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые   формы   и   приёмы   –   это   важный   и   наиболее   адекватный   путь включения детей в учебную работу. 2) Освоение   учебной   деятельности,   включение   в   нее   детей   идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»). 3) Имеются   возрастные   особенности   детей.   Связанные   с недостаточной   устойчивостью   и   произвольностью   внимания, Преобладание преимущественно   непроизвольным   развитием   памяти. наглядно­образного   типа   мышления.   Дидактические   игры   как   раз способствуют развитию у детей психических процессов. 4) Недостаточно   сформирована   познавательная   мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым  ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно   то   содержание,   которому   ребёнка   учат   в   школе.   Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им   новой   роли   –   роли   ученика,   установление   взаимоотношений   со сверстниками   и   учителями).   Дидактическая   игра   во   многом   способствует преодолению указанных трудностей А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения   знаний   и   умений,   но   и   способствовала   бы   общему   развитию ребёнка».  А.И.   Сорокина   выделяет   следующие   виды   дидактических   игр:   игры­ путешествия,   игры­поручения,   игры­предположения,   игры­загадки,   игры­ беседы. Краткая характеристика каждого вида. Игры­путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей   на   то,   что   находиться   радом.   Они   обостряют   наблюдательность, обличают   преодоление   трудностей.   В   этих   играх   используются   многие способы   раскрытия   познавательного   содержания   в   сочетании   с   игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д. Игры­поручения  по   содержанию   проще,   а   по   продолжительности   – короче.   В   основе   данных   игр   лежат   действия   с   предметами,   игрушками, словесные поручения. Игры­предположения  («что   было   бы…»).   Перед   детьми   ставится задача   и   создается   ситуация,   которая   требует   осмысления   последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.  Игры­загадки.  В   их   основе   лежит   проверка   знаний.   Находчивости, разгадывание   загадок   развивает   способность   к   анализу,   обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры­беседы.  В   их   основе   лежит   общение.   Основным   является непосредственность   переживаний,   заинтересованность,   доброжелательность. Такая   игра   предъявляет   требования   к   активизации   эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется   темой,   содержанием   игры.   Игра,   в   свою   очередь,   должна соответствовать   возможностям   усвоения   интереса   детей   и   свертывания игровых действий. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность   одновременно. составляющие дидактической игры:    Выделяют   следующие   структурные 1) дидактическая задача;  2) игровая задача;  3) игровые действия;  4) правила игры; 5) результат (подведение итогов). Дидактическая   задача   определяется   целью   обучающего   и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую   деятельность.   Так,   например,   в   ряде   дидактических   игр   в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д. Игровая   задача   осуществляется   детьми.   Дидактическая   задача   в дидактической   игре   реализуется   через   игровую   задачу.   Она   определяет игровые   действия,   становится   задачей   самого   ребёнка.   Самое   главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и   игровые   задачи.   В   разных   играх   игровые   действия   различны   по   их направленности   и   по   отношению   к   играющим.   Это,   например,   могут   быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.   д.   они   связаны   с   игровым   замыслом   средствами   реализации   игрового замысла,   но   включают   и   действия,   направленные   на   выполнение дидактической задачи.  Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами   формирования   личности   ребенка,   познавательным   содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре   правила   являются   заданными.   С   помощью   правил   педагог   управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют   и   на   решение   дидактической   задачи   –   незаметно   ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение   итогов   (результат)   –   проводится   сразу   после   окончания игры.   Это   может   быть   подсчет   очков;   выявление   детей,   которые   лучше выполнили   игровое   задание   определение   команды­победительницы   и   т.   д. необходимо при этом отметить  достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.  В   ситуации   дидактической   игры   знания   усваиваются   лучше.   Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она   скрыта   от   детей.   Дети   непреднамеренно   усваивают   знания,   умения   и навыки.   