Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе «Инновационные технологии в образовательном процессе»
Оценка 4.9

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе «Инновационные технологии в образовательном процессе»

Оценка 4.9
docx
07.05.2022
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе «Инновационные технологии в образовательном процессе»
Доклад Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сообщение на заседании ШМО

 

 

Дифференцированный подход в обучении

русскому языку и литературе

«Инновационные технологии в образовательном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Одной из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является

дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий. Для меня это не очень разработанная тема, я не системно применяю разноуровневые

задания, хотя успешность применения этой технологии как раз и зависит от системности её применения.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;

учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно ориентированного обучения;

применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся;

такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение

дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Чтобы обучение можно было считать дифференцированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

·         уровень обученности в данной области знания,

·         уровень общего развития, культуры;

·         особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);

·         особенности характера, темперамента.

 

 Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, но каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

 

Уровневые задания с успехом могут быть использованы на всех этапах обучения:

·         При изучении нового материала

·         При контроле за усвоением знаний, умений и навыков

·         При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

 

Технология уровневой дифференциации. Этапы

1.             Диагностика учебных способностей учащихся

2.             Объяснение учебного материала с учётом способностей учащихся

3.             Подготовка разноуровневых заданий по темам

4.             Выполнение разноуровневых заданий на уроках


5.             Организация групповой работы на уроке и во внеучебное время (использование метода проектов в НОУ и работа кружка «Школа юного филолога»)

6.             Подготовка разноуровневых домашних заданий

7.             Выполнение разноуровневых домашних заданий

8.             Разноуровневый контроль

9.             Организация само- и взаимоконтроля

 

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь

«слабому», развивать способности «сильных». Дифференцированная работа требует

предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.

 

Входная диагностика

 

Разные авторы предлагают по-разному организовать входную диагностику. Так, Милейко Г. А. предлагает вот такие работы. Уровень А – сильные учащиеся, творческий уровень, уровень Б – средний конструктивный уровень усвоения, уровень С – слабые учащиеся, воспроизводящий уровень. Как я понимаю, перед такой работой учащимся даётся указание отвечать на те задания, на какие они хотят и могут ответить, а также учитель сообщает, что оценка за эту работу ставиться на будет.

 

Входная диагностика. 7 класс.

Вид

диагностики

Содержание задания

Кол-во

баллов

Уровень

сложности

1.

Начитанность, читательский интерес и литературный кругозор

 

На мой взгляд, это задание уровня В. Все

цитаты должны быть хорошо знакомы учащимся 7

класса

1. Узнай героя по описанию.

Назови автора и название произведения. Какие ещё произведения этого автора читал? Напиши названия.

А) «Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на тоненьких ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном сюртуке и  в  смешной шляпе, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным».

Б) «Из числа всей ее челяди самым

замечательным лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от

братьев, и считался едва ли не самым

1

2

3

В Б А


 

 

исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и,  налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

В) «Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери.

Живописец представил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье, с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал …, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный

дом, из которого он выгоняет меня».

 

 

2.

Уровень читательского восприятия

2. Найди четвёртое лишнее. Объясни своё решение.

«Щелкунчик и Мышиный король», «Белая

цапля», «Муму», «Русалочка»

1

2

В Б

3.

Умение актуализироват ь социально- нравственную проблематику

3. Какое произведение, изученное в 6 классе, произвело на тебя самое сильное впечатление?

Что тебя поразило, удивило, восхитило или вызвало другие эмоции?

1

 

2

В Б

4.

Навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации

4. Что высмеивает И.А.Крылов в своих баснях?

Приведите примеры.

Какие ещё сатирические произведения вы изучали? Напишите автора и название.

1

2

3

В Б А

5.

Объём теоретико- литературных

знаний и умения

5. Составь предложения со словами эпос, лирика, драма. Включи в предложения названия прочитанных в 6 классе

произведений.

2

 

 

3

Б

 

 

А


 

применять их в анализе

К какому литературному роду ты отнесёшь

жанр баллады? ( В.А. Жуковский «Светлана», И.-В. Гёте «Лесной царь») Почему?

 

 

6.

Уровень развития речи и литературно- творческих способностей

6. Выбери одно задание, которое тебе интересно и выполни его.

1.     Вспомни жанровые признаки сказки, отличия литературной и народной сказок. Подумай, о чём могли бы вести диалог литературная и народная сказки, составь диалог и грамотно запиши.

