Зайкова Н.Б.
учитель биологии
КГУ «Средняя школа № 43
имени Г. Мусрепова»
г. Петропавловск СКО
Дифференцированные задания по биологии для развития критического мышления учащихся
Настоящее время перед школой стоит задача научить учащихся находить ответы на жизненные вопросы, оценивать последствия своих действий, принимать ответственность за них, что является показателем формирования навыков самообучения и саморазвития, являющихся основой знаний и опыта, накапливаемых в течение всей жизни, а также формирование навыков творческого применения полученных знаний.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Это я развиваю у своих учащихся через дифференцированные задания.
Типовая учебная программа по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию организована по разделам обучения. Содержание учебного предмета включает 4 раздела. Одним из основных является раздел «Многообразие, структура и функции живых организмов». Предлагаю разработки заданий по данному разделу.
Задания 7 класс
Тема урока: Общая характеристика пяти царств живых организмов. Основные систематические группы растений и животных.
Цели обучения: 7.1.1.1 объяснять значение систематики;
7.1.1.2 определять систематическое положение живых организмов;
Задание уровня А. Рассмотрите картинки, слова, напишите к какому царству они относятся?
|
|
|
|
Дескриптор Обучающийся
- определяет царства животных по рисунку
-распределяет предложенные организмы по пяти царствам
-соотносит название с таксономическими группами
Задание уровня В. Из предложенных слов проведите классификацию организма
Царство Отдел Класс Сорт Род Семейство Вид |
Картофель огородный Паслен Растения Покрытосеменные Двудольные Пасленовые Рамона |
Царство Тип Класс Отряд Род Семейство Вид |
Бобр европейский Животные Бобр Бобровые Грызуны Хордовые Млекопитающие |
Дескриптор Обучающийся
-соотносит название с таксономическими группами
Задание уровня В. Соотнесите признаки царств с рисунками представителей этого царства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Проходит фотосинтез
2. Многоклеточные организмы имеют органы и системы органов
3. Некоторые состоят из плодового тела
4. Клеточный паразит
5. Клетка не имеет оформленного ядра
6. Запасное вещество крахмал
7. Грибница состоит из гифов
8. Состоит из нуклеиновой кислоты и белка
Дескриптор Обучающийся
- определяет царства животных по рисунку
-распределяет предложенные организмы по пяти царствам
-соотносит название с таксономическими группами
Тема урока: Отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных
Цели обучения: 7.1.1.3 описывать отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных
Задание уровня А. Выберите признаки беспозвоночных животных
1) Внутренний скелет
2) Внешний скелет
3) Хитиновый покров
4) Роговой или перьевой покровв
5) Наличие раковины
6) Тело состоит из головы, груди и брюшка
7) Радиально-симметричное тело
8) Двусторонняя симметрия тела
9) Парные конечности
10) Хорошо развитая мускулатура
Окунь речной |
Задание уровня А А) Напишите две особенности во внешнем строении рыбы, которые не встречаются у других позвоночных животных. В) Классифицируйте данную рыбу по таксономии. Вид: Род:
|
Задание уровня В. Определите верно или не верно утверждение.
Утверждение |
верно |
не верно |
У позвоночных животных отсутствуют позвоночник, череп и ходильные ноги. |
|
|
К позвоночным животным относятся членистоногие. |
|
|
Органы чувств у беспозвоночных животных располагаются на голове |
|
|
Хорда - это внутренний скелет беспозвоночных |
|
|
Многие беспозвоночные имеют жесткий внешний скелет. |
|
|
Задание уровня В. Выберите основные признаки беспозвоночных животных. Поставьте х или √
Внутренний скелет |
|
Внешний скелет |
|
Хитиновый покров |
|
Перьевой покров |
|
Наличие раковины |
|
Тело состоит из головы, груди и брюшка |
|
Радиально-симметричное тело |
|
Двусторонняя симметрия тела |
|
Парные конечности |
|
Хорошо развитая мускулатура |
|
Тело состоит из одной или нескольких клеток |
|
Задание уровня С. Рассмотрите рисунок.
a) Определите, каким признаком сгруппированы данные животные?
b) Назовите причины.
c) Напишите два отличительных признака групп животных друг от друга.