Взаимоотношения   между   детьми   и   педагогом   определяются   не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить   переход   к   учебным   задачам,   сделать   его   постепенным.   Выше сказанное   позволяет   определить   следующие   функции   игровых   приемов   и дидактических игр: 1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму; 2. 3. 4. функция формирования психических новообразований;  функция формирования собственно учебной деятельности; функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; 5. 6. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. Итак,   дидактическая   игра   –   это   сложное,   многогранное   явление.   В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и   навыков,   но   и   развиваются   все   психические   процессы   у   детей,   их эмоционально­волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный   материал   увлекательным,   создать   радостное   рабочее   настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности   обучения.   Положительные   эмоции   значительно   облегчают процесс познания. Организовать   и   провести   дидактическую   игру   –   задача   достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия для проведения  игры: 1) Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр. 2) Выразительность   проведения   игры.   Это   обеспечивает   интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 3) Необходимость   включения   в   игру   педагога.   Он   является   Педагог   должен   обеспечить участником, поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными   и   руководителем   игры. задачами,   но   при   этом   не   оказывать   давления,   выполнять   второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. 4) Необходимо   оптимально   сочетать   занимательность   и   обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные   задания,   а   в   игру   их   превращает   форма   их   проведения   – эмоциональность, легкость, непринужденность. 5) Средства   и   способы,   повышающие   эмоциональное   отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 6) Между   педагогом   и   детьми   должна   быть   атмосфера   уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 7) Используемая   в   дидактической   игре   наглядность   должна   быть простой и емкой. Грамотное   проведение   игры   обеспечивается     четкой   организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель   игры,   ответить   на   вопросы:   какие   умения   и   навыки   дети   освоят   в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за  игрой  стоит  учебный  процесс.  И задача  педагога – направить силы ребенка   на   учебу,   сделать   серьезный   труд   для   детей   занимательным   и продуктивным. Далее   необходимо   определиться   с   количеством   играющих.   В   разных играх   предусмотрено   различное   их   количество.   По   возможности   надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре. Следующим   этапом   при   организации   дидактической   игры   является подбор   дидактических   материалов   и   пособий   для   игры.   Помимо   этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей   затратой   времени   познакомить   детей   с   правилами   игры. Необходимо  предусмотреть,  какие   изменения   можно  внести  в  игру,  чтобы повысить   активность   и   интерес   детей,   учесть   возможное   возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр. И,   наконец,   важно   продумать   заключение,   подведение   итогов   после проведения   дидактической   игры.   Большое   значение   имеет   коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное – качество выполнения игровых   действий   детьми.   Обязательно   нужно   обратить   внимание   и   на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка   в   игре,   настойчивость   в   достижении   цели.   Постоянно демонстрируйте детям их достижения. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке.   В   начале   урока   цель   игры   –   организовать   и   заинтересовать   детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.   На   любом   этапе   урока   игра   должна   отвечать   следующим требованиям:   быть   интересной,   доступной,   включать   разные   виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения   нового   материала   в   игре   должны   бить   запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками  На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств   действий   и   вычислительных   примеров.   В   системе   уроков   по   теме важно   подобрать   игры   на   разные   виды   деятельности:   исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. Дидактическая   игра   входит   в   целостный   педагогический   процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Чрезвычайно   важны   программы   дидактических   игр   для   начальной школы, особенно для первых классов. Переход от собственно игры к учению должен   быть   плавным,   иметь   мостик,   состоящий   как   бы   из   «полуигры», «получения».   