Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики
Оценка 4.9

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
8 кл
02.07.2017
Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики
Памятка для развития стратегии смыслового чтения учебного текста 1. Настройся на учебную деятельность. 2. Задай себе вопрос, зачем будешь читать текст и дай на него ответ соседу по парте. 3. Познакомься с названием текста. 4. Вспомни, что ты знаешь по этой теме. 5. Бегло прочитай весь текст. 6. Разбей его на части по смысловому содержанию. 7. Возьми карандаш и выделяй знаками «+» – знаю, «V» – новые, «?» – непонятно, «-» – думал иначе. 8. Обращай внимание на все непонятные слова и выражения; помни о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста. 9. Подумай, правильно ли ты понял трудные для тебя части текста? Чтобы убедиться в этом, не поленись перечитать их повторно. 10. Сформулируй кратко, что узнал(а) нового. 11. Заполните в тетради таблицу:
Приложение 1.docx
Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики 1. Фрагмент технологической карты урока с применением ТРКМ. Тема: «Понятие площади. Единицы площади» (8 класс) Действия учителя  Действия учеников    прочтения Организация памятки. ­   Прочитайте   пункты   1­4 памятки,   ответьте   на поставленные вопросы. Читают   памятку   в парах.   Отвечают   на вопросы памятки.     и прочтения Организация текста поиска   необходимой   информации (согласно   памятке,   пункты 5­7). ­Воспользуйтесь   памяткой, выполните   задания   пунктов 5­9 памятки  Организация   осмысления информации. ­   Прочитайте   пункт   10 памятки   и   выполни   это задание в группе. Обсуждение   результатов. Оценка информации. ­ Что новое узнали? ­   А   что   ребята   вы   уже   по этой теме знали? Организация преобразования (структурирования) информации   в   форме таблицы. ­   Прочитайте   пункт   11 памятки   и   заполните предлагаемую таблицу. Приёмы,  методы  работы Чтение   текста про себя. Вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.  Маркировка текста: «Инсерт»   приём Формы работы  Работа в парах Самостоятельная работа  Дискуссия Групповая работа Коррекция знаний Фронтальный опрос   текст Читают параграфа. Анализируют   его   и делают   необходимые пометки.   в Участвуют дискуссии. Высказывают собственное   мнение. Рассказывают   друг другу,   что   узнали новое. Отвечают   на   вопросы учителя.   Сравнивают ответы.   Обсуждают. При   необходимости корректируют   свои ответы. Заполняют   таблицу (представление   текста в виде таблицы) Сводная таблица Самостоятельная работа Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области       Составьте   рассказ, содержимое Работа с созданной таблицей   рассказ, ­ используя содержимое первого столбца. ­   Составьте используя второго столбца. ­   Кто   желает   добавить новую   информацию   к услышанной. ­ Составьте 2­3 вопроса по таблице. ­ Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом. Применение информации.    полученной Читают   содержимое таблицы по столбцам. Проговаривание усвоенных знаний Рефлексия записей, внесённых таблицу. Фронтальная работа с классом   в Приём  «Толстые и  тонкие  вопросы» Приём  «Толстые тонкие вопросы»   и Работа в парах Фронтальная работа с классом   Выберите Отвечают   на   вопросы учителя. 1.   Найдите   площадь участка   квадратной формы, со стороной 5 см; 1,2 дм.  2.   Найдите   площадь фигуры,   изображённой на   рисунке.   Ответ обоснуйте. 3.   из предложенного   списка единиц измерения величин, единицы площади. Мм2, га, см, ар, км, дм2 4. Заполни пропуски в предложении:   5.   Если   треугольник АВС равен треугольнику  PNK,   то площади   этих треугольников _______,   потому   что ___________.       Выбирают одно из  утверждений Выбирают  утверждение Фронтальная работа с классом Рефлексия деятельности.  ­ Цель: выяснить  результативность  деятельности, по мнению  учеников. ­  Вы   сегодня   хорошо поработали.   Я   хотела   бы Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области   насколько   вы себя   для   узнать, оцениваете результативность сегодняшней работы Перед   утверждения:  Я   всё   знаю, вами   четыре   могу объяснить   Я всё знаю, понял, но не уверен   У   меня   остались требуется вопросы, консультация.    