Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)
Оценка 4.7

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
29.05.2019
Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)
Урок формирования способностей добывания знаний. Введение новых понятий: множества комплексных чисел. Числа – один из основных математических объектов. Понятие числа развивалось и изменялось на протяжении всей истории человечества. Всем известно, что математика, как наука, возникла и развивалась исходя из практических нужд людей. Рассмотрена история возникновения множества комплексных чисел, введены арифметические операции на множестве комплексных чисел и их свойства.
11 Б 15.02 Дидактический проект урока Комплексные числа .docx
Дидактический проект урока в XI « б » классе Учитель: Дьячук Габриела Дата       15. 02. 2019                                             Предмет          Математика   Тема  :        « Определение комплексных чисел.                              Арифметические действия над ними».  (2ч) Тип урока Ѵ Урок формирования способностей добывания знаний                                       Ѵ Урок формирования способностей   применения знаний                                      Урок формирования способностей  оценивать знания                                      Урок формирования способностей  понимания  знаний                                      Урок формирования способностей  анализа –  синтеза знаний                                      Комбинированный урок Специфические компетенции IV Субкомпетенции: 4.6, 4.7, 4.8. Операциональные цели: К концу урока ученик должен:  О1:  Распознавать   и   использовать   терминологию   соответствующему   понятию действительного и комплексного числа   в различных контекстах, в том числе при общении;  O2:     Выполнять  сложения,   вычитания,   умножения,   возведение   в   степень   с натуральным показателем, деление  комплексных чисел записанных в алгебраической форме;  O3:  Использовать   свойства   действий   над   комплексными   числами   записанных   в алгебраической форме в вычислениях с комплексными числами;  O4 : Оценивать критически свою деятельность на уроке, отстаивать свою точку зрения. Дидактические стратегии:                                               а) формы: фронтальная, индивидуальная, в парах; б) методы: Анализ, синтез и обобщение; упражнение, конспектирование, работа с книгой, практическая работа, презентация. в) оборудование:  учебник, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор.           Интерактивная  доска. Компьютерная презентация в  Microsoft Power   Point . Библиография: 1. И.Акири и др. Математика. Учебник для  XI­го класса.  Chişinău, ed. Prut  Internaţional 2014, reeditare 2. Victor Iavorschi. Matematica. Culegere de exerciții și probleme pentru clasele a X­a – a  3. XII­a. Chișinău. 2012  Акири И., Чапа В., Шпунтенко O. Гид по внедрению  модернизированного  куррикулума по математике в лицее. Саrtier, Кишинэу. 2010 Этапы ОЦ Учебная деятельность учителя и ученика Дидактические стратегии (формы и методы) Оценива ние 1. ВЫЗОВ. Организационный момент. Формулирование целей. Проверка домашнего  задания. Актуализация опорных  знаний и способностей.  2. РЕАЛИЗАЦИЯ  ЗАМЫСЛА. Преподавание – изучение  нового материала (в  случае изучения нового  материала) О1 О4 О1 О4 <слайд 1> Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие. На доске записаны число и месяц Классная работа Проверка готовности к уроку. Что было задано на дом? ­Есть ли вопросы по домашней работе?  Проверка домашнего задания.  <Слайд 2­6> ­Числа – один из основных математических объектов.   Понятие числа  развивалось и изменялось на протяжении всей истории человечества.  Всем известно, что математика, как наука, возникла и развивалась  исходя из практических нужд людей. x Актуализация материала.  Изучение нового материала.   Мотивация.   2  – 6x + 13 = 0 (пример из домашнего задания). Δ=−16 √−16   невозможно на множестве R выполнить действие. Расширение множества вещественных чисел состоит в том, что к действительным  числам присоединяются новые числа (мнимые). Введение этих чисел связано с  невозможностью во множестве действительных чисел извлечения корня из  отрицательного числа. Приведите другие примеры действий невыполнимых на R. (На примере решения уравнения x4=­81).  