Дидактические игры на уроке литературы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения; в дидактике они получили название “активных” (АМО). Активные методы обучения (АМО) - такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. АМО влекут за собой изменение взглядов на роль ученика в процессе обучения: теперь он уже не “объект”, а “субъект” образования, обладающий уникальной индивидуальностью. Задача учителя - оказать ему педагогическую поддержку в стремлении к самореализации, самоактуализации и другим внутренним механизмам, способствующим индивидуальному саморазвитию. АМО ориентируют учителя на гуманистический подход, вернее, на гуманистическую парадигму образования, цель которой - ценностное отношение к ребёнку и детству как особенному периоду в жизни человека, т.к. в этот период интенсивно (при педагогической поддержке) развиваются интеллектуальный потенциал, творческие способности и познавательные интересы.
Иконка файла материала Дидактические игры на уроке литературы.doc
Дидактические игры на уроке литературы Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального  потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения; в дидактике они получили название  “активных” (АМО). Активные методы обучения (АМО) ­ такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит  продуктивный, творческий, поисковый характер. АМО влекут за собой изменение взглядов на роль ученика в  процессе обучения: теперь он уже не “объект”, а “субъект” образования, обладающий уникальной  индивидуальностью. Задача учителя ­ оказать ему педагогическую поддержку в стремлении к самореализации,  самоактуализации и другим внутренним механизмам, способствующим индивидуальному саморазвитию. АМО  ориентируют учителя на гуманистический подход, вернее, на гуманистическую парадигму образования, цель  которой ­ ценностное отношение к ребёнку и детству как особенному периоду в жизни человека, т.к. в этот  период интенсивно (при педагогической поддержке) развиваются интеллектуальный потенциал, творческие  способности и познавательные интересы. Дидактическая игра, сущность которой ­ моделирование имитация, ­ один из активных методов обучения (АМО),  применяемых на уроках русского языка. В игре в упрощённом виде воспроизводится действительность и  операции участников, имитирующих реальные действия. Основной мотив игры ­ не результат, а процесс, в  котором учащиеся передвигаются от усвоения фактов языка к их связям, объяснению языковых явлений. Не секрет, что формы контроля ЗУН на уроке в основном однообразны: диктанты, тесты, разборы и т.п. Эти  виды работ не отражают взаимодействия знаний теории языка и практики речевого развития. В игре же они  тесно переплетаются, предусматривая прирост знаний и умений по предмету, всестороннее развитие основных  видов речевой деятельности: понимания, говорения, письма. Важно одно условие: игра не подаётся в готовом виде. Ученикам предлагается принять активное участие в её  разработке, во время которой направляются и координируются действия “разработчиков” в создании заданий. “Лексика и фразеология” ­ тема, предполагающая знакомство шестиклассников с основными понятиями  лексикологии, лексикографии, где слово рассматривается с трёх основных точек зрения: семантической,  функциональной, генетической, каждая из которых отражает определённую систему понятий. Центральное  место в этой системе занимает понятие лексического значения, семантической сути, “души” слова (по С.И.  Львовой). Игра “Лексикография”, разработанная в содружестве с учениками, выступает не только способом проверки ЗУН  и лингвистической компетентности по данной теме, но и даёт возможность активизировать познавательные  интересы и интеллектуальный потенциал школьников. В создании игры приняли активное участие учитель и ученики. На первом, подготовительном, этапе класс  разделился на группы, каждая получила пословицу о книге (решалась и воспитательная цель: привитие  интереса к книге, чтению). К данной пословице учитель и “разработчики” подготовили ряд заданий:         решение кроссворда “Слово” (заполнение клеток словами, составленными из букв, входящих в ряд слов  пословицы, например, такой “Книги не говорят, а правду сказывают”); сочинение по теме “Пословицы”; обыгрывание полученных слов в составе предложений; оформление толкового словарика из новых слов; подбор синонимов к указанным словам; подбор антонимов; рассказ об одном из словарей и его составителе; воспроизведение фразеологических оборотов с указанным ключевым словом. Полученные сведения группируются и обобщаются с точки зрения связи этих явлений языка с проблемой  толкования и точного, выразительного употребления слова в устной и письменной речи. Рамки статьи ограничивают возможность рассказать подробно о тех заданиях, которые подготовили дети для  каждой группы на специальных карточках. Во время урока учащиеся обмениваются ими.Примерные вопросы и задачи, предложенные первой группе по содержанию пословицы “Книги не говорят, а  правду сказывают” другой группой. Задания к игре составлены так, что дают возможность каждой группе ещё до проведения урока начать игру. Проведён доигровой инструктаж: учащиеся заблаговременно знакомятся с условиями и правилами этой игры и  составлением задач к ней. Группы во время обсуждения и решения заданий образуют своеобразный “бутон”, т.е. привстают, сближаются головами, перешептываются, ищут правильные ответы. Видно сразу, все ли участвуют в  поиске. По правилам, высказаться можно только тому, кому поручила группа. Таким образом, каждый участник  игры сможет доказать общую точку зрения в решении вопроса. “Знатокам” приходится делиться знаниями с  товарищами. По сути, происходит то, что Х.И. Лейметс называет взаимообогащением. Эффективность методики  налицо: уровень языкового мышления, речи, культуры выступлений, знаний учащихся дают возможность  убедиться в неподдельном интересе к теме, желание знать больше. Ребята учатся самостоятельно мыслить,  формировать суждения, ценить интересные находки, догадки. Дидактическая игра развивает у детей стремление работать плодотворно, приучает к терпимости, желанию  поделиться своими знаниями. На таком уроке предоставлена возможность всем ученикам быть разными и  радоваться тому, что у всех есть что­то общее. Общее ­ это то, что всех объединяет:    содержание урока; радость совместных решений; эмоциональные проявления и пр. Такой урок даёт возможность почувствовать и отличительные свойства каждого:     настроение; способности; способы решений; интересы. Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться: кто­то обязательно поможет. Или учитель, или ученик.  Вместе можно преодолеть то, что не получается, не решается. При такой методике каждый ученик ощущает собственную необходимость, ответственность не только за свои  действия, но и за действия другого. Каждый свободен в выборе. Игра вырабатывает чувство раскованности. По  сути ­ это урок творчества. “Уроки творчества ­ это попытка выйти на процесс собственного образования как  “передачу культурных образцов и представления о мире” и формирования на этой основе опыта творческой  деятельности” (О.А. Казанский). В то же время дидактическая игра позволяет учителю лучше оценить, как  усвоена тема, каковы возможности учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать  педагогическую поддержку. Организационно­методические возможности в подготовке и проведении игры учителя и учеников неисчерпаемы, как и стремление к познанию, творческой деятельности.