Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.
Вводить новые игры нужно постепенно.
публикация Дидактические игры в детском саду.docx
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей
дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается
преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность,
находчивость, инициатива.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая
классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолькопечатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные
дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не
означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр
и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать
дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или,
наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не
соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот —
слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной
активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и
вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их
развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они
создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако,
созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх
привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя
решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:
дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным
элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно
связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой
задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с
окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд,
события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного
звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных
математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность
(природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни
и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют,
что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к
достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности
торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у
детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность.
Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить
карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе
детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е.
подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.
Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях:
катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку,
перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть
соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них
занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего
игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей
чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую
форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание дрежде всего
направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.
Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет
дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на
занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают
повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более
глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты:
прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и
собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу,
кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д.
Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока
увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно
устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В
игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк,
покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры.
Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать
изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и
отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают
какойлибо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка
сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет
имя товарища по описываемой одежде и т. п.
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из
своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой
карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому,
которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети
изображают в действиях то, о чем поется в песне.
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто
быстрее», чаще всего встречается в настольнопечатных играх с картинками.
Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие,
классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи,
фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к
дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети
ее решают.
В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых
элементов. Эти игровые элементы, связанные правилами игры, образуют
игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски»
распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру.
Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски
(стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать)
— один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный
цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним — второй игровой
элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его
посылают «по ... дорожке на одной ножке» — это третий игровой элемент,
который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски
потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную
активность детей. состоящее из нескольких игровых элементов,
Игровое действие,
сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более
длительное время и создает благоприятные условия для выполнения
дидактической задачи.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и
правила игры взаимосвязаны.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических
качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат
детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях,
активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют
эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений
между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу,
учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в
беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания
коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию —
совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой
фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на
простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется
аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к
употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая,
кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению
различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти
игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на
детей дошкольного возраста. В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с
другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно
служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно
им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно
делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются
действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и
навыки поведения в дидактических играх.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение
куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать»
и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения
бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается
внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла —
любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со
своим ребенком. Вот этото и надо использовать воспитателю, чтобы
постепенно формировать у детей такие положительные качества, как
бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть
куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут
прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не
будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные
качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.