Зарождающееся   в   дошкольном   возрасте   словесно­логическое мышление,   умение   решать   задачи   «в   уме»   требует   от   начальной   школы системы   целенаправленного   развития   этих   способностей,   в   том   числе   с помощью   дидактических   игр.   Опытные   учителя   утверждают,   что   игры вызывают   у   школьников   живой   интерес   к   предмету,   позволяют   развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.   Безусловно,   в   процессе   обучения   дидактическая   игра   – вторичный   этап.   На   уроке   дети   получают   систематизированные   знания   об окружающем мире, во время досуга учатся самостоятельно применять эти знания   в   соответствии   с   правилами   игры.   Благодаря   этому   их   знания становятся более осознанными, четкими. Результативность дидактической игры зависит: От систематического их использования. 1) 2) От целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например,   в   решении   проблемы   развития   познавательной   активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельности мышления ученика.   Значит,   необходимы   группы   игр   и   упражнения,   формирующие умения   выделять   основные,   характерные   признаки   предметов,   сравнивать сопоставлять   их;   группы   игр,   в  процессе   которых   у   младших   школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр воспитывающих   умение   владеть   собой,   быстроту   реакции   на   слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление программ таких игр задача каждого учителя начальной школы. Выбор целенаправленных дидактических игр идет от своеобразия их правил – этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся младших классов   в   дидактических   играх   более   всего   увлекает   игровое   действие, характерная черта которого – активность детей в игровых целях. Игровое действие   дидактических   игр   разнообразно:   группирование,   сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество!   Это   то,  что   и   составляет   явление   познавательной   активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учится, значит,   ценность   игры   в   психолого­педагогическом   контексте   очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием или опасением. Одна из главных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка. Присущие игре диагностическая, воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать  многочисленных случайностей, нелепостей   и   грубых   ошибок,   которые   возможны   при   бессистемном, некорректном   и   просто   неразумном   включении   игры   в   педагогический процесс. Так, один – два раза использовав на уроке случайно пообобранные игры и не ощутив от этого какого­либо эффекта, кто­то из педагогов вполне может убедить   себя   в   дальнейшей   их   бесполезности.   Другие     учителя   сводят использование игры к строго дидактичным играм, например, используют их только для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. В этом   случае   игра   принимает   исключительно   формальный   характер   и практически ничем не отличается от учебных заданий Не менее вредит педагогическому процессу стихийное, бессистемное и неумеренное использование игр. Хорошо известно, что, если выбрать из всего арсенала педагогических средств, лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно   пользоваться   только   им,   последствия   могут   оказаться   прямо противоположными   ожидаемым.   Так,   частое,   без   меры   использование   игр фактически   превращает   их   в   лучшем   случае   в   игры   формальные,   или псевдоигры,   которые   уже   давно   наскучили   и   самому   учителю,   и   детям, правомерно заслуживая их возмущения и отказа от участия в них. Перечисленные   ошибки   являются   наиболее   типичными   и   пока   еще достаточно   часто   встречаются   при   организации   игр   в   начальной   школе. Особенно они опасны в отношении детей с теми или иными предпосылками или признаками формирования неблагополучных вариантов развития. Ведь, по словам П.Ф. Лесгафта, «в громадном большинстве случаев не прирожденная тупость  ребенка,  а  педагогические   ошибки  подготовляют   ребенку  горькую будущность,   оставляя   на   его   личности   проявлениях   и   привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия». Использование   потенциала   игры   в   педагогической   работе   в значительной   мере   связано   с   профессионализмом   и   творчеством   самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и,   кроме   того,   определенным   запасом   знаний   и   практических   умений   в области   методики   игры.   Именно   этих   знаний   не   хватает   большинству педагогов,   работающих   с   детьми   младшего   школьного   возраста.     