Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Шевцовой Т.А.
МОУ сош с.Журавлёвка
Дифференциация учебной работы на уроках разного вида и типа
Считаю девизом в своей работе:
Людей неинтересных нет, Их судьбы - как истории планет.У каждой всё особое, своё.И нет планет, похожих на неё…
Е.Евтушенко
Каждого из нас волнует вопрос: «Как сделать процесс обучения более гибким, приспособленным к каждому ученику ?»
Оказывается это можно сделать, если организовать процесс обучения, как дифференцированный. Дифференциация учебного процесса позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности каждого ученика и предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он может в себя вместить. К сожалению, массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную программу. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать некоторые приёмы дифференциации.
На мой взгляд, основная задача дифференцированного подхода в обучении заключена в следующем:
Увидеть индивидуальность и сохранить её;
Помочь ребёнку поверить в свои силы;
Обеспечить его максимальное развитие.
Задания, которые использую на уроках дифференцирую следующим образом:
По уровню трудности (усложняю материал , который использую в задании);
Увеличиваю количество видов разбора(на уроках русского языка) и варьирую творческие задания при работе с текстом художественного произведения(на уроках литературы);
Темп работы и успешность выполнения:
По объёму учебного материала
(эта необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся. Основное задание для слабых учащихся, дополнительное - для средних и сильных)
Учитываю при дифференциации и степень самостоятельности.
I группа (слабые учащиеся) работают с учителем, II группа (средние) – сначала с учителем, затем самостоятельно, III группа (сильные)– самостоятельно.
Дифференциацию чаще всего использую на уроках закрепления и повторения пройденного материала
Детям предлагаю , так называемые
«задания по выбору учащихся». Использование этих заданий, помогает создать положительную мотивацию на уроке. Каждый ребёнок может взять другой вариант, если он понял , что ошибся с выбором. Задания по выбору отличаются уровнем сложности и объёмом.
Так на уроках русского языка, на этапе проверки домашнего задания предлагаю разноуровневые задания в виде карточек. Карточки помогают мне выявить уровень знаний, а также способствуют развитию самооценки обучающихся. Задания второго уровня отличается от первого уровня уровнем сложности и объёмом. Ребёнку необходимо вспомнить не только материал предыдущих уроков, но и применить алгоритмы пройденных тем в течение нескольких четвертей. Третий уровень сложнее первого и второго, ученик уже владеет многими терминами по предмету, а потому должен грамотно применять их на практике и обязательно знать порядок разборов и применения тех или иных алгоритмов. Проверку выполненного провожу со слабыми так: вызываю к доске и ученик проговаривает каждый шаг того или иного вида разбора. Средние могут самостоятельно проверить своё задание, сверившись с записью на слайде или с записью на карточке, которую даёт преподаватель.
На уроке использую творческие задания:
Игры «Снежный ком», «Дополни в рифму»,
«Рисуем словом», «Я и команда» ;
Предупредительные, объяснительные, проверочные и творческие диктанты;
Сжатые и подробные изложения;
Мини - сочинения и сочинения с использованием личных наблюдений;
Самостоятельное составление проверочных тестов
Наиболее эффективны следующие способы дифференциации:
по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
Каковы же, на мой взгляд, условия, которые позволяют эффективно использовать дифференциацию на уроках:
Создание ситуации успеха и уверенности;
Сотрудничество учителя и ученика;
Возможность выбора учеником заданий различной трудности;
Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
И использование метода малых групп;
Логическая обусловленность и своевременность контроля;
Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
Поощрение ученика;
Соответствие целей контроля целям образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.