А В
Дескриптор Обучающийся
- определяет животных и перечисляет их признаки
- определяет беспозвоночных и позвоночных животных и перечисляет их особенности
- описывает отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных
Задание уровня С. Отметьте характерные особенности организмов: |
|||||
|
А. Внутренний скелет Б. Имеется позвоночник В. Не имеет позвоночника Г. Двусторонняя симметрия тела Д. Органы передвижения – пара конечностей Е. Имеет сегментацию тела
|
Задания 8 класс
Тема урока: Лабораторная работа «Определение отличительных признаков отделов растений: водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные»
Цели обучения: 8.1.1.1 описывать отличительные признаки растений на примере водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений.
Задание уровня А. Соотнесите признаки с картинкой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Признаки:
1. Водоросли - низшие растения
2. У мхов есть лист, стебель, корень
3. У мхов нет корней
4. Папоротники – высшие растения
5. Папоротники – споровые растения
6. Папоротники – семенные растения
7. Семя появилось у голосеменных растений
8. Листья голосеменных называют хвоя
9. Цветок есть у покрытосеменных растений
10. У покрытосеменных растений семена находятся внутри плода
Критерий оценки: обучающийся
- выделяет признаки отделов водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений.
Дескриптор:
- отмечает органы моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений;
- указывает орган размножения
Задание уровня В. Сравните строение водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений
Критерий оценки: обучающийся
устанавливает сходства и различия водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений.
Дескриптор:
- называет признаки сходства растений 2 различных отделов;
- выделяет различия растений 2 различных отделов.
Задание уровня С. Докажите процесс усложнения и усовершенствования растений разных отделов в ходе эволюции.
Критерий оценки: обучающийся делает вывод о ходе эволюции на основании усложнения растений разных отделов
Дескриптор:
- указывает усложнение растений 2 разных отделов:
- оценивает усложнение как эволюционное событие;
- аргументирует на примере, появление растений.
Тема урока: Отличительные признаки грибов
Цель обучения: 8.1.1.3 описывать отличительные признаки грибов
Задание уровня А. Определите «Правда» или «Ложь»
1. Грибы представляют собой отдельную группу растений.
2. Не передвигаются.
3. Растут в течение всей жизни.
4. Питаются готовыми органическими веществами.
5. Только паразиты.
6. Клеточная оболочка содержит органическое вещество – хитин.
7. Тело гриба состоит из тонких белых нитей (гиф), образующих грибницу (мицелий)
8. Грибы размножаются спорами и семенами
9. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что имеют небольшие размеры
10. Мицелий гриба образован гифами
Задание уровня В. Соотнесите признаки с царствами
|
|
|
|
|
|
Признаки
A. Тело представлено мицелием
B. Растворенные вещества поглощают путем всасывания.
C. Не передвигаются.
D. Клеточная оболочка содержит органическое вещество – хитин.
E. Тело состоит из тонких белых нитей гифов.
F. Питаются готовыми органическими веществами.
G. Растут в течение всей жизни.
Критерии оценивания:
1. Определены отличительные признаки грибов.
2. Определены отличительные признаки растений.
3. Определены отличительные признаки животных.
Задание уровня В. Объясните, почему мукор относится к царству грибы
Задание уровня С. Прочитайте предложенный текст и составьте диаграмму Вена на сравнение грибов с растениями и животными.
Царство Грибы
Царство организмов, сочетающее признаки растений и животных. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в составе клеточной стенки, образование мочевины в процессе обмена веществ, гликогена в качестве запасного питательного вещества. Общие свойства с растениями заключаются а абсорбтивном (путем всасывания) питании и неограниченном росте.
Строение грибов
Тело грибов состоит из тонких ветвящихся трубчатых нитей - гиф. Вся совокупность гиф называете» мицелием. Каждая гифа окружена тонкой жесткой стенкой, содержащей хитин (азотсодержащий полисахарид).
В некоторых случаях клеточная стенка содержит целлюлозу. Гифы не имеют клеточного строения, и их протоплазма либо совсем не разделена, либо разделяется поперечными перегородками, которые называются ceптами.
Питание грибов
Грибы гетеротрофны, т.к. для питания им нужны готовые органические вещества. Кроме этого, грибам необходим источник органического азота, минеральные соли и факторы роста (витамины). Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью путем диффузии. Пищеварение у грибов внешнее, осуществляемое внеклеточными ферментами.
По типу питания грибы бывают сапрофитами, паразитами и симбионтами. Грибы вступают в симбиоз с растениями, которые обеспечивают их органическими веществами. Симбиотическая ассоциация гриба с корнями растений называется микоризой. Гриб образует чехол вокруг центральной части корня или проникает в ткани растения, получая от растения углеводы и витамины и обеспечивая дерево большой поверхностью всасывания воды. Кроме этого, гриб расщепляет белки почвенного гумуса до аминокислот и часть их отдает растению.
