"Дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся" ( 2-3 класс)
Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
русский язык
1 кл—2 кл
14.02.2018
Методические рекомендации для учителей-логопедов направленные на исследование письменной речи у детей 2 ого и 3 класса массовой общеобразовательной школы . Направленные на исследование предпосылок письменной речи и включает задания на выявление специфических дисграфических ошибок.Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.
Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.Методические рекомендации для педагогов.
знанио.docx
Дифференциальная диагностика речевых нарушений у
учащихся 23 классов.
В начале каждого учебного года учительлогопед общеобразовательной школы
проводит первичное обследование, для выявления детей нуждающихся в
логопедической помощи. Учителя начального звена стараются направить на такие
занятия как можно больше детей с проблемами в письменной речи, но обычно не
все эти ученики имеют первичные речевые нарушения. С целью правильного
отбора на коррекционные занятия и выбора методики коррекционного воздействия
логопеду приходится проводить первичную дифференциальную диагностику, мы
ее проводим в начале сентября и обязаны провести короткие сроки.
Основные задачи обследования ребенка заключаются, в выявлении детей
нуждающихся в логопедической помощи, отграничении дисграфических ошибок от
обычных грамматических ошибок и определении вида дисграфии. Последнее
необходимо для выбора соответствующих путей коррекционного воздействия.
Обследование школьников осуществляется в два этапа. На первом этапе
(предварительном) ставится задача выявления детей страдающих нарушением
письменной речи. Для этого логопед анализирует тетради детей, предлагает им
различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изложения).
На втором этапе осуществляется специальное обследование детей. Задачей этого
этапа является дифференциальная диагностика расстройств письменной речи:
определение симптоматики, механизмов и видов дисграфии, а также степень их
выраженности.
За основу берем тестовую методику обследования диагностика устной речи
младших школьников Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.
Была составлены не ее основе речевая карта. Это своего рода документ, который является очень важным для
работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития
ребенка.
Которая позволяет выявить способности ребенка, увидеть причины
речевых нарушений, определить механизм дефектов и обозначить
пути коррекционной работы.
При этом не существует единой системы этого документа. Каждый
специалист ведет свою речевую карту, которая составлена
индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его
работы.
В ней отражены: общие сведения о ребенке, анамнез, состояние
сенсомоторного уровня речи, навыков языкового анализа, исследование
сформированности грамматического строя речи, исследование словаря и
словообразовательных процессов, исследование сформированности связной речи, а
как же исследование нарушения чтения и письма.
Подробнее остановимся на диагностике нарушений письма и чтения.
Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально.
Итак, обследование включает в себя: списывание, слуховой диктант,
самостоятельное письмо.
Анализируя письменные работы выявляем наличие и характер специфических
ошибок: замены букв, пропуски букв, пропуски слогов и частей слова, добавление
букв, слогов, раздельное написание частей слова, слитное написание слов,
аграмматизм на письме, графические замены букв, ошибки по начертанию,
зеркальное письмо. А так же характер неспецифических ошибок.
Заключение о нарушениях письма не должно основываться на материале 12х
работ учащихся. Для более точного отслеживания в течение всей коррекционной
работы необходимо систематически проводить проверочные работы. Диагностируя нарушения чтения учитываем следующие параметры: способ,
правильность, беглость, осознанность.
В заключение хочу напомнить о том, что выявленные недостатки чтения
сопоставляются с данными обследования письма и устной речи. Это позволит
определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в
картине речевого дефекта: преобладает ли у ребёнка недостаточность лексико
грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде
всего, фонематических процессов.
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы
логопедической работы.
Логопед должен максимально подробно и объективно составить картину
развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие положительное и
отрицательное влияние на эту картину.
Процедура обследования завершается постановкой логопедического заключения,
далее логопед знакомит каждого классного руководителя и родителя с
результатами обследования детей. Знакомит с процедурой зачисления на
логопедические занятия, которые изменились за последний период, и если
родители согласны, готовим документы на комиссию ТПМПК. Мы сейчас
говорили об первичном обследовании, которое проводится в начале учебного года,
но существуют промежуточное обследование, обследование в конце каждой
четверти, в конце учебного года, с целью проследить динамику, сравнивая с
предыдущим обследованием.
Спасибо!
Учительлогопед: Павлова Т.Г.
МДОУ СОШ №45 г.Сургут
"Дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся" ( 2-3 класс)
"Дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся" ( 2-3 класс)
"Дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся" ( 2-3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.