ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ - ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ" (НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ)
В практике коррекционно-логопедической работы большое внимание уделяется социально-личностному развитию ребенка. Целью и одновременно результатом коррекционной работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей. Коммуникативные способности являются индивидуальнопсихологическими особенностями личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Общение имеет роль специфической сферы социальной жизни, оно создает внешние и внутренние условия для развития личности. В процессе общения осознаются духовные и материальные ценности, познаются природный, предметный и социальный миры, развиваются межличностные отношения, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает человеку чувство защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Сформированность диалогических умений обеспечивает конструктивное общение взрослых и детей. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень социальноличностного развития: недостаточная инициативность в общении; предпочтение пассивных ролей; неумение улаживать конфликты; не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния. У детей с ОНР при продуцировании вопросительных высказываний, выполняющих функцию установления контакта со взрослым или сверстником, затруднения возникают при определении темы и лексико-грамматического развертывания вопроса, а отсутствие отдаленных целей снижает процент инициаций вопросов в ходе общения. В данное время существует множество технологий, методик, с помощью которых можно корректировать процесс речевого развития у дошкольников. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности ребенка является создание эмоционально благоприятной ситуации, а точнее речевой среды, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом процессе. Самая близкая и увлекательная деятельность для дошкольника – это игра. Между игрой и речью существует связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется под влияние речи В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается её можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. Изучив методику, варианты предложенных игр и упражнений и используя наш многолетний опыт, был разработан авторский вариант использования «Кругов Луллия» по развитию речи и социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Содержание игр и упражнений позволяет их использовать на логопедических занятиях, подгруппами и индивидуально в совместной деятельности ребенка и взрослого, в индивидуальной работе, игровой деятельности. Позволяют развивать речь и коммуникативную функцию. Цель: расширять представления детей о труде взрослых разных профессий. Задачи: - формировать представления детей о том, что такое профессия; расширять знания о результате труда той или иной профессии; активизировать словарь ребенка; активизировать творческий потенциал ребенка; способствовать развитию речевой, мыслительной деятельности и связной речи; создавать предпосылки для возникновения сюжетно-ролевых игр; развивать умение подбирать материал и инструменты для той или иной профессии; развивать умение соотносить действия людей с их профессией; воспитывать уважение к людям разных профессий. ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Данное пособие состоит из четырех кругов разного диаметра. Круги вырезаны из пластика (можно сделать их из плотного картона или фанеры), разделены на пять секторов. В центре круги соединены с помощью болта и гаек, расстояние между кругами 5 см. На круги наклеены кармашки, в которые вложены картинки. Можно использовать диски с различными наборами картинок. Сверху установлена стрелка – сектор. Ребенок должен правильно совместить в этом секторе изображения, соответствующие заданному признаку или поставленной задаче На первом верхнем круге изображен человек той или иной профессии. На втором круге – материал, который необходим для выполнений задумки (цели) той или иной профессии. На третьем круге – инструменты, необходимые для осуществления деятельности. На четвертом круге – результат труда той или иной профессии. «Круги Луллия» можно использовать в работе по всем образовательным областям. Для детей 3-4 лет 2 круга с 4 секторами, 4-5 лет – 2-3 круга с 4-6 секторами, 6-7 лет – 4 круга с 8 секторами. 1 вариант игры: 1. Вначале игры рассматриваем и называем картинки на каждом круге. 2. По считалке выбираем, кто начнет игру (выберет профессию), крутит верхний круг. 3. Затем на каждом круге подбираем материал, инструменты, результат. Совмещаем с сектором-стрелкой. 4. Подводим итог, т.е. один из детей должен все рассказать о данной профессии. По окончании игры можно спросить, а что было бы, если бы не было профессии маляра. Игру можно продолжать несколько раз. В конце игры можно дать поощрительные фишки-напоминалки. 2 вариант игры: Элемент случайности в установке колец. Ребенок крутит круги и соединяет их стрелкой-сектором в случайном порядке. После чего называет профессии, материал, инструменты и рассказывает необходимы ли они для данной профессии. Например: каменщик – профессия, материал – стекло, инструмент – кран, результат – красиво окрашенная стена. 3 вариант игры: Игра на развитие творческого воображения. Ребенок крутит круги и соединяет их стрелкой-сектором в любом порядке на его усмотрение. После чего называет профессию, инструмент, который был выбран и в каких ситуациях может он как-то помочь ему в работе. Главное в этом варианте дать детям возможность пофантазировать. Используя эту игру можно поиграть в следующие игры: «Кто больше назовет действий», «Назови профессии», «Кому какие инструменты нужны для работы», «Кто, где работает?», «У кого какой результат Данное пособие было разработано в рамках проекта «Профессии». Дети узнали не только новые профессии, но и материалы, какие используются в той или иной профессии, какой результат труда. При использовании этой игры у детей формируется внимание к слову, более точному пониманию его значения, развивается умение выбирать наиболее подходящее к данной ситуации слово. Дети начинают активнее использовать речевые средства. Расширяется словарный запас за счет узнавания новых слов различных частей речи: имен существительных – кондуктор, портниха, каменщик, кровельщик, штукатур, овощерезка и др.. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствуется понимание обобщающего значения слов, легче формируются видовые и родовые обобщающие понятия (пассажирский транспорт, профессии военных). Идет обогащение и расширение глагольного словаря. Словарный запас обогащается притяжательными прилагательными и использования и понимания слов-антонимов. Расширяется понимание значения простых предлогов и употребление их в речи. А также закрепляются в речи местоимения, наречия, числительные. Совершенствуется умение оперировать понятием «слово». При работе с данным пособием формируется и совершенствуется грамматический строй речи, а именно: обучение и практическое использование в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени; совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах с предлогами и без; совершенствование навыка словообразования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже; совершенствование навыка составления и распространения предложений. Кроме того, используя в работе «круги Луллия», можно проводить работу по коррекции произносительной стороны речи, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. И самое главное, развивать связную речь и речевое общение. Так как в процессе работы над проектом «Профессии», да и в работе над любой темой совершенствуется умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Дети учатся слышать ошибки в своей и в чужой речи. Совершенствуется умение отвечать на вопросы, задавать их, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. Дети составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, совершенствуется навык связного рассказывания с опорой на картинки. Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя «круги Луллия», можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с кругами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, карточки на кругах. Комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать с дошкольниками от 3 до 7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности, прекрасно формирует коммуникативные навыки и развивает речь. Игровое пособие на основе «кругов Луллия» позволяет создать условия для формирования активной позиции и предполагает стимулирование познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой инициативы в процессе обучения. Литература: 1.Бородич А. Методика развития речи детей. М., 1981 2. Панфилова М. Игротерапия общения. М., 2001 3. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003 4. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. – Ульяновск, 2014 5. Громова О. Формирование начального детского лексикона. М., 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.