«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»
Оценка 4.9

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

Оценка 4.9
Документация +1
doc
математика +2
1 кл—4 кл
30.05.2017
«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»
Актуальность. Сегодня дифференциация обучения в сочетании с единством базового образования рассматривается в качестве определяющего фактора демокритизации и гуманизации образования. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интеллектуальная деятельность каждого ребенка, с учетом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения учебными универсальными действиями.
Дифференцированное обучение Маскаева.doc
«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»                                                                                Выполнила: Маскаева Р.М. МБУ СОШ №41 Тольятти 2016 г Начальная   школа   является   важным   этапом   возрастного   развития   и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.  Моя задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи (И.Г.Песталоцци). Этот   принцип   принят   за   основу     в   педагогической   деятельности учителей   начальных   классов.   Я   считаю,   что   успешность   процесса   учения зависит   от   многих   факторов,   среди       которых   не   последнюю   роль   играет дифференцированное   обучение.   В   настоящее   время   одна   из   ведущих тенденций   в   развитии   нашей   начальной   школы   –   ее   разно   уровневое, дифференцированное обучение. 1. Актуальность. Сегодня дифференциация обучения в сочетании с единством базового образования   рассматривается   в   качестве   определяющего   фактора демокритизации   и   гуманизации   образования.   Успешное   развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда   учебный   процесс   организован   как   интеллектуальная     деятельность каждого ребенка, с учетом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения  учебными универсальными действиями. 2.Постановка проблемы. Вопрос  дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального   развития   детей   с   разным   уровнем   способностей:   для реабилитации   отстающих   и   для   продвинутого   обучения   тех,   кто   способен учиться с опережением. Жизнь доказывает, что люди все­ таки рождаются разными. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Эффективной формой   индивидуализации учебного процесса ( при подборе соответствующего   уровня,   сложности   учебного   материала,   соблюдение дидактических   принципов   доступности, дифференцированное обучение.    посильности)   является 3.Цели и задачи. Цель   дифференцированного  обучения   ­     организовать   учебный процесс   на   основе   учета   индивидуальных   особенностей   личности,   т.е.   на уровне его возможностей и способностей. Цель   моей   работы   –  разработать   методику   обучения   на   уроках   в начальных классах в контексте уровневой  дифференциации. Научить каждого ученика   самостоятельно   добывать   знания,   формировать   навыки самостоятельно выполнять практические задания. В основу   работы положена  гипотеза,  ­   если осуществить уровневую дифференциацию   в   обучении   младших   школьников   на   основе     личностно­ ориентировочного   компонента   деятельности,   то   это   будет   способствовать совершенствованию их умений выполнять задания на всех уровнях, так как такая   организация   учебного   процесса   обеспечивает   включение   учащихся   в активную   учебную   деятельность   в   соответствии   с   их   индивидуальными возможностями.  Задачи:  ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.   (познавательная   деятельность,   речевая   деятельность   и   работа   с Увидеть   индивидуальность   ученика   и   сохранить   ее,   помочь Формирование   УУД   в   условиях   решения   учебных   задач организованная   деятельность)   через Формирование УУД в условиях практических задач.   Развивать   умения   наблюдать,   анализировать,   обобщать, источником   информации, дифференциацию и индивидуализацию процесс обучения.   характеризовать, рассуждать, решать творческие задачи.  материала   и   сформированностью   предметных   ,   метапредметных умений.  окружающему миру,  патриотические чувства.  Дифференцированный  контроль за степенью усвоения учебного   Воспитывать   эмоционально   ­   ценностное   отношение   к Направления моей работы. Повышение роли теоретических знаний с одновременным   формированием   умений     и   навыков   по   их   применению, установлением   взаимосвязей,   открытием   закономерностей,   построением логики мышления. Продвижение   учащихся   в   учении   достаточно   быстрыми   темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного при, котором в ранее изученном материале открываются новые связи. В своей работе  применяю следующие  формы работы: 1. Работа в парах. 2. Индивидуальная. 3. Фронтальная. Используемые методы:  частично – поисковый;  игра;  самостоятельная работа;  метод тестов;  объяснение, беседы;  метод активизации познавательной беседы.    