Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу
Оценка 4.6

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Оценка 4.6
Педсоветы
pptx
дефектология
Детсад
22.02.2018
Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу Вопросы отграничения: Наибольшую сложность при проведении дифференциального диагноза представляет разграничение стертой дизартрии и дислалии. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности. Это наличие очаговых поражений центральной нервной системы с появлением очаговой неврологической микросимптоматики.Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу Презентация
Дислалия-дизартрия -отличие .pptx

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Отграничение дислалии от стертой дизартрии. Учитель-логопед: Супрун Е.И. МБДОУ №10

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Вопросы отграничения Наибольшую сложность при проведении дифференциального диагноза представляет разграничение стертой дизартрии и дислалии. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности. Это наличие очаговых поражений центральной нервной системы с появлением очаговой неврологической микросимптоматики.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Особенности проявлений • При дислалии отсутствует органический субстрат в виде очагового поражения центральной нервной системы. При даже углубленном обследовании у детей с дислалией не выявляется сколько-нибудь значимой очаговой неврологической микросимптоматики.  • При стертой дизартрии характерно выявляется очаговая неврологическая микросимптоматика в виде типичных синдромов, свидетельствующих о поражении центральной нервной системы. Данные микросимптомы заключаются в наличии стертых парезов, различных изменений мышечного тонуса, иногда выявляются невыраженные гиперкинезы в лицевой мускулатуре, могут определяться патологические рефлексы. При стертой дизартрии в случае поражений черепно-мозговых нервов главную роль в большинстве случаев играют поражения подъязычного нерва, приводящие к нарушениям объема подвижности языка во всех направлениях, изменениям мышечного тонуса языка (часто напряжения его спинки), нарушениям выполнения тонких движений кончиком языка, трудности удержания заданной позы, иногда наблюдается незначительное повышение слюноотделения

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Дифференциальные критерии Анамнез • Дислалия – анамнез не отягощен. • Дизартрия- отягощенный анамнез патология внутриутробного развития (токсикозы, психотравмы, гипертония, нефропатия и другие заболевания матери). Характерны затяжные роды, лёгкая асфиксия новорожденных («закричал после шлепков»).

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Дифференциальные критерии Раннее речевое развитие Дислалия – без особенностей. Дизартрия - речь развивается с задержкой: первые слова в 1,5 – 2 года. Фразовая речь – к 2-3 годам, но непонятна окружающим. К 4-5 годам многие звуки появляются спонтанно, речь становится яснее, но в целом остаётся фонетически не оформленной.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
• Дислалия -подвижность артикуляторных органов относительно сохранна; • Дизартрия - неточность и слабость артикуляционных движений; Функционирование артикуляторных органов. • вялость и ограниченность движений языка. Она обусловлена гиперкинезами, вследствие которых язык постоянно подвижен, он как бы не находит нужного положения. Особенно это видно при движении языка вперёд, вверх и в стороны. Повторение движения вызывает быстрое утомление, замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности движений. При дальнейшем повторении движения появляется дрожание (тремор языка). В состоянии покоя язык неспокоен, напряжён, лежит бугром, постоянно оттягивается вглубь рта, иногда наблюдается западание правой или левой половины языка, когда он постоянно кренится в одну сторону. При побуждении к действию он сразу становится узким и длинным. Это состояние говорит об изменении тонуса

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Состояние речевого и неречевого дыхания. • Дислалия - диафрагмально- речевое дыхание в норме. • Дизартрия - дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое не сформировано.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Звукопроизношение (гласные звуки) • Дислалия - Произнесение гласных звуков сохранено. • Дизартрия - нечёткое произношение гласных звуков.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Голос • Дислалия – голос звонкий, громкий, богато модулированный. • Дизартрия - голос глухой, сдавленный, слабый, затухающий, прерывистый.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Звукопроизношение (согласные звуки) • Дислалия - нарушено произношение только сложных согласных звуков (свистящих, шипящих, Л, Р). Кроме того, при функциональной дислалии нарушается произношение отдельных согласных звуков или группы звуков, и это является единственным нарушением. • Дизартрия - нарушено произношение простых и сложных по артикуляции согласных звуков. Часто встречается нарушение следующих согласных звуков: P межзубное произношение Т, Д, Н, Л; P отсутствие звука Р, горловое (велярное или увулярное) Р, Рь; P замена звуков Р, Рь на Д, Дь; P формирование шипящих звуков в более простом, нижнем произношении; P замена шипящих звуков свистящими; дефекты звонкости как P смягченность речи вследствие спастического напряжения частичное нарушение голоса; средней части спинки языка.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Звукопроизношение • Дислалия - страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. • Дизартрия - при дизартрии могут быть не только фонетические, но и фонационные, просодические и дыхательные нарушения. Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. Особенности и разнообразие фонетических нарушений обусловливаются характерной мозаичностью симптоматики с преобладанием проявлений нарушений в работе то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нервов. При нарушении лицевого и подъязычного нервов страдают губные и язычные звуки. При нарушении подъязычных нервов имеются отклонения кончика языка в сторону пареза, ограничение подвижности кончика и средней части спинки языка. При подъёме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на сторону пареза, что обуславливает боковую струю воздуха при произношении шипящих звуков и звука Р. При нарушении языкоглоточных нервов имеются расстройства фонации, назализации, нарушения произношения звуков К, Г, Х. При дизартрии очень затруднена автоматизация звуков, что связано с плохой подвижностью артикуляционного аппарата при переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу (в более тяжёлых случаях), а в более лёгких случаях затруднено