Памятка для развития стратегии смыслового чтения учебного текста 1. Настройся на учебную деятельность. 2. Задай себе вопрос, зачем будешь читать текст и дай на него ответ соседу по парте. 3. Познакомься с названием текста. 4. Вспомни, что ты знаешь по этой теме. 5. Бегло прочитай весь текст. 6. Разбей его на части по смысловому содержанию. 7. Возьми карандаш и выделяй знаками «+» – знаю, «V» – новые, «?» – непонятно, «­» – думал иначе. 8. Обращай внимание на все непонятные слова и выражения; помни о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.  9. Подумай, правильно ли ты понял трудные для тебя части текста? Чтобы убедиться в этом, не поленись перечитать их повторно. 10. Сформулируй кратко, что узнал(а) нового.  11. Заполните в тетради таблицу: Знаю Узнал 2. Методическая разработка урока алгебры по теме «Функция , её свойства y  x и   график»  (смотреть   в   разделе   «Обеспечение   высокого   качества   организации образовательного  процесса   на   основе   эффективного   использования   современных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения»). Методические приёмы 1.Мозговая атака. Провожу в парах или группах.  Технология проведения:    1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется  всё, без изменений и оценок, около 10­15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. Объект атаки – специальное задание. Примеры заданий: Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области 1. Перед   вами   два   дома.   Кто   первый   разгадает   тайну   второго   дома?   Рассмотрите внимательно первый дом, может быть он вам поможет. 2. Задание на разгадывание ребусов.  2. «Корзина» идей, понятий, имен.    На   доске   рисую   корзинку,   где   условно   собирается   все,   что   дети   знают   по   данной проблеме.  Технология   проведения:    1)   Задаю   вопрос   о   том,   что   известно   детям   о   поставленной проблеме; 2) Каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает   в   этой   связи   (1­2   мин);   3)   Обмен   информацией   в   парах   (группах);   каждая   пара называет   одно   сведение   или   факт,   не   повторяя   сказанного   ранее;   5)   В   виде   тезисов записываю   в   «корзинке»   все   высказывания   и   идеи,   включая   ошибочные;   6)   По   мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. Например, тема урока: Задачи на части (5 класс). На стадии  Вызов происходит наработка различных версий: как можно решить задачу.    Этот приём применяю в начале урока на этапе работы с книгой, в «корзину» ученики «складывают»   свои   мысли   о   том,   что   будет   сегодня   на   уроке   изучаться.   Этот   прием позволяет мне формировать умения обучающихся   выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой. 3. Составление кластера, с целью  выделение смысловых единиц текста и графическое  оформление в определенном порядке.  Технология проведения:  ученик или учитель записывает в центре листа ключевое понятие, а от него учащийся рисует в разные стороны стрелки­лучи, которые соединяют слово с другими,   от   которых   в   свою   очередь   лучи   расходятся   далее   и   далее.  Этот   приём   в основном   использую   при   обобщении   знаний   и   реже   на   этапе   открытия   нового   знания. Например:  1. Прочитайте п.19 стр.112 учебника.  2. Найдите определения полного и неполного квадратного уравнения.  3. Найдите определения приведенного и неприведенного квадратного уравнения.  4. Найдите определение корня квадратного уравнения.  5. Изобразите информацию в виде кластера.     При организации парной или групповой работы на уроке предлагаю оформить кластер различными   цветами.   Если   ученик   работает   индивидуально,   то   он   наполняет   кластер пастой синего цвета. Затем при работе в паре или группе дополненную или исправленную информацию   зелёным   цветом.   Или   в   паре   одним   цветом,   а   в   группе,   дополняя   или исправляя кластер информацией другим цветом. Этот приём позволяет ученику и учителю отследить пробелы в знаниях и сделать соответствующие выводы.  4. ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения).  