Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения; в дидактике они получили название “активных” (АМО).
Активные методы обучения (АМО) - такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. АМО влекут за собой изменение взглядов на роль ученика в процессе обучения: теперь он уже не “объект”, а “субъект” образования, обладающий уникальной индивидуальностью. Задача учителя - оказать ему педагогическую поддержку в стремлении к самореализации, самоактуализации и другим внутренним механизмам, способствующим индивидуальному саморазвитию. АМО ориентируют учителя на гуманистический подход, вернее, на гуманистическую парадигму образования, цель которой - ценностное отношение к ребёнку и детству как особенному периоду в жизни человека, т.к. в этот период интенсивно (при педагогической поддержке) развиваются интеллектуальный потенциал, творческие способности и познавательные интересы.
Дидактические игры на уроке литературы
Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального
потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения; в дидактике они получили название
“активных” (АМО).
Активные методы обучения (АМО) такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит
продуктивный, творческий, поисковый характер. АМО влекут за собой изменение взглядов на роль ученика в
процессе обучения: теперь он уже не “объект”, а “субъект” образования, обладающий уникальной
индивидуальностью. Задача учителя оказать ему педагогическую поддержку в стремлении к самореализации,
самоактуализации и другим внутренним механизмам, способствующим индивидуальному саморазвитию. АМО
ориентируют учителя на гуманистический подход, вернее, на гуманистическую парадигму образования, цель
которой ценностное отношение к ребёнку и детству как особенному периоду в жизни человека, т.к. в этот
период интенсивно (при педагогической поддержке) развиваются интеллектуальный потенциал, творческие
способности и познавательные интересы.
Дидактическая игра, сущность которой моделирование имитация, один из активных методов обучения (АМО),
применяемых на уроках русского языка. В игре в упрощённом виде воспроизводится действительность и
операции участников, имитирующих реальные действия. Основной мотив игры не результат, а процесс, в
котором учащиеся передвигаются от усвоения фактов языка к их связям, объяснению языковых явлений.
Не секрет, что формы контроля ЗУН на уроке в основном однообразны: диктанты, тесты, разборы и т.п. Эти
виды работ не отражают взаимодействия знаний теории языка и практики речевого развития. В игре же они
тесно переплетаются, предусматривая прирост знаний и умений по предмету, всестороннее развитие основных
видов речевой деятельности: понимания, говорения, письма.
Важно одно условие: игра не подаётся в готовом виде. Ученикам предлагается принять активное участие в её
разработке, во время которой направляются и координируются действия “разработчиков” в создании заданий.
“Лексика и фразеология” тема, предполагающая знакомство шестиклассников с основными понятиями
лексикологии, лексикографии, где слово рассматривается с трёх основных точек зрения: семантической,
функциональной, генетической, каждая из которых отражает определённую систему понятий. Центральное
место в этой системе занимает понятие лексического значения, семантической сути, “души” слова (по С.И.
Львовой).
Игра “Лексикография”, разработанная в содружестве с учениками, выступает не только способом проверки ЗУН
и лингвистической компетентности по данной теме, но и даёт возможность активизировать познавательные
интересы и интеллектуальный потенциал школьников.
В создании игры приняли активное участие учитель и ученики. На первом, подготовительном, этапе класс
разделился на группы, каждая получила пословицу о книге (решалась и воспитательная цель: привитие
интереса к книге, чтению). К данной пословице учитель и “разработчики” подготовили ряд заданий:
решение кроссворда “Слово” (заполнение клеток словами, составленными из букв, входящих в ряд слов
пословицы, например, такой “Книги не говорят, а правду сказывают”);
сочинение по теме “Пословицы”;
обыгрывание полученных слов в составе предложений;
оформление толкового словарика из новых слов;
подбор синонимов к указанным словам;
подбор антонимов;
рассказ об одном из словарей и его составителе;
воспроизведение фразеологических оборотов с указанным ключевым словом.
Полученные сведения группируются и обобщаются с точки зрения связи этих явлений языка с проблемой
толкования и точного, выразительного употребления слова в устной и письменной речи.
Рамки статьи ограничивают возможность рассказать подробно о тех заданиях, которые подготовили дети для
каждой группы на специальных карточках.
Во время урока учащиеся обмениваются ими.Примерные вопросы и задачи, предложенные первой группе по содержанию пословицы “Книги не говорят, а
правду сказывают” другой группой.
Задания к игре составлены так, что дают возможность каждой группе ещё до проведения урока начать игру.
Проведён доигровой инструктаж: учащиеся заблаговременно знакомятся с условиями и правилами этой игры и
составлением задач к ней. Группы во время обсуждения и решения заданий образуют своеобразный “бутон”, т.е.
привстают, сближаются головами, перешептываются, ищут правильные ответы. Видно сразу, все ли участвуют в
поиске. По правилам, высказаться можно только тому, кому поручила группа. Таким образом, каждый участник
игры сможет доказать общую точку зрения в решении вопроса. “Знатокам” приходится делиться знаниями с
товарищами. По сути, происходит то, что Х.И. Лейметс называет взаимообогащением. Эффективность методики
налицо: уровень языкового мышления, речи, культуры выступлений, знаний учащихся дают возможность
убедиться в неподдельном интересе к теме, желание знать больше. Ребята учатся самостоятельно мыслить,
формировать суждения, ценить интересные находки, догадки.
Дидактическая игра развивает у детей стремление работать плодотворно, приучает к терпимости, желанию
поделиться своими знаниями. На таком уроке предоставлена возможность всем ученикам быть разными и
радоваться тому, что у всех есть чтото общее. Общее это то, что всех объединяет:
содержание урока;
радость совместных решений;
эмоциональные проявления и пр.
Такой урок даёт возможность почувствовать и отличительные свойства каждого:
настроение;
способности;
способы решений;
интересы.
Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться: ктото обязательно поможет. Или учитель, или ученик.
Вместе можно преодолеть то, что не получается, не решается.
При такой методике каждый ученик ощущает собственную необходимость, ответственность не только за свои
действия, но и за действия другого. Каждый свободен в выборе. Игра вырабатывает чувство раскованности. По
сути это урок творчества. “Уроки творчества это попытка выйти на процесс собственного образования как
“передачу культурных образцов и представления о мире” и формирования на этой основе опыта творческой
деятельности” (О.А. Казанский). В то же время дидактическая игра позволяет учителю лучше оценить, как
усвоена тема, каковы возможности учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать
педагогическую поддержку.
Организационнометодические возможности в подготовке и проведении игры учителя и учеников неисчерпаемы,
как и стремление к познанию, творческой деятельности.