Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:10.11.15
Урок:47
Тема: Дифференциация букв Г (г) К (к)
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Дифференциация букв Г (г) К (к)».
Задачи:
Обучающие:
1) научить различать звуки [к] и [г] по звонкостиглухости, проводить звуковой анализ слов;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивноаналитических способностей, умения
осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на
вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают согласные звонкие и глухие; умеют выполнять дифференциацию букв, обозначающих
близкие по акустикоартикуляционным признакам согласные звуки; выполнять самостоятельное письмо слогов,
слов, предложений; получат возможность научиться различать звуки [к] и [г] по звонкости – глухости.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические –
сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою
деятельность.
К о м м у н и к а т и в н ы е : владеют монологической и диалогической формой речи; соблюдают орфоэпические
нормы произнесения слов.
Л и ч н о с т н ы е : понимают значение границ собственного знания и незнания; способны к самооценке; проявляют
интерес к освоению нового.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, запись на доске, фишки разного цвета.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Вот и начался урок.
II. Вступительное слово учителя.
1. Чтение чистоговорок.
– Прочитайте быстро:
га/гу га/ага ка/ку/ка кага
гу/га гу/угу га/гу/га гака
кагагага акакпа кугу
2. Чтение и заучивание скороговорки.
Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак,
Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап.
III. Изучение нового материала.
1. Сопоставление звуков [к] и [г] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики в модели слова.
1– Назовите буквы, записанные на верхней строчке. (Это парные согласные.)
– Объясните, почему над буквой Г, г стоит колокольчик? Закройте уши и тихо произнесите звуки [к] и [г].
В ы в о д : когда произносим звук [г] – в ушах звенит колокольчик (звук звонкий), а когда произносим звук [к]
– звучания нет (звук глухой).
– Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются вторым звуком.)
– Прочитайте слово ко второй схеме. (Слово «икра».)
– Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим
[к]? Назовите новое слово. («Игра».) Запишите его слева от схемы.
Аналогичная работа со словами «горка», «корка».
2. Деление слов на группы. Коллективная работа.
– Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. (Разделить слова на группы
и записать: слова со звонким согласным [г] рядом с буквой Г, слова с глухим [к] – рядом с буквой К.)
– Запишите слова письменными буквами.
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: «Уух!», филин: «Уух!»
У старушек замер дух.
Жутко!
Е. Благинина
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
3. Письмо слов.
Работа на первой строчке с подробным комментированием, на второй – самостоятельная.
– Нет колокольчика – вставляем букву к, получается слог кни, есть колокольчик – вставляем букву г (слог га).
Получаем слово «книга».
И т. д.
4. Самостоятельная работа. Письмо предложений.
5. Работа на резервной странице прописи.
1. Составление предложения.
2. Соотнесение слов и моделей.
3. Запись предложения.
4. Составление и запись слов.
5. Запись предложения.
IV. Итог урока.
– С какими звуками и буквами работали на уроке? Что стали знать еще лучше? Что вам понравилось на уроке?
VI. Рефлексия.
2