Технология проведения:    учащиеся читают текст, делая пометки карандашом на полях. После работы с текстом – провожу обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.  Тема урока: «Многоугольники» (8 класс)  Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?) Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области Многоугольник.  Вершина многоугольника.  Р многоугольника.  Диагональ ногоугольника.  Угол многоугольника.  Противоположные   стороны, вершины четырехугольника.  ­   Внутренняя, внешняя   область многоугольника; ­ Выпуклый многоугольник: (n – 2) . 180°  Определение многоугольника    понял   как Не получили форму­лу  После того как обучающиеся сделали пометки в тексте, предлагаю им заполнить таблицу, в которой три столбца: ЗНАЮ, НОВОЕ, ЕСТЬ ВОПРОСЫ и затем организую работу с этой таблицей. Например,   ­ Составьте рассказ, используя содержимое первого столбца.  ­ Составьте рассказ, используя содержимое второго столбца.  ­ Кто желает добавить новую информацию к услышанной.  ­ Составьте 2­3 вопроса по таблице.  ­ Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом. 5.Графическое отображение полученной информации с помощью различных таблиц.  Маркировочная таблица. Напрмер, тема:  «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями». Знаю Узнал Хочу узнать   a b a b  c b  ca b  c b ca  b • Понятия: наименьший общий знаменатель,   дополнительные множители.    вычесть  •Чтобы   сложить, дроби разными   знаменателями, нужно привести их   к   общему   знаменателю. Алгоритм   +,   –   дробей   с разными знаменателями. с   •   Как   складывать   дроби   с разными   знаменателями?   •Как вычитать   дроби   с   разными знаменателями? Решение уравнений,   задач,   содержащих дроби с разными знаменателями   Этот   прием   позволяет   учителю   проконтролировать   работу   каждого   ученика   с   текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.  Пример концептуальной таблицы.  Урок   изучения   в   11   классе   темы   «Логарифмические   уравнения».   Требуется   сравнить алгоритмы   решения   двух   видов   уравнений.   Дети   самостоятельно   устанавливают   линии сравнения, опираясь на ранее полученные знания, обсуждают информацию в группах.   Показательное  уравнение   Логарифмическое уравнение     Линии сравнения   1. Общий вид уравнения  2. Область допустимых значений  3. Способы решения уравнений:  ­ алгебраический;  ­ графический;  ­ метод подбора; Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области …. С целью графического  отображения полученной информации  предлагаю обучающимся заполнить таблицу, в  которой  данный математический факт необходимо  представить с помощью   слов,   на   языке   символов   и   в   графическом   виде.   Например,   тема «Четырёхугольники» Словесная формулировка  математического факта Математический факт на языке чертежа Математический факт на  языке символов Отрезок, соединяющий середины  боковых сторон трапеции,  параллелен основаниям трапеции. 6.Приём постановки вопросов: Ромашка Блума.  Например,  при изучении темы «Симметрия»   предлагаю обучающимся дома следующее задание: по теме «Симметрия составить вопросы, учитывая их назначение. ABCD – параллелограмм,  AB=CD и BC=AD, A=C  и B=D Уточняющи (правильно ли я понял) е Тема. Симметри я Практическ используют ие Где ? Объясняющ ие Почему? Причинно- следственн Простые вопросы (знания) Творческие бы…? Что было (прогноз, предполож ение) 7. Таблица вопросов Что? Кто? Где? Когда? Почему? Зачем? Оценочные ая связь Что хорошо?   Прочитав текст, учащимся предлагаю составить таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос   начинался   с   указанного   слова.   Основой   являются   вопросы,   начинающиеся   с вопросительных слов. Например, тема «Окружность». Что плохо 8. «Чтение. Суммирование в парах».  Технология   проведения:    учащимся   раздаю   тексты   или   текст   параграфа   разбиваю   на смысловые отрывки (Текст №1, текст №2, текст № 3). Учащиеся работают в парах («А» и «В»). Каждый индивидуально читает отрывок текста, затем ученик «А» задает вопросы ученику «В», «В» отвечает. Далее читают следующую часть и меняются ролями. После того как первая  и вторая части отработаны, делаются краткие записи в тетради. Применяю приём в случае, когда текст небольшой по объёму. Когда текст проработали все пары, одна из пар защищают свою работу у доски, остальные дополняют их ответы, задают вопросы. Например, этот приём эффективен при  изучении темы «Многочлен стандартного вида». Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области 9. «Верю­не верю».  Технология   проведения:  учащимся   задаю   вопросы,   а   они   отвечают   «да»   или   «нет». Провожу с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.  Представленный приём   может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему.   После знакомства с основной   информацией   (текст   параграфа,   лекция   по   данной   теме)   мы   возвращаемся   к данным утверждениям, и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Также   этот   приём   применяю   в   конце   урока.   Проведя   на   уроке   объяснение   нового материала,   выполнив   упражнения   на   закрепление,   предлагаю   учащимся   прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём я вообще не говорила на уроке. Учащимся даю задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке. После ответа   на   вопрос,   предлагаю   задание,   например,   «Определите,   какие   из   утверждений верные (неверные). 10. «Вставь пропущенное слово».  Технология проведения:  Предлагаю текст с пропущенными словами, например для того, чтобы   выяснить   какая   сегодня   будет   тема   урока   или   чтобы   проверить,   как   усвоен изученный материал или при самостоятельном изучении текста параграфа. Например,   на этапе  открытия  новых знаний по теме «Угол»  (5 класс).  Задание: прочитайте  о новом математическом понятии и его видах и заполните пропуски. Задание по теме: «Угол»   Прочитайте о новом математическом понятии и его видах и заполните пропуски:  1) Угол — это геометрическая ..……, состоящая из …..   и двух ……, исходящих из этой точки.  2) Стороны развернутого угла составляют ……….  3) Углы измеряют в ………  4) Развернутый угол равен …… градусам.  5) Прямой угол равен ……. развернутого угла.  6) Прямой угол равен …….. градусам.  7) Острый угол …………. прямого угла.  8) Тупой угол ……………. прямого угла.  Или Прочитайте   о   новом   математическом   понятии   и   его   видах.   Исправьте   ошибки   в определениях:  • Угол — это геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей.  • Угол, у которого стороны образуют прямую, называется прямым.  • Углы измеряют в метрах.  • Градус — это часть развернутого угла.  • Прибор для измерения углов называется транспометр.  • Острый угол больше прямого.  • Прямой угол равен 1800.  • Тупой угол меньше 900 Тема:     «Функция » (8 класс). Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области Прочитайте   текст   на   стр.   59­60   и,   используя   текст   параграфа,   заполните   пропуски   в утверждениях Тема: «Параллелепипед и пирамида» (5 класс). 1. Прочитайте текст учебника на стр. 192­193 учебника. 2. Заполните пропуски в тексте. Параллелепипед имеет ­ ___ вершин, ___рёбер, ___ граней. Грани ­ ___________________. Противоположные грани ­ _____________. Измерения ___________________. Куб – это параллелепипед, у которого все измерения _________________. Его грани – _____________. Все измерения куба – _______________. __________________, параллелепипеда _______________,     Парал…ел…ипед.   ­   П…рамида. У пирамиды различают _________________ и __________________ грани. Боковые   грани   пирамиды   –   _______________________________,   сходящиеся   в   одной __________. Основание пирамиды – _______________________. Называют   пирамиду   по   числу   её   _______________   основания.   Если   в   основании   три стороны,   то   пирамиду   называют   –   ____________________________;   если   четыре   – ________________________, пять – ____________________________ и т.д.    Простейшая   пирамида   –   ______________________________.   У   неё   все   грани   – ________________________; ___ грани; ____ рёбер; ___ вершины. Задание по теме: «Свойства сложения натуральных чисел» (5 класс).  Это задание предлагаю обучающимся при обобщении и повторении знаний по разделу. Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики

Дидактическое обеспечение использования приёмов ТРКМ на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017