Поэтому успешность развития, обучения и воспитания младших школьников в целом, а также конечный результат профессиональной деятельности педагогов будет зависеть от того, насколько полно они будут подготовлены к:  выработке   оптимальной   стратеги   и   тактики   включения   игры   в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми;  проведению   психолого­педагогической   экспертизы   игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;  творческой   аранжировке   традиционных   и   дизайну   новых, «педагогичных»   (т.е.   не   унижающих   достоинство   ребенка,   в   терминологии Ш.А.   Амонашвили)   детских   игр,   конструированию   целостных   игровых программ. Присутствие   «великой   учительницы»   ­   игры   в   жизни   младшего школьника   должно   быть   осмысленно   соотнесено   с   другими   видами   его деятельности,   целесообразно   спланировано,   эффективно   и   дозировано использовать   в   течение   дня   Правильно   подобранную,   уместно   и   умело проведенную   игру   педагогом     игру   следует   считать   таким   же   важным   и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать   в   режиме   дня   начальной   школы   в   той   мере,   в   какой   она необходима   для   адаптации   к   изменяющимся   условиям   жизнедеятельности детей,   для   эффективного   стимулирования   всех   сторон   их   развития   (при необходимости – его коррекции) для гармонизации  сочетания умственных, физических   и   эмоциональных   нагрузок   и   т.д.   На   уроке   игра   позволяет младшему   школьнику   испытать   радость   умственного   напряжения   и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач. Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования   интереса   младших   школьников   к   русскому   языку,   она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному   предмету.  Но   пользоваться  ей   надо  умело,  использовать   игры   в системе,   не   упуская   сути   урока,   и   не   придавать   игре   характер   обычного упражнения. Глава 2. Анализ педагогической деятельности по проведению        дидактических игр на уроках русского языка                     с целью повышения интереса к предмету. Ценность игры в психолого­педагогическом контексте очевидна, однако многие   из   педагогов   начальной   школы   если   не   игнорируют   вовсе   ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к   ней   с   некоторой   настороженностью,   недоверием,   опасением.   Одна   из главных и распространенных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка (или играть с ним, что равнозначно в их представлении). Факт остается фактом – значительная часть педагогов начальной школы не готова и не умеет играть со своими учениками, им проще и удобнее их обучать. Таким образом, в школе существует   проблема   повышения   интереса   к   обучению,   в   частности,   к русскому языку, который является одним из сложных и, отнюдь не самых интересных.  На основе изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов   к   решению   проблемы   повышения   интереса   к   урокам   русского языка   у   школьников,   с   опорой   на   педагогические   условия   организации   и проведения педагогических игр на уроках русского языка, способствующих повышению   интереса   к   данному   предмету,   была   проведена   практическая работа.   В   ходе   практической   работы   были   проведены   следующие диагностические методики:    Наблюдение за деятельностью учащихся; Беседа с учителем; Анкетирование среди учащихся, которые   помогли   выявить   наличие   данной   проблемы   в   классе   и отследить   получившиеся   результаты,   в   ходе   проведения   и   организации уроков. Приведу   некоторые   дидактические   игры   и   игровые   приемы,   которые   я применяю на своих уроках.  Игры.  I. Игра «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)  Цель:   Проследить   за   формированием   орфографического   навыка   с   учетом этапа работы над орфографией.  Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.  На 9 карточках записаны девять слов:  1­й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.  2­й   набор:   подъезд,   склад,   ворона,   град,   съемка,   клад,   ворота,   подъем, воробей.  Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.  I II рыбка чулок дубки чучело гриб  чум II . Игра « Почтальон»  вьюга варенье ручьи подъезд съемка подъем склад град клад ворона ворота воробей Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.  Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4­5 чел.) приглашения.  Дети определяют, куда их пригласили.  огород  парк             море              школа           столовая  зоопарк гря­ки  кали­ка  доро­ки  бере­ки  пло­цы  фла­ки  кни­ки  обло­ки  хле­цы  пиро­ки  кле­ка  марты­ка  ду­ки  реди­ка  морко­ка  ли­ки             ло­ки              остро­ки  промока­ка              тетра­ка  сли­ки  голу­цы  тра­ка  реше­ ка Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.  Составить предложения, используя данные слова.  