4. Методы реализации проекта. Основанием   ддифференцированного   обучения       должна   быть педагогическая диагностика. Разноуровневая   дифференциация   обучения широко   применяется на разных   этапах   учебного   процесса: дифференцированная   домашняя   работа,   изучение   нового   материала,   учет   знаний   на   уроке, самостоятельные и контрольные работы, уроки закрепления. Педагогическая   диагностика   –  это   совокупность   специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,  умений и навыков;   выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью;  оценивать изменения, происходящие в развитии учащихся. По результатам диагностирования класс делим по уровням: 1группа – ученики с высокими учебными способностями. Учащиеся  этой группы могут вести работу со сложным материалом, самостоятельно  творчески подходить к решению учебных задач, достигают высоких уровней  знания. 2 группа ­ учащиеся со средними способностями. Эти учащиеся  усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют  существенное, для усвоения знаний  им требуется длительное время. Если  учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и  с заданиями 1 группы детей. 3 группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эти учащиеся усваивают материал после многократного повторения, выполняют задания по  образцу учителя, овладевают знаниями более длительное время. Состав группы может меняться на протяжении всего процесса   обучения. При дифференцированном процессе обучения возможен переход из  одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития  ученика, скоростью восполнения пробелов и повышения интереса к  получению знаний.  Работа  с группами ведется по двум направлениям: 1. Помощь учащимся в овладении  знаниями и рациональными  способами учения. 2. Воспитание самостоятельности к учебной деятельности, интереса  к учению.        Виды дифференцированных заданий 1. Предварительные задания по уровню трудности:    облегчённому; среднему; повышенному. 2. Общее для всего класса задание с предложением системы  дополнительных   упражнений возрастающей   степени трудности. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. 4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной  подготовки учащихся. 5.  Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту  системы дополнительных заданий возрастающей трудности. . 6. Дифференцированные задания с разной степенью помощи. Ниже предлагаю описание фрагментов уроков, на которых используется групповая работа. Русский язык. 2 класс. Имя Существительное. Имена Собственные и нарицательные. Цель: Формирование  умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имен сказочных персонажей. 1 уровень.  Запиши слова в два столбика.  Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Самара      2 уровень.  Все существительные из предложений запишите в два столбика.  Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит  пить вкусное молоко.      3 уровень.  Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.  Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.  Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки,  бабушки.  Русский язык. 2 класс. Суффиксы. Цель: Характеризовать роль суффикса в слове. Разбирать слова по  составу. 1 уровень.  Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.  Луч..к, фонар..к, рож..ца, мелоч..к, слон..к, дружоч..к, мороз..ц, книж..ца.      2 уровень.  Разберите слова по составу.  Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик,  Женечка.      3 уровень.  Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.  Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек.  Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на  пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.  Цель: Развитие умения  отличать приставку от предлога, писать  раздельно Приставки. предлоги со словами. 1 уровень.  Спишите слова. Выделите корень и приставку.  Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.      2 уровень.  Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите  приставки.  Из­за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их  внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.      3 уровень.  Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.  Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво  (писать).  Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное  задание обязательно (писать).  Корень. Однокоренные слова. Цель: Развивать умение находить однокоренные слова, выделять корень,  подбирать однокоренные слова.      1 уровень.  Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.  Каменщик ­ …, лётчик ­ …, связист ­ …, пианист ­ … .      2 уровень.  Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.  Сахар ­ …, гусь ­ …, утка ­ …, суп ­ …, хлеб ­ …, тигр ­ … .  Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.      3 уровень.  Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет,  признак предмета, действие предмета.  Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый,  говорливый  Двойные согласные в корне.  Подводя итог, подчеркну, что  учащиеся  выбирают варианты заданий, соответствующие своим  способностям  и стараются выполнять задания   1– го и 2 – го  уровня;  стали ощущать себя уверенными, возросла степень их  психологического комфорта на уроках. 5. План реализации проекта. Подготовительный этап.     На первом этапе осуществлялось изучение и анализ методической  и  психолого­педагогической  литературы  по  проблеме исследования, в результате этого были выявлены возможности организации дифференцированного   подхода   к   учащимся   начальных   классов.   