Сообщение темы и целей урока<слайд 9> Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числовым Самооценка ( устная проверка  домашнего задания,  ответы на слайдах) Фронтальный опрос Беседа Презентация <Слайд 7­8> Фронтальная работа Эвристическая  беседа. множеством ­ множество комплексных чисел.  Рассмотрим историю её  возникновения, введём  арифметические операции на множестве комплексных чисел  и их свойства. ­ Запишем тему сегодняшнего урока. Постановка цели и задачи перед детьми на уроке: <слайд 10 ­11>  Что нам для этого понадобиться?  Вводится понятие о мнимой единице­i  и понятие о множестве комплексных  чисел. √(−1)=i <Слайд 12 ­13>  Пример 1:  √−36=√−1∙36=6i     Устно вычислите:  √−900,√ −1 4 ,√−12,25 Вернемся к заданию №10 из домашней работы.  Решим это уравнение на множестве  C . - x2  – 6x + 13 = 0 S={3−2i,3+2i} <Слайд 14 ­16>  О2 О1 Формулируются цели  урока. 1. Степени  мнимой  единицы. Пользуясь  равенством   i2 = ­1,  легко  определить  любую  целую  положительную степень  мнимой  единицы.  Имеем: i3 = i2 i = ­i, i4 = i2 i2 = 1, i5 = i4 i = i, i6 = i4 i2 = ­1, i7 = i5 i2 = ­i, i8 = i6 i2 = 1 и т. д.    Это  показывает,  что  значения  степени  in,  где  n – целое  положительное  число, периодически    повторяется  при  увеличении  показателя  на  4 .      Поэтому,   чтобы   возвести   число    i   в   целую   положительную   степень,   надо показатель  степени  разделить  на  4  и  возвести  i  в  степень,  показатель  которой равен  остатку  от  деления.   Пример   i 36 = (i 4) 9 = 1 9 = 1, i 17 = i 4 4+1  =  (i 4)4 i = 1 ∙ i = i. i 23 = i 4 5+3  =  (i 4)5 i3 = 1 ∙ i3 =  ­ i.   2. Вычислите: (i 36 + i 17) ∙ i 23. Устная работа Работа на местах, с  комментарием (i 36 + i 17) ∙ i 23 = (1 + i) (­ i) = ­ i + 1= 1 – i. <Слайд 17 ­25>  2. Введение понятия комплексного числа.      Мнимые числа, которыми мы дополняем действительные числа, записываются в виде bi, где i – мнимая единица, причем i 2 = ­ 1.    Исходя из этого, получим следующее определение комплексного числа. Определение   действительные числа. При этом выполняются условия: а) Два комплексных числа a1 + b1i и a2 + b2i равны тогда и только тогда, когда  a1=a2, b1=b2. Пример     3. Найдите  xиy  из равенства:  3y+5xi=15=7i  . Комплексным числом называется выражение вида a + bi, где a и b ­ <Слайд 17 ­25>  У доски 3.         Алгебраическая форма комплексного числа. О1 О2 О1 О3 Запись комплексного числа в   виде  a  +  bi   называют   алгебраической   формой комплексного   числа, где  а  – действительная часть,  bi  – мнимая часть, причем  b  – действительное  число.    Комплексное  число a + bi  считается  равным  нулю,  если  его действительная  и мнимая  части  равны  нулю: a = b = 0     Комплексное  число a + bi  при  b = 0  считается  совпадающим  с  действительным числом  a:  a + 0i = a.    Комплексное  число a + bi  при  a = 0  называется  чисто  мнимым  и  обозначается bi:  0 + bi = bi.     Два  комплексных  числа   z = a + bi  и   = a – bi,  отличающиеся  лишь  знаком z О3 мнимой  части,  называются  сопряженными. 4.          Действия над комплексными числами в алгебраической форме.    Над комплексными числами в алгебраической форме можно выполнять следующие действия.  1) Сложение.      Определение. Суммой комплексных чисел z1  = a1 + b1i и z2 = a2 + b2i называется комплексное число z,  действительная  часть  которого  равна сумме  действительных частей   z1 и z2,   а  мнимая  часть  ­  сумме  мнимых  частей  чисел  z1  и  z2 ,  то  есть   z = (a1 + a2) + (b1 + b2) i.     Пример 4. Выполните сложение (3 – i) + (­1 + 2i).                   (3 – i) + (­1 + 2i) = (3 + (­1)) + (­1 + 2) i = 2 + 1i. 2) Вычитание.      Определение.  Вычесть из комплексного числа  z1  комплексное число  z2, значит найти такое комплексное число z, что z  + z2 = z1. Теорема. Разность комплексных чисел существует и притом единственна. Пример 5. Выполните вычитание (4 – 2i) ­ (­3 + 2i).                   (4 – 2i) ­ (­3 + 2i) = (4 ­ (­3)) + (­2 ­ 2) i = 7 – 4i. 3) Умножение.        Определение. Произведением   комплексных   чисел     z1=a1+  b1i   и   z2=a2+b2i называется  комплексное  число z,  определяемое  равенством:  z = (a1a2 – b1b2) + (a1b2 + a2b1) i.      Числа  z1 и  z2   называются  сомножителями.   Презентация Беседа Рассмотрим четыре  вида операций Презентация <Слайд 26 ­30> На практике умножение комплексных чисел производят по правилу умножения  суммы на сумму и выделения действительной и мнимой части. В следующем примере рассмотрим умножение комплексных чисел двумя способами: по правилу и умножением суммы на сумму. Пример 6. Выполните умножение (2 + 3i) (5 – 7i). 1 способ. (2 + 3i) (5 – 7i) = (2 5 – 3 (­ 7)) + (2 (­ 7) + 3 5)i = = (10 + 21) + (­ 14 +  15)i = 31 + i. 2 способ. (2 + 3i) (5 – 7i) = 2 5 + 2 (­ 7i) + 3i 5 + 3i (­ 7i) = = 10 – 14i + 15i + 21 =  31 + i. <Слайд 26 ­30>  Пример 7. Выполните умножение (5 + 3i) (5 – 3i). Пример 8. Выполните умножение   Пример 9.  Разложите на множители   25m2+16 <Слайд 26 ­28>  (2−7i)2 4) Деление. Определение. Разделить комплексное число z1 на комплексное число z2, значит найти такое комплексное число z, что z ∙ z2 = z1. Теорема. Частное комплексных чисел существует и единственно, если  z2 ≠ 0 + 0i. На практике частное комплексных чисел находят путем умножения числителя и  знаменателя на число, сопряженное знаменателю. Пример 10. Назовите сопряженные числа к комплексным числам: О2 О3 О4 Индивидуальная  работа у доски 4  ученика  (примеры № 6­7) Проверка  ответов  учащихся  Устный опрос Слайд 27 −1+5i,2−i,−3i,1,5,−3 Пусть z1 = a1 + b1i, z2 = a2 + b2i, тогда Один из учеников  оформляет его на  доске, остальные  записывают в тетрадь. . О4 В следующем примере выполним деление по формуле и правилу умножения на  число, сопряженное знаменателю. Пример 11. Найти частное  1 способ. . 2 способ. . . Дифференцированные  задания 3. РЕФЛЕКСИЯ  (обратная связь). Закрепление материала и  формирование  способностей.  Оценивание уровня  достижения целей. Применение умений и  навыков. Анализ ошибок. 4. ЭКСТЕНЗИЯ  (РАСШИРЕНИЕ). Итоги урока.  Объяснение домашнего  задания.  Применение. О2 О4 О3 О4 Обобщение материала урока  ­  Самостоятельная работа обучающего характера.  Работа в парах (7 вариантов). Проверка: результаты решения заносятся в таблицу на доске (от каждой пары  один ответ), обсуждение ответов. (Взаимооценивание)  Закрепление изученного материала. 1.  Работа с учебником:  . Письменная работа.  № 4 (а, е), № 6 (а, б). (работа на местах, с комментарием) Решение опорных задач.  Рассмотрим четыре типа задач. Дети читают условие задачи, предлагают  алгоритм решения, один из учеников оформляет его на доске, остальные  записывают в тетрадь. 2.Самостоятельная работа контролирующего характера.  (работа дифференцированная, проверяет учитель к следующему уроку) Подведение итогов урока. <слайд 31­35> Дом. задание: 1. Модуль 6.§1 выучить. 2. Решать  на странице 168 : № 1 (а ,б, г, з),  №2 , №3 (а), № 4 (в, и). 3. Задание повышенной сложности:  № 12 (б), Бак­2018 задание №5(по  желанию) ­ Учитель: ­ Итак, мы сегодня говорили о …?.  Учитель: ­ Я думаю, слова, записанные на доске, вы заметили?  Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания И. Гете. “Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир”.  ­ Ученик читает слова. Рассуждения детей, пожалуй, станут ответом на вопрос ­ зачем мы изучаем  математику и, в частности, числа? Учитель: ­ Язык чисел, фигур, формул – это язык, на котором с нами  говорит окружающий мир. Научиться понимать этот язык – научится  понимать все вокруг, а значит жить в гармонии с миром, с его законами,  красотой. Взаимооце нивание Работа в парах Письменная работа. Анализ Работа  дифференцированная,  проверяет учитель к  следующему уроку Слайд 36 Беседа Выставле ние  отметок  за урок

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)

Дидактический проект урока по математике "Комплексные числа" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019