Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Цель: Научить различать акустико-артикуляторные звуки [в] и [ф] на слух и буквы «в» и «ф» на письме.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуковВи Ф в слогах, словах и предложениях;
соотносить звукиВи Ф с буквами, правильно их записывать;
совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуковВи Ф;
совершенствовать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;
активизировать словарь по теме «Профессии»;
обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
упражнять учеников в составлении предложений с использованием звуковВи Ф;
совершенствование умения определять количество слов в предложении;
закрепление умения согласовывать имя существительное с числительным.
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную моторику;
развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
способствовать развитию координации речи с движением;
способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
конспект.docx
Цель: Научить различать акустико-артикуляторные звуки [в]
и [ф] на слух и буквы «в» и «ф» на письме.
Задачи:
1. Образовательные:
совершенствовать и закреплять умения и навыки
дифференциации звуковВи Ф в слогах,
словах и
предложениях;
соотносить звукиВи Ф с буквами, правильно их записывать;
совершенствовать навыки сравнительной характеристики
звуковВи Ф;
совершенствовать навыки звуко - буквенного и слогового
анализа и синтеза;
активизировать словарь по теме «Профессии»;
обогащать словарный запас учеников путем введения новых
слов с разъяснением их лексического значения;
упражнять учеников в составлении предложений с
использованием звуковВи Ф;
совершенствование умения определять количество слов в
предложении;
закрепление умения согласовывать имя существительное с
числительным.
развивать артикуляционную моторику;
развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
способствовать развитию координации речи с движением;
способствовать развитию логического мышления,
зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
2. Коррекционно-развивающие:
Оборудование:
карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор,
мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые
таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка».
Ход занятия.
I Организационный момент.
(На доске с помощью «Слоговичка» зашифровано слово «профессии»)
Учительлогопед:
Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас сегодня на
логопедическом занятии.
Посмотрите, на доске зашифрованослово. Расшифруйте его при помощи
«Слоговичка». Приложение 1.
Слово профессии.
Что у вас получилось?
Ученики:
Учительлогопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. (В слове
определяется количество гласных звуков, слогов, способ смягчения
согласных звуков).
II Основная часть.
Задание №1. Отгадывание загадок, выделение первого звука в словахотгадках.
1 Логопед:
Я приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать
звуки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Послушайте первую
загадку: (Презентация, стр. №2)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
Ученики:Водопроводчик.
Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово водопроводчик? Давайте
посмотрим в зеркальце и проговорим: ввввв.
Логопед: послушайте вторую загадку: (Презентация, стр. №3)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помним вас.
Ученики:
Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово фотограф? Давайте
фотограф.
посмотрим в зеркальце и проговорим: ффффф.
Логопед: Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Ученики: О звуках в и ф.
Логопед: Молодцы. Мы сегодня с вами будем сравнивать звуки ви ф.
И поговорим о профессиях.
Давайте дадим характеристику этим звукам.
Чем похожи эти звуки? (Согласные, бывают твёрдыми и мягкими).
Чем отличаются? (звук фглухой, а звук взвонкий).
Где находится язык при произнесении этих звуков? Что происходит с губами? С
зубами? Как работают голосовые связки?
Какими буквами обозначаются эти звуки? Посмотрите на них.
Давайте напишем их. Начинайте и заканчивайте писать буквы правильно!
(Презентация, стр. №4,5)
Давайте придумаем им обозначения, чтобы различать. (Презентация, стр.№6)
Приложение №2.
Задание №2. ДифференциацияВ и Ф в слогах.
А теперь прочитайте слоги, только будьте внимательны. Не перепутайте буквыВ и
Ф. (Презентация, стр. №7)
Пальчиковая гимнастика.
Игра на внимание и знание профессий.
(Ученики загибают пальцы на каждое название профессии)
Художник измерил температуру,
Строитель на флейте красиво сыграл,
Доктор кирпичную стену построил,
Повар картину нарисовал.
Музыкант сварил очень вкусные щи.
Ошибки мои ты скорей отыщи.
(Ученики исправляют ошибки и под правильное стихотворение загибают
пальцы на второй руке.
2 Доктор измерил температуру,
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
Задание №3. Ответы на вопросы по тексту.
Ребята, а сейчас послушайте сказку.
Логопед:
Собрались однажды на рыбалку старые друзья: Иван повар, Семен столяр,
Николай электрик. Взяли они большую лодку, удочки и отправились в путь.
Так и не заметили друзья, как добрались до реки. Сели в лодку, поплыли и завели
разговор.
Повар:
Пока не доплыли до нужного места, хочу я вам, друзья вот что сказать:
Профессия повар лучше всех,
И в жизни моей принесла лишь успех.
Столяр:
Не согласен я с тобой.
Столяр это вам герой!
В руки молоток возьму
Гвозди без труда забью,
Пилою доски распилю,
Стул и столик смастерю.
Электрик:
Стоп, друзья, не торопитесь,
В словах своих не ошибитесь.