III . Игра « Шифровальщики»    автоматизация   звуков, Цель:   развитие   фонетико­фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло­различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.  Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой ­ отгадчика.  Шифровальщик   задумывает   слово   и   шифрует   его.   Играющие   могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.  жыил                   ански                  кьоинк  санки  лыжи  Отгадчику   предстоит   не   только   отгадать   слова,   но   и   выбрать   из   каждой коньки  группы лишнее слово. Например:  Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)  Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)  Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)  IV. Игра « Клички»  Цель:   формирование   процесса   словоизменения   и   словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.  Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:  ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА  Составить предложения.  ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА  Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).  Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово»  Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.   МАК КОШКА БЕРЕЗА КОРОВА Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих РОМАШКА СОБАКА ДУБ ЛИСА РОЗА ВОРОБЕЙ МАЛИНА ВОЛК ЛУК КОРОВА ОСИНА МЕДВЕДЬ словах?  2. Детям очень нравятся такие задания, как:   Заменить словосочетания одним словом:  ­ промежуток времени в 60 минут,  ­ военнослужащий, стоящий на посту,  ­ ребенок, любящий сладкое,  ­ очень смешной фильм.   Распредели слова на две группы.   Найди родственные слова.   Выдели корень.   Закончи предложения:  У Ромы и Жоры есть ………….  Однажды они пошли ………….  Вдруг из кустов……………..  Потом ребята долго вспоминали как……..   Составь рассказ по опорным словам:  зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.   Лишь буквы­те, что в этих строчках  Даны не более, чем раз, Тебе помогут быстро, точно  Секретный выполнить приказ.  ЭПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ ФТШВЗЧПКРСАГПОМ  ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ  Примечание.   Удалите   буквы,   которые   встречаются   более,   чем   один   раз   и прочитайте приказ.   Найдите слово в слове.  ВОЛЯ, ВЕТЕР, ВОЛК, ВДРУГ КОБРА, КРАСКА, КОРМ, КОЧКИ, ВЫДОХ РЫБАК, ЮНОСТЬ, ШАРФ, ШЛАК, ШУТКА   Пословица, тебя мы знаем,  Но не такая ты была:  Неужто буква озорная  Вновь чье­то место заняла?  Толочь в ступе СОДУ.  Пуганая КОРОНА куста боится. Не зная броду, не суйся в МОДУ. ПОЛК в овечьей шкуре.   Звук заблудился.  НА БОЛОТЕ НЕТ ДОРОГ. Я ПО КОШКАМ ­ СКОК ДА СКОК! НАЕВШИСЬ РЫБЫ ДО ОТВАЛА, НА МОРЕ ГАЙКА ОТДЫХАЛА. ВОЛКАМ И БЕРКУТАМ НА СТРАХ КАБАН ПАСЕТ ОВЕЦ В ГОРАХ.  Буква потерялась    (Ц,Б,М,Щ,Л)  МОЛОДЕ, КУЗНЕ, СОНЦЕ, МОТОИКЛ ЗЕРА, ЕЛКА, КОРА АК, ЕТРО, АРТ  УКА, ОВОИ, ТОВАРИ, ЕПКА  Мы обычные слова,  Всех нас знает каждый. Мы содержим буквы А  Трижды или дважды. Иногда всего одну (Только не в начале). Но сегодня...­ну и ну! ­ Все они сбежали. БРБН    СТРТ   СТКН   РССД   МРК   ПРТ   СХР   КРНДШ Ценность   таких   игр   заключается   в   том,   что   на   их   материале   можно отрабатывать   также   скорость   чтения,   слоговой   состав   слова,   развивать орфографическую зоркость и многое другое.  Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.  Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Библиографический список 1.Алабина   Р.И   Дидактические   игры   и   игровые   упражнения   в   процессе обучения. Начальная школа. Приложение к   газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5­11. 2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994 3.Жигалкина   Т.К.   Система   игр   на   уроках   математики   в   1­2   классах. Москва,1996 4.Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Москва, 2000 5.   Лерненр   П.Я.   Дидактика   средней   школы.   Москва.   Просвещение,   1992, стр.166 6.Лопанова   Е.В.,   Рабочих   Т.Б.   Компетентностный   подход   в   обучении: технологии реализации. Омск, 2007 7.Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1996 Российское пед. агенство. 8.   Селевко   Г.К     образовательные   технологии.   Москва.   Современные   «Народное образование, 1998 9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Москва,1979, т.1 Содержание Введение                                                                                                          3 Глава 1. Сущность дидактических игр как средства обучения.         8    Глава 2. Анализ педагогической деятельности по проведению         16     дидактических игр на уроках русского языка      с целью повышения интереса к предмету. Литература                                                                                                   21

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры и игровые приемы  на уроках русского языка  в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018