2.     Ты, конечно, помнишь, что на родине Андерсена установлен памятник Русалочке.

Кому из литературных героев ты бы поставил памятник и почему? Опиши словами свой проект памятника.

3.     Как ты считаешь, для чего в 21 веке нужно изучать произведения далёкого прошлого: мифы, легенды, былины?

 

 

2

 

 

3

 

 

3

 

 

Б А А

 

Лажыженская в своей книге «Методические рекомендации к учебнику русского языка для 5 класса» прекрасно и подробно показала методику работы с только что набранными учениками, чьи способности и уровень овладения материалом вам мало знакомы. Она диагностирует учащихся на протяжении длительного времени, примерно четверть, но проверяет разные умения: как быстро читают, пишут, воспринимают, понимают прочитанный материал, как сформированы орфографические и коммуникативные умения. При этом заполняются большие диагностические карты. Но у рядового учителя, который учит детей не одного, а, например, пяти классов на эту кропотливую работу просто не хватит времени.

 

Мне понравился метод диагностирования, который предлагает Яснова И. В., учитель Санкт- Петербургской школы. Цитирую: «В начале первого урока объявляется тема (например, правописание Н-НН в прилагательных), и в течение 15-20 минут идёт объяснение. Затем вопрос классу: понятно ли? Ответ обычно положительный. После этого учитель даёт письменную проверочную работу. Определяется количество учащихся, не справившихся с заданием. На следующем уроке в доброжелательной форме сообщаете ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал ещё раз, и снова даёте повторное письменное задание.

Теперь уже с заданием справляется большее количество учащихся. На третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. Результат налицо. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход».

 

Мне импонирует такой подход тем, что все учащиеся при этом хорошо усваивают материал, учитель быстро и точно определяет уровень учащихся.

 

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними

 

Группа уровня А - школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума:

абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.


Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

 

Группа уровня Б - школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.

Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

 

Группа уровня В - учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)

Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно.

 

После входной диагностики раньше предлагалось рассадить учащихся по рядам, в зависимости от их уровня. Ребята не постоянно сидели на ряду. Они могли повысить или понизить свой уровень, тогда они «передвигались по классу». Такая организация мотивировала, с одной стороны, учащихся,

каждый слабый ученик хотел оказаться на более сильном ряду. Но, с другой стороны, это ущемляло детей, могло сформировать комплекс, сделать их «зажатыми». Поэтому я отказалась от этого приёма.

Теперь просто готовлю карточки и задания для определённых групп учащихся. Также можно

предлагать учащимся задания на выбор, иногда оговаривая уровень задания, сообщая ребятам: «Это задание для сильных. Если ты чувствуешь в себе силы, сделай это. Это задание проще, ну а это совсем простое. Если вы боитесь, ещё не чувствуете в себе силы выполнить более трудное задание, выбирайте это». Чаще всего ребятам стыдно выбирать самое простое задание. Но здесь учитель может и направить ребят. Если сильный ученик выбрал задание лёгкое, то учитель может направить его, сказать: «Тебе бы я посоветовала вот это задание. Оно тебе по силам». А слабый ученик,

выбравший задание не по силам и понявший, что он пока не может с ним справиться, всегда может поменять задание.

 

Работа со слабоуспевающими учащимися

 

Причины, порождающие отставание, многообразны. Однако для дифференцированной работы необходимо определить основную причину, ведущую к стойкой пониженной успеваемости. В работе З.И.Калмыковой рассматриваются два типа слабоуспевающих школьников:

 1 тип – к нему относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний

- педагогически запущенные школьники. Они требуют большого контроля, систематической работы на уроке по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную

деятельность. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу по 2 варианту.

 2 тип - учащиеся с пониженной (успеваемостью) обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума: поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность мыслительной деятельности. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны. Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам).

Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма.


Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Рекомендуется сделать акцент на

более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания. Необходимо активно управлять их учебной

деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Различные виды дифференцированной помощи:

·                     Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

·                     Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

·                     Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

·                     Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

·                     Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.

·                     Предоставление времени для подготовки к ответу

·                     Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

·                     Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

·                     Указание алгоритма выполнения задания.

·                     Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

·                     Объяснение хода выполнения подобного задания.

·                     Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

·                     Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

·                     Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

·                     Выдача ответа или результата выполнения задания.