Вот профессия моя
Лучше ваших всех она!
Знают люди всей страны,
Как электрики важны!
И так увлеклись наши друзья спором, что забыли про рыбалку и не заметили, как
отнесло их лодку в открытое море. Но и в открытом море они продолжали спорить о
том, чья профессия лучше. И вот в одно мгновение поднялась большая буря, и лодку с
большой скоростью понесло по волнам, вот тогдато и очнулись молодые люди.
Через пару часов буря закончилась, и лодку прибило к берегу.
Друзья, мы много спорили и попали в бурю. Скоро наступит ночь и нам нужно найти
место для ночлега, а то мало ли кто водится на этом острове.
«Да, я ведь могу построить дом, инструменты у меня с собой», сказал столяр.
«А, я проведу в дом электричество», добавил электрик.
И закипела работа. Скоро дом был готов.
«Чтото кушать хочется после работы. Да покушать бы нам всем не помешало»,
наперебой заговорили работники.
« Кушать захотели? А я для чего?», ответил повар.
Вас друзья накормлю.
Супчик вам сейчас сварю.
Я ведь повар хоть куда,
Там, где я всегда еда.
3 Хорошо поужинав, друзья легли спать. Так прошёл первый день на необитаемом
острове. На следующий день, все дружно отправились в обратный путь.
Друзья возвратились домой и больше никогда не спорили, чья профессия лучше, а
наоборот решили, что
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Вопросы к тексту:
О каких профессиях говорится в этой сказке?
Какая профессия самая важная? Почему?
Какова мораль этой сказки?
Задание №4. «Что лишнее?». ДифференциацияВ и Ф в начале слов.
Работа у доски.
(Презентация, стр. № 8,9)
Логопед:
Посмотрите на картинки. Найдите лишние. А к оставшимся
составьте слоговую схему. (Дети по одному выходят к доске).
волк____в____велосипед_в_
Пример слоговых схем
_____фонарик_ф________ …
Физкультминутка.Игра с мячом.
Логопед:
А)
Я буду говорить слоги, а вы замените в них В на Фили, наоборот, Ф на В.
Ва- ( фа)
Вы- (фы)
Ви- (фи)
Фы- (вы)
Фу- (ву)
Ве- (фе)
Задание №5. Звуковая мозайка. Дифференциация В и Ф.
Логопед: Ребята. Посмотрите. У вас пустые клетки. (Получится такой узор:)
Если в названии профессии есть звук филифь, кладём черный квадрат, если
звук виливь, кладем желтый квадрат с колокольчиком.
Слова: фокусник, футболист, врач, воспитатель, водопроводчик, водитель,
фотограф, швея, продавец, повар, нефтяник, ветеринар, шофер, фигуристка,
сварщик, кровельщик.
Логопед:
разложили квадратики.
Задание №6. ДифференциацияВ и Ф в словосочетаниях. Склонение имени
существительного по падежам.
(Презентация, стр. №10)
А теперь проверьте себя. Если у вас получилсяузор, то вы правильно
Задание №7. Дифференциация В и Ф в предложении, составление схемы
предложения.
Логопед:
Придумайте предложение со словом «повар».
4 (Лучшее предложение записывается на доске и в тетрадках.)
С какой буквы мы начнем записывать предложение?
Что поставим в конце?
Возьмите зеленую ручку и выделите заглавную букву и точку.
А теперь давайте начертим схему этого предложения.
Сколько слов в этом предложении?
(Дети чертят схему)
Пример схемы: _______ __________ ________ .
Повар варит суп.
Задание №8. Звуковой анализ. Работа в тетрадках.
Давайте сделаем звуковой анализ слова врач.
Возьмите цветные карандаши.
4 б., 4 зв., 3 согл, 1 гл, 1 слог.
Слоговой анализ и
Задание №9. Работа по карточкам.
синтез. (Презентация, стр. №11, 12). Приложение №3.
Достаньте карточки из папочек. Посмотрите, на них нарисованы
Логопед:
картинки, а под картинками пустые клетки. Вставьте в клетки первую букву в
названии картинок, и вы узнаете закодированное слово.
Логопед:
названиях получившихся слов?
Задание №10. Задание на компьютере. (Мобильный кабинет
информатики). Если нет такой игры, то при помощи презентации.
(Презентация, стр. №11,12)
Какие звуки из тех, что мы сегодня проходим, содержатся в
1. А теперь покажите мне, как вы умеете работать с компьютером.
Разгадайте ребусы.
2. Посмотрите на картинку. Здесь представлены некоторые профессии.
Давайте назовём их и решим, кому кто нужен.
3. Соедините картинки со звуковыми схемами.
II Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы показали, что
многое умеете, знаете много разных профессий.
Что мы сегодня учились различать?
Вам понравилось занятие?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение.
Мне было приятно с вами работать. Буду ждать новой встречи. Урок окончен.
До свидания.
5
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки В-Ф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.