ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УНИКУБ - СТРОИМ ВМЕСТЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»
Условия возникновения и становления опыта В нашем дошкольном образовательном учреждении проблема качественного инклюзивного образования детей является актуальной, на данный период времени ДОУ посещает пятнадцать детей с ОВЗ, из них - 3 инвалида, различной специфики и тяжести. Полная интеграция в группы у 15 детей. В своей работе, мы часто сталкивались с серьёзными проблемами в усвоении знаний по пройденным лексическим темам: - скудный запас словарных образов; - недостаточное развитие коммуникативных навыков; - кратковременная память, недостаточный её объём; - плохое ориентирование в объектах и явлениях окружающего мира; - недостаточное развитие лексико-грамматической стороны речи. В связи с этим была намечена работа по созданию культуросообразной предметноразвивающей среды, а именно систематизация игр и упражнений по лексическим темам через КУБЫ. Актуальность и перспективность опыта У большинства детей с ОВЗ наблюдаются проблемы в усвоении содержания программного материала. А с каждым годом только увеличивается количество детей с этой проблемой. При обследовании детей на начало года, нами был выявлен низкий уровень знаний у детей об объектах и явлениях окружающего мира. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом в развитии детей с ОВЗ и связано с необходимостью их включения в окружающий мир. Успешное усвоение программного материала позволяет детям в дальнейшем избежать проблем в школьном обучении. Развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом он расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ заключается в том, что они не испытывают потребность в познании. Знания и представления об окружающем мире у этих детей значительно ограничены и примитивны. Они воспринимают объекты окружающего мира недостаточно дифференцированно, не выделяют их существенные и второстепенные признаки. Такие дети плохо запоминают и с трудом актуализируют информацию. Поэтому представления их становятся бедными, неточными, искаженными. Практическая значимость Данный опыт представляет систему работы по формированию представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ посредством использования мобильных интерактивных УНИКУБОВ. Полагаем, что данный опыт поможет педагогам, специалистам, а также родителям в работе по изучению и закреплению материала по лексическим темам. Ведущая педагогическая идея опыта Активное использование мобильного интерактивного пособия УНИКУБ в различных режимных моментах позволит улучшить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ. Новизна Новизна проекта заключается в том, что, изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, была создана, систематизирована и адаптирована к детям с ОВЗ картотека упражнений и игр по лексическим темам. Проведена работа по созданию культуросообразной предметно-развивающей среды, а именно - интерактивных кубов «УНИКУБ». УНИКУБ представляет собой мобильное, сенсорное, интерактивное пособие, в котором собраны нетрадиционные формы и технологии, они не заменяют обычные, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Активно применены различные технологии, что позволяет сделать процесс усвоения знаний продуктивным, не только для детей, но и воспитателей и родителей. Технология опыта Цель опыта: повысить уровень усвоения знаний по лексическим темам, посредствам создания культуросообразной предметно-развивающей среды. Задачи: - изучить литературу; - оформить кубы; -создать игры и картотеку; - систематизировать игры и упражнения по темам; -адаптировать к детям с ОВЗ; - апробировать и выявить результативность. При создании УНИКУБОВ был испрользован принцип тематичекого подбора материала. Фиксация на определённой лексической теме заданий и дидактических игр дает возможность развить и сформировать у детей коммуникативные навыки, обогатить их словарный запас, развить навыки словоизменения и словообразования. Педагог задает детям задания, учит с детьми стихотворения и отгадывает загадки, проходит лабиринты, собирает пазлы, узнает новые интересные факты, которые скомпонованы вместе в соответствии с определённой лексической темой. На данный момент собраны 9 УНИКУБОВ. В дальнейших планах создание УНИКУБОВ по оставшимся лексическим темам. Практика показала, что при использовании интересных, новых, необыденных дидактических пособий легче и успешнее проходит усвоение лексических тем. Такого рода дидактическое пособие с удовольствием воспринимаются детьми, помогают создать действенную, положительную мотивацию к занятиям. В игре ребёнок более успешно решает «коррекционные задачи», сам не подразумевая этого. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует повышению эффективности работы над овладением лексических тем. КУБ состоит из дна, четырёх внутренних и четырёх внешних сторон, покрыт крышкой. На внешних сторонах куба расположены карманы с лабиринтами, раскрасками, загадками, пазлами, стихами и интересными фактами по теме. Внутренние стороны содержат дидактические игры на липучках, занимательные круги. Результативность опыта В начале 2020 учебного года была проведена диагностика, которая показала низкий уровень знаний у детей с ОВЗ об объектах и явлениях окружающего мира. В результате чего была намечена работа по улучшению качества материала по лексическим темам и изменения формы его подачи. Были придуманы и собраны мобильные интерактивные УНИКУБЫ, которые были включены на занятия всеми специалистами ДОУ и в режимные моменты. УНИКУБ определённой темы активно использовался при изучении лексической темы, а затем применялся как дидактическое пособие для закрепления изученного. Родители являются активными участниками в создании КУБОВ, для них проводятся мастер-классы и семинары-практикумы по подбору материала. Еженедельно в приёмную группы выставляется УНИКУБ на закрепление пройденной лексической темы. Сравнительный анализ показал положительную динамику усвоения материала по лексическим темам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.