·                     Постановка наводящих вопросов.

·                     Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

 

На мой взгляд, действовать с определением уровня знаний обучающихся нужно очень осторожно, чтобы не навесить ярлыки на учеников. Помимо входной диагностики, позволяющей определить уровень знаний обучающегося, использую на уроках вопросы для различного уровня (А, Б, В).

Учащимся не объявляю об уровне вопроса, задаётся не менее трёх адресных вопросов уровня А, или Б, или В. Это позволяет повысить самооценку обучающихся, развить ситуацию успешности.

 

Организация работы на уроке при объяснении нового материала

 

Так, при самостоятельной работе с учебником на этапе усвоения нового теоретического материала может быть дано такое задание для учащихся группы В: составить простой план параграфа, для группы Б – составить сложный план параграфа, для учащихся группы А изложить материал в виде опорного конспекта, схемы или рисунка. Потом представляется результат работы, идёт обсуждение, в ходе обсуждения учитель задаёт вопросы по содержанию параграфа. Так незаметно в ходе

обсуждения учащиеся усваивают новый теоретический материал.

 

Структура дифференцированного урока

 

1.             Совместная постановка задачи;

2.             Дифференцированное повторение необходимого материала;

3.             Совместное изучение нового материала;

4.             Дифференцированное закрепление;

5.             Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников;


6.             Общая проверка усвоения материала;

7.             Дифференцированное домашнее задание.

 

Рассмотрим некоторые этапы урока. Итак, второй этап – дифференцированное повторение. Здесь уместнее всего использовать уплотнённый опрос. (Методика проведения такого опроса хорошо разработана Богдановой Г. А. в книге «Опрос на уроках русского языка») Некоторым учащимся (6 ребятам) даётся задание на дифференцированных карточках. Кто-то выполняет работу на доске, кто- то на местах, на листочках. Сильный учащийся из группы А выступает у доски с устным монологическим ответом. Можно вызвать к доске и слабого учащегося, но он, например, может пользоваться при ответе планом ответа. Остальные учащиеся его оценивают ответ по

предложенному плану. После устного ответа проверяется работа у доски. Ребята задают отвечающим дополнительные вопросы, оценивают их ответы. Работу ребят, которые выполняли её на листочках, проверяют консультанты из группа А. Таким образом в ходе уплотнённого опроса оценивается

работа 10-15 учащихся.

 

Четвёртый этап – дифференцированное закрепление. Можно организовать работу в группах. Часто мы видим в ходе такой работы, как в группе проявляют инициативу мотивированные учащиеся, а инертные так и остаются без дела. Это большое недостаток организации групповой работы. Как же изменить эту ситуацию? Можно формировать группы по уровням усвоения материала, когда каждая группа получает посильное задание. Но в таком случае есть опасность того, что группа слабых учащихся будет чувствовать себя ущемлённой. Чтобы избежать этого, можно всё-таки попытаться организовать работу в разноуровневой группе. Сильный учащийся при этом играет роль эксперта, который организует и оценивает работу. Учащиеся группы Б подают идеи, а учащиеся группы В выполняют воспроизводящие задания, отбирают или оформляют материал. Лучше таким ребятам предлагать практические задания. Так, например, в 10 классе по теме «Фразеологизмы. Обобщение» проводился урок-практикум. Ребята были разделены на разноуровневые группы. Каждая получила своё задание. В течение 15 минут группа работала с заданием, оформляла его. При этом эксперт

должен был наблюдать, чтобы участвовал каждый член команды. Во второй части урока группа

докладывала о результатах своей работы. Лучше, чтобы защиту работы выполняли ребята группы Б, а то и В. На этом этапе урока есть опасность, что остальные группы не будут слушать выступления, а будут продолжать готовиться к своему. Здесь важно остановить работу, нацелить на оценку работы

других групп, сообщив, что в конце урока будет небольшая работа по проверке усвоения материала. Также можно предложить оценить работу группы, задать дополнительные вопросы, самый интересный вопрос поощрить хорошей оценкой. Тогда в работу будут вовлечены все.

 

Перейдём к дифференцированному домашнему заданию. Этот вопрос наиболее изученный и внедрённый в практику. Есть несколько способов предложения домашнего задания. Первый – это

задание на выбор, о чём уже говорилось выше. Для воспроизводящего уровня предлагается работа по образцу, по алгоритму. Для конструктивного уровня – собрать материал, обобщить, составить таблицу, опорный конспект. Например, выбрать из произведения примеры на какое-то правило, составить диктант, дополнить таблицу примерами. Для творческого уровня творческое задание проблемного характера, мини-проект. Например, можно предложить изложить содержание параграфа в виде лингвистической сказки, сценария телепередачи, мультфильма.

