Дидактический материал "Определение тяжелых металлов в почве"

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный дидактический материал предназначен для проведения внеклассных занятий, работы кружков естественнонаучной направленности, заседаний секций научного общества учащихся. Материал может быть адаптирован для использования, как второй, так и третьей ступени обучения. Применим для подготовки творческих и исследовательских работ обучающихся, подготовки докладов, опережающих заданий на уроках химии, экологии, биологии.
Иконка файла материала определение тяжелых металлов в почве.docx
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ПОЧВЕ Характер загрязнения почвы существенно зависит от качества сточных вод, спускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Так, сточные   воды   гальванических   и   электрометаллургических   цехов   могут содержать   ионы   тяжелых   металлов.   Свинец   попадает   в   почву   главным образом из выхлопных выбросов автомобилей, использующих этилированный бензин. Обнаружение меди и свинца О б о р у д о в а н и е  и  р е а к т и в ы: – сушильный шкаф; – фарфоровая ступка с пестиком; – сито; – стеклянный стакан на 200 мл; – термометр (0–100 єС); – штатив с пробирками; – лист пергамента или кальки; – растворы: аммиака, азотной и соляной кислот, йодида калия, хромата калия, желтой кровяной соли; – образцы почв, взятых: а) в непосредственной близости от автомобильной дороги; б) в черте города; в) в парке и др. Ход работы: 1. Высушите почву в сушильном шкафу при 30–40 єС, поместив ее тонким слоем на пергамент или кальку. Инородные включения и коренья удалите. 2. Высушенную почву размельчите в ступке и просейте через сито. 3. Полученный образец почвы поместите в стакан и добавьте смесь соляной и азотной кислот (осторожно!) в количестве, превышающем количество почвы в 3–4 раза по объему. После тщательного перемешивания в течение 10–15 мин и отстаивания отфильтруйте полученную смесь. 4. Ионы меди старайтесь обнаружить в растворе с помощью характерных реакций: а)   образование   гидроксида   меди   под   действием   раствора   аммиака   и растворении   его   в   избытке   раствора   аммиака   вследствие   образования комплексной соли. Уравнения реакций таковы: Cu2+ + 2OH–  Cu(OH)2; Cu(OH)2 + 4NH3  [Cu(NH3) Признак первой реакции – появление осадка синеватого или зеленоватого цвета,  а   во   второй   реакции   получается   раствор   ярко­синего,  василькового цвета. 2 2)ОН( ]б) образование характерного осадка красно­бурого цвета под действием желтой кровяной соли – К4[Fe(CN)6]. 5. Ионы   свинца   постарайтесь   обнаружить   в   растворе   с   помощью   таких характерных реакций: а) ионы свинца образуют осадок йодида свинца интенсивно­желтого цвета с ионами йода: Pb2+ + 2I–  PbI2; б) образование золотисто­желтого осадка под действием хромат­иона: Pb2+ +  6. Проделайте эти реакции (п. 4 и 5) в пробирках при комнатных условиях, 4CrO = PbCrO4. 2 используя по 5 мл фильтрата почвенной вытяжки. 7. Проделайте данный анализ для разных образцов почв.