Дифференциация и индивидуализация обучения
Оценка 4.8

Дифференциация и индивидуализация обучения

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
25.06.2019
Дифференциация и индивидуализация обучения
В данной статье раскрывается смысл понятий "дифференциация" и "индивидуализация" обучения. Описываются виды и формы дифференцированного обучения в начальной школе. Описаны условия применения дифференциации в обучении, а также методика составления дифференцированных заданий. Подробно рассмотрены критерии дифференциации обучающихся на группы с указанием отрицательных аспектов подобного деления.
Дифференциация и индивидуализация обучения.doc
Дифференциация и индивидуализация обучения «Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной  деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности  учащихся. «Индивидуализация» ­ это учёт в процессе обучения индивидуальных  особенностей учащихся во всех его формах и методах.        Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию  учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности  и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса  обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные  особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя  дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.       Использование дифференциации в процессе обучения создает  возможности для развития творческой целенаправленной личности,  осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и  усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические  мышления.       Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в  обучении является учет психологических особенностей учащихся.        Основной целью индивидуализации и дифференциации является  сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание  такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную  личность.        Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в  обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его;  наглядно представлять возможности коллективной работы с различными  группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с  каждой из групп учащихся. Дифференцированное обучение ­ это:     1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с  группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких­либо  значимых для учебного процесса общих качеств;     2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает  специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.  Дифференциация обучения (дифференцированный подход) ­ это:     1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов  групп с целью учета особенностей их контингента;     2)комплекс методических, психологических организационно­ управленческих мероприятий.  1 Виды и формы дифференцированного обучения.  В современной образовательной практике используется следующая  классификация видов и форм дифференциации. Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.  1.Внешняя дифференциация. Она предполагает создание особых типов школ и классов: ­ школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности.  Это школы­гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО,  КРО, профильных).  2. Внутренняя дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми  особенностями.  Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает  несколько этапов:  1. Проведение диагностики.  2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.  3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных  заданий.  4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных  этапах урока.  5. Диагностический контроль за результатами.       Рассмотрим некоторые из них. Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала: I группа II группа III группа  IV группа Ученики с очень низким  уровнем усвоения  знаний, умений:      •   неправильно       выполняют выбор  действия в задачах;    низкий   уровень сформированности вычислительных навыков; не выделяют взаимосвязи   между изученными   Ученики с низким  уровнем усвоения  знаний,  умений:      •   затрудняются в  правильном выборе  действия при решении  задач;    средний   уровень сформированност и вычислительных навыков;  затрудняются   в  Ученики со     средним  уровнем усвоения  знаний, умений:  Ученики с высоким уровнем усвоения  знаний, умений:      • правильно       выполняют выбор  действий при решении  задач в привычной  форме, но затрудняются  в творческих видах  работы над задачей;  вычислительные навыки сформированы • правильно  выполняют  выбор действий  при решении  задач, успешно  выполняют виды  творческой  работы над  задачей;   высокий 2   вопросами;  низкий   уровень выполнения мыслительных операций;  дети   отличаются низким показателем памяти отрицательным отношением   предмету;  и к    математические рассуждения выстраивать могут;    не  математическая речь не развита. выделении взаимосвязи между изученными вопросами;  низкий   уровень выполнения мыслительных операций;    математические рассуждения выстраивают   лишь постановке вопросов;     хорошо;  средний   уровень мыслительных операций;  имеют   хороший показатель памяти;  развита   тонкость наблюдений;   математическая речь развита;  выполнение обобщений только элементарных понятий. при   математическая речь   достаточно не развита. уровень сформирован ности вычислительн ых навыков;  высокий уровень выполнения мыслительны х операций;  высокий показатель памяти; высокий уровень развития математическ ой речи.     Самостоятельная работа Воспроизведение по     образцу   Реконструктивно­   вариативная Частично­поисковая  Частично­ поисковая творческая Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные аспекты данного разделения:  1) исключение неоправданных и нецелесообразных для общества  "уравниловки" и "усреднения" детей;  2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание  сильному;  3) отсутствие у классе отстающих снимает необходимость снижения общего  уровня преподавания;  4) повышение уровня Я ­ концепции: сильные утверждаются в своих  способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,  избавиться от комплекса неполноценности;  5) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;  6) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;  7) выступает как средство развития самостоятельности учащихся. Отрицательные аспекты данного разделения:  1) деление детей по уровню развития не гуманно;  2) высвечивание социально­экономического неравенства;  3 3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них  помощь, соревноваться с ними;  4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их  достоинства;  5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых  переводятся "неординарные дети". Рассмотрим другой этап внутриклассной дифференциации ­ это способы  дифференциации. Они предполагают:  дифференциацию содержания учебных заданий: o по уровню творчества; o по уровню трудности; o по объему.  