 

Второй способ – работа с дифференцированными карточками. Здесь уже каждому учащемуся предлагается конкретная карточка с заданием. Часто такие карточки я создаю для анализа большого произведения по литературе. Это, например, карточки к изучению романов Л. Н. Толстого «Война и мир», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. Шолохова «Тихий Дон». Потом на уроке работа строится по этим заданиям. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать

небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А


для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Каждый ученик заранее знает, о чём его спросят, нет момента неожиданности, всё готовы, все получают положительные оценки. Ведь в нашей работе немаловажную роль играет ситуация успеха. Приведу пример карточек к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

Карточка №4В

 

Прочитайте портрет Элен. Какой вы её себе представляете? Какие ключевые слова в этом описании вы нашли? Что бросается в глаза? На что намекает этими деталями Л. Н. Толстой?

Карточка №8Б

 

Почему А. П. Шерер пугает Пьер? Чем он отличается от всех гостей салона?

 

Карточка №15А

 

Как равнодушие в разуму, рассудительности Ростовых отразилось в Николае?

 

Третий способ – групповая подготовка к уроку. Ребята объединяются в группы по интересам. Как правило, это разноуровневые группы, в которых есть капитан из группы А. Он распределяет задания, организует подготовку, проверяет, организует репетиции. Так, например, мы готовились к уроку- путешествию по календарю. Каждая команда «защищала» своё время года. Ребята группы В оформляли стол, делали костюмы, рисовали иллюстрации, участвовали в инсценировках. Ребята группы Б готовили выразительное чтение стихов, сочиняли сказки. Ребята группы А координировали работу, помогали в её выполнении.

 

Приведу пример карточек для групповой работы на уроке по повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка».

 

 Задание 1 группы.

 Художники

1.       Найти в тексте и приготовить выразительное чтение портретов героев: Черевика, Параски, Хиври, Грицко. Задание для ребят группы В*

2.       Нарисовать портреты этих героев в цвете, опираясь на текст. Попытаться отразить характер в портрете. Сзади на листе написать черты героя. Задание для ребят группы Б

3.       Почему автор изобразил их именно в этой цветовой гамме? Задание для ребят группы А


·         На выполнение задания отводится 15 минут. Учитывайте это!

·         Определитесь, кто будет рисовать какой портрет, кто будет читать описание внешности, кто будет выступать с устным ответом по выполненному заданию.

·         На выступление отводится 3 минуты. Уложитесь, пожалуйста!

 

Успехов вам!


 

 Задание 2 группы.

 Речеведы.

1.             Найдите и выделите в тексте реплики героев, характеризующие их (Хиврю, Параску, Грицко, Черевика) Задание для ребят группы В

2.             Составьте мини-словарь речи этих героев, заполнив листы. Задание для ребят группы Б


*  Текст, набранный курсивом, для учителя. На карточках детей его нет. Ребята сами распределяют, кто какое задание будет выполнять. Учитель может подсказать, скорректировать.


3.             Сделайте выводы из речи об их качествах характера. Задание для ребят группы А

4.             Какие поступки героев говорят об этих качествах характера? Коротко перескажите эти эпизоды.

Задание для ребят группы Б


 

·         На выполнение заданий отводится 15 минут. Учитывайте это!

·         Распределите, кто будет искать слова Хиври, кто Параски, кто Грицко, а кто Черевика, заполняя листы.

·         Кто-то пусть вспоминает эпизоды, характеризующие героев, и готовиться к их краткому пересказу.

·         На выступление отводится 3 минуты всем. Уложитесь, пожалуйста!

 

Желаем успеха!


 Задание 3 группы.

 Литературоведы.

1.       Перескажите кратко легенду о красной свитке. Задание для ребят группы В

2.       Как парубки использовали эту легенду в своих целях? Задание для ребят группы Б

3.       Над чем Гоголь смеётся в своей повести? Задание для ребят группы А

4.       Выделите в повести и подготовьте выразительное чтение описаний природы. Задание для ребят группы В

5.       Проанализируйте одно из описаний, заполнив карточки. Задание для ребят группы А


 

·                     На выполнение заданий отводится 15 минут. Учитывайте это!