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Нарушения письменной речи • Дислалия – без особенностей. • Дети часто испытывают трудности в обучении грамоте. Недостатки устной речи– нарушение озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков – отражаются на письме.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Речевая активность • Дислалия - речевая активность • Дизартрия - речевая активность повышена. снижена.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Двигательная сфера • Дислалия - двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. • Дизартрия - Страдает общая, мелкая и артикуляционная Раннее моторное развитие – держание головы, сидение, моторика. ползание – в норме. Более сложные локомоторные функции несколько задержаны (ходьба с 1 г. 2 мес. – 1 г. 3 мес.). Характерна моторная неловкость, неумение бегать, прыгать, держать ложку, быстрое уставание при ходьбе. Дети предпочитают жидкую пищу, густую пищу жуют медленно, долго держат за щекой. При рисовании не могут провести ровной линии, не соблюдают форму и размеры рисунков.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Неврологические особенности. • Дислалия - неврологическая симптоматика отсутствует. Возникает у соматически ослабленных детей. Органики нет. • Дизартрия - связана с поражением центральной нервной системы (ЦНС). Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого нёба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отмечается сглаженность носогубных складок. Следствием пареза подъязычного нерва и изменением тонуса является стёртая, не резко выраженная нейродинамическая симптоматика: движения, хотя и выполняются в полном объёме, замедлены напряжены, быстро истощаемы, требуют от ребёнка усилий.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Вегетативные нарушения • Дислалия - вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. • Дизартрия - вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Неречевые процессы • Дислалия - память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается задержка психического развития. • Дизартрия - память снижена, кратковременна. Внимание неустойчиво, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще ЗПР, возможна олигофрения в степени дебильности. Наблюдается нарушение сенсорных функций (зрительная агнозия, нарушение фонематического слуха), которые приводят к появлению оптических и акустических ошибок.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Состояние эмоционально- волевой сферы. • Дислалия - дети активны. Подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой. В контакт ребёнок входит легко. Его поведение адекватно. • Дизартрия - медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой. Поведение неровное, часты смены настроения.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Сон • Дислалия - сон спокойный без ночных страхов и сновидений. • Дизартрия - наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Гигиенические навыки • Дислалия - гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. • Дизартрия - гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Отношение к дефекту • Дислалия - к своему дефекту критичен. • Дизартрия - «В чужом глазу соринку видит, у себя – бревна не заметит».

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Коррекционные мероприятия • Дислалия – без особенностей. • Дизартрия - требуется комплексная и специальная коррекционная работа: помимо логопедических занятий необходимо проводить медикаментозное мечение, физиотерапия, ЛФК, логопедический массаж, логопедическую ритмику.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Диагностика и логопедические заключения Для осуществления дифференцированной коррекционно- логопедической работы используется два критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический. •Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Примером таких заключений может быть: фонетико- фонематическое нарушение речи (ФФНР), фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР), общее недоразвитие речи (ОНР I,II,III). •Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. Примером таких заключений могут быть: дислалия, дизартрия и стертая дизартрия, ринолалия, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития, заикание.

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии Консультация для логопедов Доу

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии  Консультация для логопедов Доу
Список литературы • • • • • • • • • • Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 1982. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10–14 Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 – 298. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – с. 214–218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения. / Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М.: 1975. – С 79–91. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей – дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98 – 99; 109–110. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина). // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967. С 80 – 85. – Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018