Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха, имеющих комплексные нарушения
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный
процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней
общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (в
течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе);
2-я ступень - основное общее образование (в
течение 5-6 лет);
3-я ступень - полное среднее общее образование
(2 года, как правило, в структуре вечерней школы).
Для детей, не получивших полной дошкольной
подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются
дети с 7 лет.
Вся учебная деятельность пронизана работой по
формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения
воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся
использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с
использованием звукоусиливающей аппаратуры.
С этой целью регулярно проводятся групповые и
индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию
произносительной стороны устной речи.
В школах, работающих на билингвистической
основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой
речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.
В составе специальной школы I вида организуются
классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью,
трудностями в обучении, слабовидящих и др.).
Количество детей в классе (группе) не более 6
человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.
Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю
слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в
дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет
два отделения:
первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, связанным с
нарушением слуха;
второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого
является нарушение слуха.
Если в процессе обучения возникает необходимость
перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом
отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня
общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении),
то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.
В первый класс в любое из отделений принимаются
дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей,
которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки,
во втором отделении организуется подготовительный класс.
Наполняемость класса (группы) в первом отделении
до 10 человек, во втором отделении до 8 человек.
В специальной школе II вида образовательный
процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (в
первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);
2-я ступень - основное общее образование (6 лет
в первом и во втором отделениях);
3-я ступень - среднее (полное) общее образование
(2 года в первом и во втором отделениях).
Развитие слухового и слухозрительного
восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся
на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с
использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и
индивидуальных слуховых аппаратов.
Развитие слухового восприятия и автоматизация
навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в
различных видах деятельности, связанных с музыкой.
В основе обучения глухих (слабослышащих) детей с интеллектуальными нарушениями лежат те же принципы, что используются при обучении детей с нарушениями слуха без дополнительных нарушений, а именно — формирование сложной речи по принципу коммуникации. Но, в отличие от программы основного общего образования, в программе для вспомогательных классов особое внимание уделяется работе по развитию целостного восприятия смысла предложений и коротких текстов, состоящих из 3—5 простых нераспространенных предложений. Количество предложений и текстов ограничено, они должны быть подготовлены учителем на основе пропедевтических упражнений по формированию словесных понятий на уроках развития речи и предметно- практического обучения.
В программе вспомогательных классов имеется такая предметная область, как социально-бытовая ориентировка, представленная темами, заимствованными из аналогичной программы вспомогательных школ для слышащих умственно отсталых детей, которая ориентирована на практическую подготовку этой категории детей к самостоятельной жизни в обществе. Социально-бытовая ориентировка как предметная область представлена следующими программными темами: «Личная гигиена»; «Соблюдение правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья. Уход за волосами. Охрана зрения. Питание»; «Разнообразие продуктов питания. Приготовление пищи. Сервировка стола. Кухонная посуда и приборы. Уход за ними»; «Одежда и обувь»; «Жилище»; «Транспорт»; «Культура поведения».
Таким образом, при реализации дифференцированного подхода специальные школы-интернаты I и II вида создают комфортные условия для воспитания, обучения и развития глухих детей с комплексными нарушениями развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.