Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"
Оценка 4.6

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
5 кл—8 кл
24.03.2018
Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"
Публикация предназначена для использования в качестве дополнительного материала и представлена в виде информации, взятой из документа "КАЗАЧИЙ ДОМОСТРОЙ", раскрывающей особенности Застолицы, а также отношение к старшим и к женщине-казачке и . В публикацию входит также игровой материал (филворд), направленный на проверку полученной информации.
СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ УКЛАД.doc
Тема 1. Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков 1.   Уважаемый   человек, М Б О Х Л Е Б Г Б М П А К Ж Е Н А О А У О Й   У Ь К Ч С Е С У Ж К Ы Ж Т Л Н Ч Ш А А О А С Т Ш Т И А Т С Д Р Т Ь К А О С Н М А Ш А П К А А В Н Ё А А Р Н С Т В О Н Т Р В М Ш И А Т А М А И М К Ы М О Л Ч А Н И Е Л О сидящий по левую сторону от Самого. 2. Кем является Сама Самому? 3. Мать хозяина дома. 4. Что обязательно читалось перед едой? 5. Предмет, который при падении следовало поднять и поцеловать. 6. Принцип, свято соблюдаемый при приёме пищи из общей посуды. 7. Предмет, в знак уважения снимаемый при встрече со старшим. 8. Ласковое обращение к старшему. 9. Местоимение, употребляемое при обращении к отцу и матери. 10. Человек, ходатайствующий за женщину на сборе (круге). 11. Обращение женщины –казачки к незнакомому казаку. 12. Обращение к женщине­казачке, старшей по возрасту. 13. Обращение к женщине­казачке, равной по возрасту. 14. Обращение к женщине­казачке, младшей по возрасту. 15. Кем является Сам Самой? 16. Необходимое условие во время еды. 17.   Один   из   знаков   уважения   к старшему. 18.   Мужчина,   на   которого   возлагалась главная   обязанность   по   подготовке казачонка к службе. М Б О Х Л Е Б Г Б М П А К Ж Е Н А О А У О Й   У Ь К Ч С Е С У Ж К Ы Ж Т Н Ч Ш А А О А С Т Ш Л Т И А Т С Д Р Т Ь К А О С Н М А Ш А П К А А В Н Ё А А Р Н С Т В О Н Т Р В М Ш И А Т А М А И М К Ы М О Л Ч А Н И Е Л О 1. Тема   Особенности семейно – бытового   уклада кубанских казаков   1. Уважаемый человек, сидящий по левую сторону от Самого. 2. Кем является Сама Самому? 3. Мать хозяина дома. 4. Что обязательно читалось перед едой? 5. Предмет, который при падении следовало поднять и поцеловать. 6. Принцип, свято соблюдаемый при приёме пищи из общей посуды. 7. Предмет, в знак уважения снимаемый при встрече со старшим. 8. Ласковое обращение к старшему. 9. Местоимение, употребляемое при обращении к отцу и матери. 10. Человек, ходатайствующий за женщину на сборе (круге). 11. Обращение женщины –казачки к незнакомому казаку. 12. Обращение к женщине­казачке, старшей по возрасту. 13. Обращение к женщине­казачке, равной по возрасту. 14. Обращение к женщине­казачке, младшей по возрасту. 15. Кем является Сам Самой? 16. Необходимое условие во время еды. 17. Один из знаков уважения к старшему. 18.   Мужчина,   на   которого   возлагалась главная   обязанность   по   подготовке казачонка к службе. КАЗАЧИЙ ДОМОСТРОЙ: ЗАСТОЛИЦА У окна, ближе к образам, в торце стола сидел Сам - отец семейства, человек на возрасте. Слева от него под образами - отец, за которым сын почтительно ухаживает. Обычно старик съедает что-то и уходит к себе или вообще не садится столу. В этом случае обедать ему подают в "келий", в его каморку. Тогда слева от Самого сидит уважаемый гость. Далее вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья: по правой стороне - сыновья, по левой - зятья. Затем старшие дочери и снохи, средние дочери, младшие, внуки, замыкает стол Сама - жена хозяина, рядом с нею "баушки" и старшая "баушка" - мать хозяина дома или теща и гостьи - родственницы хозяина и хозяйки. Подавались две разные посуды - для мужчин и для женщин с детьми. Еда разносилась или передавалась по столу следующим образом: Самому - отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем - перед гостем или перед тем, кого хотел отметить и почтить. Например, могло быть так, что отец первую тарелку ставил перед младшим сыном или внуком, который в этот день отличился. После того, как еда была расставлена, Сам призывал к молитве. Иногда читал ее он, но чаще поручал кому-нибудь из младших детей. Затем разрешал садиться и разрезал каравай хлеба, раздавая ломти. Оброненный кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву или сказать "Господи, прости!". За столом ели молча. После обеда читалась благодарственная молитва, подавался чай. После благодарственной молитвы за столом разрешалось разговаривать, поскольку это уже считалось не обедом, а угощением. Только невежа мог начать есть прежде, чем опустит ложку в еду Сам. При еде из общей посуды свято соблюдался принцип старшинства. Ели в два приема: сначала "юшку", затем по стуку старшего о край посуды разбирали мясо и овощи ("гущу таскать"). Ложку ко рту несли неторопясь, подставляли снизу ломоть хлеба. Праздничная застолица строилась тем же порядком, с той только разницей, что столов накрывалось больше и гости сидели вперемешку с хозяевами. Два принципа соблюдались строжайше: женщины - отдельно от мужчин, и по- старшинству. Для молодежи ставился отдельный стол, причем имелась в виду только мужская молодежь, незамужние девушки сидели рядом с матерями и тетками. ОТНОШЕНИЕ КАЗАКОВ К СТАРШИМ Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков (при появлении старика все должны были встать - казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более - непристойно выражаться. Непристойно обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда- либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Даже в обращении ласково произносится "батько", "батьки". Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать. Крёстная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала её к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крёстного отца возлагалась главная обязанность по подготовке Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту "мамаша", а равной - "сестра", к младшей - "дочка" (внучка). К жене - индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: "Надя, Дуся, Оксана" и т.д. к пожилым годам - нередко "мать", а то и по имени- отчеству. В то же время казаки уважительно относились к женщине и защищали ее - ибо женщина - будущее народа казачонка к службе, причём за военную подготовку казака спрос с крёстного отца был большим, чем с родного отца. Непочитание отца с матерью - большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в её создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на "Вы". ОТНОШЕНИЕ КАЗАКОВ К ЖЕНЩИНЕ В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). "Не муж для жены, а жена для мужа". "Да убоится жена мужа". При этом придерживались вековых устоев - мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Кто и что в семье должен делать - четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В прошлом ведение домашнего хозяйства практически лежало на матери-казачке. На отце лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей. Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом "мужчина". Слово "мужик" у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"

Дидактический материал "Особенности семейно – бытового уклада кубанских казаков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018