использование  разных  способов  организации   деятельности   детей,  при   и   работа этом   содержание   заданий   является   единым, дифференцируется: o по степени самостоятельности учащихся; o по степени и характеру помощи учащимся; o по характеру учебных действий. Технология внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников Критерии дифференциации учащихся: Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед  учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким  критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации  процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными  детьми будут наиболее важны. Предлагаем учитывать в работе такие параметры: внимание, произвольность,  работоспособность, логическое мышление, способность к самоконтролю,  познавательная мотивация, речевое развитие, развитие мелкой моторики. На основании результатов обследования учащихся можно распределить в 3  группы: 1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе,  недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых  общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны  учителя. 2 группа ­ достаточная подготовленность учащихся к школе, владение  4 основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется  определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. 3 группа ­ высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная  мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся,  должны быть реализованы следующие задачи:  Средствами   внутриклассной   дифференциации   совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ,   повышение   уровня   сформированности   знаний,   умений   и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т. е. отставание от уровня своих возможностей);  Развивать   логическое   мышление,   креативность   при   опоре   на   зону ближайшего развития.  Формировать учебно­познавательную мотивацию.  Создать   условия   для   развития   интересов   и   специфических способностей каждого ребенка.  Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3­ю группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они  получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение  изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний,  предлагаемые им работы иногда превосходят по объему задания для  остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы  ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем  заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе  первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы  действия. Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задавать  вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить  результаты работы. Вместе с учащимися 3­й группы их можно привлекать к  объяснению нового материала, предлагать карточки, содержащие задания  творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для  учеников 3­й группы, предлагаются в качестве добровольных. Ученики 1­й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и  закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группы  проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие  пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. 5 Много возможностей для внутренней дифференциации представляет  коллективная работа. Задание дается гомогенной группе (от 2­х до 4­х  человек), а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в  более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее  участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и  способностями. Методика составления дифференцированных заданий для работы  учащихся на уроке Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:  Репродуктивный   уровень: умение   воспроизводить   признаки   понятий, законов,   репродуцирование   известных   способов   действий   позволяет решать   поставленные   задачи   по   образцу,   что   не   способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.  Конструктивный   уровень: прочно   усвоенные   алгоритмы   выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях,   что   способствует   установлению   единичных   связей   между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.  Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить   высокий   уровень   обобщения   знаний,   установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить   новые   причинно­следственные   связи,   делать   обобщения   и выводы.  Помимо   этого   учитель   обращает   внимание   на   сформированность общеучебных   навыков   (скорость   чтения   и   письма),   индивидуальные   особенности   ВНД), особенности   учащихся   (тип   мышления, индивидуальный   прогресс     ученика   Проблема   дифференцированного   контроля   знаний   ­   одна   из   наиболее сложных. Важно, чтобы оценка  знаний учащихся, с одной стороны, строго соответствовала   уровню   знаний,   а   с   другой   стороны,   отражала   реальный прогресс   каждого   ребенка   в   развитии   и   уровне   ЗУН.   Очень   важно,  чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребенка. Необходимые условия реализации дифференцированного обучения Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно  6 связанные между собой и представляющие цикл, периодически  повторяющийся на новом уровне: систематическое изучение каждого ученика;   постановка   ближайших   педагогических   задач   в   работе   с   каждым  учеником; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;  фиксация и анализ полученных результатов;  постановка новых педагогических задач. Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты   совместной   деятельности   учителя   и   ученика,   но   также представляет   основу   для   корректировки   и   дальнейшего   ее совершенствования.   Эта   работа   предполагает   проведение   диагностических срезов.   В   результате   учитель   получает   материал,   отражающий   уровень обученности   класса   в   целом,   групп   и   отдельных   учеников.   Строгий   учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития   и   дальнейшее   составление   программы   работы   с   учеником   дает возможность   планирования   дальнейшего   обучения,   направленного   на уровня. повышение его     Учет   допущенных   ошибок   позволяет   организовывать   своевременную   и адресную   работу   по   их   исправлению   и   предупреждению   аналогичных. Следовательно, можно сделать вывод, что организация дифференцированного обучения   в   школе   –   дело   необходимое   и   очень   интересное,   если   к   нему подходить теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный процесс при необходимости. Дифференцированный подход к школьникам ­ это важнейший принцип  воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное  изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно­ воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и  организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого  ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное  внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях  классно­урочной системы обучения по обязательным учебным программам,  предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Основное требование, предъявляемое к современному учителю, –  полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик в течение  7 всего урока был занят решением посильной для него учебной задачи.  Только таким способом можно поддержать интерес к учению.        8

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2019