Были сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования. Изучалось состояние   исследуемой   проблемы   в   практике   начальной   школы,   а   также проводились   проверочные   работы   с  целью   выявления   сформированности   у младших   школьников   общего   умения   выполнять   практические   и теоретические задания на уроках окружающего мира. Основной   этап.     На   этом   этапе   велась   разработка   теоретических положений уровневой дифференциации обучения выполнения практических и теоретических заданий на уроках  русского языка  и методических средств ее реализации.   Был   проведен поисковый эксперимент,   в   ходе   которого осуществлялся   поиск   возможностей   реализации   выдвинутых   положений   и подтвердилась   правильность   выбора   моделирования   в   качестве   средства дифференциации   деятельности   учащихся.   При   анализе   результатов эксперимента   корректировались   методические   аспекты   рассматриваемой проблемы. На   этом   же   этапе   проводился обучающий эксперимент.   Полученные результаты были проанализированы и обработаны средствами статистики, что позволило подтвердить справедливость теоретических выводов. Диагностические исследования проводились   в   виде     диктанта     в   начале эксперимента.  (Приложение 1). (Результаты диагностирования.2) Чаще всего дифференцированная работа  учащимися с низким уровнем обучаемости   предлагается репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости – продуктивные творческие задания. Мной осуществляется: 1.Дифферециация учебных заданий по уровню творчества. 2.Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. 3.Дифференциация заданий по объему учебного материала. 4. Дифференциация  работы по степени самостоятельности учащихся. 5.Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. 6.Предполагаемые результаты. В ходе работы над проектом должны быть достигнуты результаты:  обеспечение   осознания   и   усвоения   понятий,   законов,   правил, алгоритмов, закономерностей с помощью уровневой дифференциации;  формирований   умений   применения   теоретических   положений   в условиях   решения   учебных   задач   на   основе   дифференцированного подхода;  формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность,   речевая   деятельность   и   работа   с   источником информации, организационная деятельность) через дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения;  формирование УУД в условиях решения практических задач;  дифференцированный   контроль   за   степенью   усвоения   учебного материала и сформированностью предметных, метапредметных умений;  развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. 7. Механизмы оценки результатов. Оценивание проводится вначале по балльной системе, а затем  выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается  определенным количеством баллов. Если ученик допустил ошибку, то  количество баллов за это задание снижается, а если выполнил неверно, то не  выставляется балл.  8. Перспективы развития технологий разноуровневого обучения. Разработка   дифференцированных   заданий   ,как   на   уроке,   так   и   дома нацелена   на   систематическое   изучение   трудностей,   которые   учащиеся испытывают   при   усвоении   материала,   на   изучение   пробелов   в   их   знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок.   У   отдельных   учеников   непременно   должны   учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Главное   в   этой   работе   ­   систематическое   наблюдение   за   учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Открываются  большие возможности для работы с одаренными детьми. Подведением   итогов   работы   в   группах   могут   быть   олимпиады, интеллектуальные   марафоны,   открытые   уроки   для   родителей,   на   которых ведущая роль принадлежит учащимся первой группы. При   целенаправленном,  педагогически   обоснованном   индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы индивидуализации обучения через   систему   дифференцированных   заданий   на   всех   этапах   урока,   что позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников. Еще   одно   нововведение   в   начальных   классах   –   это   внеурочная деятельность,   которая   также   является       разноуровневой   системой,   как обязательный компонент к основной образовательной программе. Литература и интернет­ресурсы. 1. Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор                               школы. 1999, N8. 2. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного  обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. —Мн  «Народная асвета», 1992. 3. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации  современного образования. — Мн. Академия последипломного образования,  1998. 4.  Селевко Г.П.  Современные образовательные технологии. – Москва,  Народное образование, 1998. 5. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение. // Директор школы.  1998. N 2.

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы как средство развития младших школьников»

«Дифференциация учебной работы  как средство развития младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017