Дифференцированный подход в обучении как возможность
развития обучающихся
Дифференцированный подход в обучении обеспечивает развитие личности. Основой организации уровневой дифференциации является самостоятельная работа. Ученики выполняют задания различного уровня сложности, которые позволяют учитывать различия в умственном развитии школьников. Слабо успевающим учащимся предлагаются задания, в которые включаются алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходит не со снижением объёма содержания материала, а им предлагаются усложнённые задания за счёт повторения пройденного материала. Это дает возможность повысить степень самостоятельности и находить способы решения вычислений, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий положен характер деятельности, необходимый для их выполнения: алгоритм решения, учебные действия, учебная задача, контроль и самоконтроль.
Дифференцированный подход в обучении школьников при сочетании форм учебной работы эффективно способствует умственному развитию учащихся, а также укреплению и сохранению здоровья, нравственному воспитанию. Для объединения детей в группы и осуществления дифференцированного подхода в обучении необходимо учитывать следующие критерии: обученность, обучаемость, общеучебные умения, отношение к предмету и учению в целом.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся, от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.).
Виды продуктивных заданий:
поиск закономерностей; классификация математических объектов (выражений); выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление математических выражений, уравнений .
Пример Даны выражения:
81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 – 100
72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 – 100
8 : 6 – 7 : 8 27 : 3 - 2 : 6 • 9
84 – 9 – 8 54 + 6 • 3 - 72 : 8
1 группа: Выполни вычисления.
2 группа: Разбейте выражения на 3 группы. Выполни вычисления.
3 группа: Выполни вычисления.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Пример: Найдите значения выражений.
1-я группа.
28 : 2 + 3 28 : 2 + 56 : 8
45-7-3 5-9-7-3
2 –я группа
28:2 + (50 + 6):8 (35 -30) -9- 7-3
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й группы выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся.
Пример: Основное задание: «Найдите значения выражений».
157 - 7 126 - 6
138 - 8 169 - 9
129 - 9 128 - 8
Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
5.Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается помощь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.