Данный дидактический материал предназначен для проведения внеклассных занятий, работы кружков естественнонаучной направленности, заседаний секций научного общества учащихся. Материал может быть адаптирован для использования, как второй, так и третьей ступени обучения. Применим для подготовки творческих и исследовательских работ обучающихся, подготовки докладов, опережающих заданий на уроках химии, экологии, биологии.
определение тяжелых металлов в почве.docx
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ
В ПОЧВЕ
Характер загрязнения почвы существенно зависит от качества сточных вод,
спускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Так,
сточные воды гальванических и электрометаллургических цехов могут
содержать ионы тяжелых металлов. Свинец попадает в почву главным
образом из выхлопных выбросов автомобилей, использующих этилированный
бензин.
Обнаружение меди и свинца
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы:
– сушильный шкаф;
– фарфоровая ступка с пестиком;
– сито;
– стеклянный стакан на 200 мл;
– термометр (0–100 єС);
– штатив с пробирками;
– лист пергамента или кальки;
– растворы: аммиака, азотной и соляной кислот, йодида калия, хромата
калия, желтой кровяной соли;
– образцы почв, взятых: а) в непосредственной близости от автомобильной
дороги; б) в черте города; в) в парке и др.
Ход работы:
1. Высушите почву в сушильном шкафу при 30–40 єС, поместив ее тонким
слоем на пергамент или кальку. Инородные включения и коренья удалите.
2. Высушенную почву размельчите в ступке и просейте через сито.
3. Полученный образец почвы поместите в стакан и добавьте смесь соляной
и азотной кислот (осторожно!) в количестве, превышающем количество почвы
в 3–4 раза по объему. После тщательного перемешивания в течение 10–15 мин
и отстаивания отфильтруйте полученную смесь.
4. Ионы меди старайтесь обнаружить в растворе с помощью характерных
реакций:
а) образование гидроксида меди под действием раствора аммиака и
растворении его в избытке раствора аммиака вследствие образования
комплексной соли. Уравнения реакций таковы:
Cu2+ + 2OH– Cu(OH)2;
Cu(OH)2 + 4NH3 [Cu(NH3)
Признак первой реакции – появление осадка синеватого или зеленоватого
цвета, а во второй реакции получается раствор яркосинего, василькового
цвета.
2
2)ОН(
]б) образование характерного осадка краснобурого цвета под действием
желтой кровяной соли – К4[Fe(CN)6].
5. Ионы свинца постарайтесь обнаружить в растворе с помощью таких
характерных реакций:
а) ионы свинца образуют осадок йодида свинца интенсивножелтого цвета с
ионами йода:
Pb2+ + 2I– PbI2;
б) образование золотистожелтого осадка под действием хроматиона:
Pb2+ +
6. Проделайте эти реакции (п. 4 и 5) в пробирках при комнатных условиях,
4CrO = PbCrO4.
2
используя по 5 мл фильтрата почвенной вытяжки.
7. Проделайте данный анализ для разных образцов почв.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.