Сапрофитные грибы вырабатывают самые разнообразные ферменты и поэтому могут существовать на разных субстратах. Например, Peniciltium образует зеленую или голубую плесень на почве, сырой коже, хлебе, гниющих продуктах. Грибы-сапрофиты обычно образуют большое количество легких устойчивых спор, которые позволяют им быстро распространяться.
Грибы-паразиты могут быть факультативными или облигатными. Чаще паразитируют на растениях, чем на животных. Облигатные паразиты, как правило, не вызывают гибели своих хозяев, а факультативные паразиты - наоборот, сапрофитно живут и на мертвых остатках. К облигатным паразитам относятся мучнисторосные, ржавчинные и головневые грибы. Факультативные паразиты обычно вызывают гниль.
Шляпочные грибы относятся к группе базидиальных грибов. Вегетативное тело у них представлено разветвленным клеточным мицелием, из которого формируется плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки. Нижняя поверхность шляпки может быть пластинчатой (сыроежка) или трубчатой (белый гриб). Здесь формируются споры после окончания полового процесса. Одно плодовое тело рассеивает миллиарды спор. Шляпочные грибы часто вступают в симбиотические отношения с деревьями, особенно на бедных мин. салями почвах.
Тема урока: Тип Членистоногие. Тип Хордовые. Сравнительная характеристика по внешним признакам. Демонстрация «Определение отличительных признаков классов членистоногих и хордовых животных»
Учебные цели: 8.1.1.4 Распознавать по отличительным признакам классы членистоногих и хордовых животных
Задание уровня А. Из предложенных фотографий и рисунков животных выберите представителей классов членистоногих и классов хордовых.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: определяет принадлежность животных к классу членистоногих и хордовых по рисункам и фотографиям.
Дескрипторы |
А) выбирает представителя класса ракообразных |
Б) выбирает представителя класса паукообразных |
В) выбирает представителя класса насекомых |
Г) выбирает представителя класса рыбы |
Д) выбирает представителя класса птицы |
Е) выбирает представителя класса млекопитающие |
Задание уровня В.Докажите, что насекомые - типичные представители членистоногих.
Критерии: называет характерные признаки типа членистоногих.
Дескрипторы Указывает |
Хитиновый покров |
Членистые конечности |
Части тела: голова, грудь, брюшко, |
Наличие усиков |
Задание уровня С. Рассмотрите предложенные рисунки животных. Докажите их принадлежность к беспозвоночным членистоногим животным.
|
|
|
Задания 9 класс
Тема урока: Использование бинарной номенклатуры для описания различных видов
Цели обучения: использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов;
- распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям)
Задание уровня А. Определите пропущенные таксоны:
Царство = животные
тип = хордовые
..... = млекопитающие
отряд = хоботные
семейство = слоны
… = слоны
вид = африканский слон
Задания уровня В. Составьте систематику растений из нижеприведенных слов
Царство, порядок, класс, отдел, семейство, род, вид
растения, семенные, покрытосеменные, двудольные, розоцветные, шиповник, дикий шиповник.
Задание уровня С. Установите связь между видами животных на картинках.
|
|
|
|
Критерии оценивания:
-Правильно указывает схему систематики животных, представленных на рисунке;
-Определяет общую связь между животными.
Дескриптор: учащийся
- определяет таксоны, используемые в бинарной номенклатуре, для описания различных видов;
- объясняет значение бинарной номенклатуры;
- определяет вид цитрусовых растений;
- определяет особенности, основанные на определении сортов цитруса;
Тема урока: Экспоненциальные и сигмоидные кривые роста популяции.
Цели обучения: 9.3.1.1 - анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций
|
Задание уровня С
На фотографии представлена популяция итальянской саранчи, вспышка которой была зафиксирована в Жамбылской области.
|
Проанализируйте данные численности популяции саранчи, приведенные ниже в таблице
|
Промежутки времени, год |
|||||
вид |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Итальянская саранча |
27 000 |
43 800 |
66 300 |
111 600 |
97 800 |
58 000 |
Изобразите в виде графика кривую численности приведенного выше вида
|
По диаграмме определите вид кривой роста популяции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По кривой роста определите тип стратегии выживания данной популяции и объясните свой выбор.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.