Дифференцированное обучение на уроках истории
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского «differentiation» - разница.
В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения. Рассмотрим их:
1. Дифференциация обучения – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности. Педагогический энциклопедический словарь.
2. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения. (Монахов В., Орлов В., Фирсов В.)
3. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения. (Осмоловская И.)
4. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. (Селевко К.Г.)
В педагогической литературе приводится понятие и дифференцированного обучения:
Дифференцированное обучения это:
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Одним из основных видов дифференциация является - индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации».
Все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно – урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
Практически в любом классе можно выделить три уровня подготовленности обучающихся:
- низкий (удовлетворительное знание и владение умениями);
- средний (хорошее знание и владение умениями);
- высокий (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы).
Дифференцированный подход к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:
вариативности темпа изучения материала;
дифференциации учебных заданий;
выбора различных видов деятельности;
определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Цели внедрения дифференцированного обучения в школе:
- создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
- целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
- решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Планомерное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
Исключить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
Способствовать развитию способностей учащихся;
повысить качество знаний;
рационально использовать учебное время каждого;
вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и персональным характером знаний.
При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.
Как же осуществлять дифференциацию обучения?
- конкретизировать критерии, способности, знания, умения, которые будут осуществляться дифференциация обучения;
- разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
- внедрять дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
- в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу.
- при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
- создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.
Оставаясь в рамках классно - урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса. В условиях современного обновленного содержания образования внедрение дифференцированного – персонализированного – индивидуального обучения являются тождественными, на мой взгляд наиболее эффективными и результативными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.