·                     Распределите, кто будет выполнять какое задание.

·                     На выступление отводится 3 минуты. Уложитесь, пожалуйста!

 

Желаем удачи!

 

Ещё один способ – работа с одарёнными учащимися при помощи индивидуальных заданий. Для этих ребят 7-11 классов я составила карточки, которые готовят к олимпиадам по русскому языку. Они получают эти индивидуальные задания, я их проверяю, оцениваю, даю образцовый ответ. Для таких ребят у меня заведён особый журнал, где учитывается, сколько заданий, каких, на каком уровне было выполнено. Такая работа развивает интерес к урокам, повышает мотивацию учащихся, формирует глубокие лингвистические знания.

 

Вот пример карточек для учащихся 8 класса по русскому языку.

 

 Карточка №7

1.  Объяснить смысл фразеологизмов:

во всю ивановскую                                                                                                                         гол, как сокол                                                                                                                                                                                                                                                                                                на воре шапка горит                                                                                                                     

 

2.  Образовать форму множественного числа, родительного падежа от существительных:

Яблоко                                          

Апельсин                                                           Грамм                                                                        Баклажан                            Телёнок                      

Банан                                                                             

 

3.  Образовать форму множественного числа именительного падежа от существительных:


Длина                                                                 Толщина    

Ширина                                                                     Высота      Количество               

Качество                                                                         

 

 Карточка №18

1.  Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1)  — Да притом, — продолжал он, — и мужики-то плохие, опáльные (И. Тургенев. Два помещика);

2)    Но между тем какой позóр // Являет Киев осажденный?.. // Народ, уныньем пораженный, // Стоит на башнях и в стенах // И в страхе ждет небесной казни (А. Пушкин. Руслан и Людмила);

3)   — Росли вы под крылышком отца и учились на его счёт, а потóм сразу захватили синекýру, имея притом право работать, как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать (А. Чехов. Палата № 6).

 

Опальные                                                                                                                                           Позор                                                                                                                                                Синекура                                                                                                                                                           

 

2.  Соотнесите лингвистические термины с их определениями. Соедините соответствия стрелочками

 

1. Оксюморон

А. Слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка,

2. Тезаурус

Б. Повторение того же самого слова или слов с одним и тем же корнем в

микроконтексте.

3. Тавтология

В. Фигура речи, состоящая в соединении двух понятий, которые

противоречат друг другу, логически исключают одно другое.

4. Латинизм

Г. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

происхождение слова.

5. Этимология

Д. Словарь, отражающий словарный состав того или иного языка в

полном объеме.

 

Также для таких учащихся целесообразно давать задание выполнить краткосрочный или

долгосрочный проект. Проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Особый опыт у меня в организации групповых проектов. Ребята группы А собирают и обобщают теоретический материал, пишут сценарий. Ребята группы Б проводят социологический опрос, интервьюируют, обобщают сведения в виде графиков, диаграмм, делают выводы. Ребята группы В собирают иллюстративный материал, участвуют в инсценировках, оформляют результаты работы. Каждый получает задание к определённому дню. В этот день ребята отчитываются о проделанной работе, учитель вносит правки, даёт следующие задания. Так строится работа, которая часто занимает полгода. Но результат всегда превышает все ожидания. Всегда это интересная , практико- ориентированная работа. (Об опыте проектной деятельности можно прочитать в докладе «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы», а также на моём сайте в разделе «Проекты учеников»)

 

Пример карточек-заданий к проекту «Тенденция огрубления современного русского языка».

 

 Группа №1.

 «Теоретики»

 Состав группы

Соловьёва Ек. Джурик О. Серёгина М. Орлова Ю.

1.       Как влияет процесс демократизации на изменения в языке?

2.       Какие сферы языка затрагивает процесс? Задания:

·         Собрать и обобщить материал по этим вопросам, используя материалы библиотек, интернета (сроки 23.11-7.12)

·                                                         Составить полную версию доклада (сроки 8.12-15.12)


·                                                         Составить краткую версию доклада (сроки 16.12-23.12)

·                                                         Составить библиографию по теме (сроки 16.12-23.12)

Памятка «Как составлять библиографию»

Вы составляете список литературы, которую использовали при работе над докладом.

Список составляется в алфавитном порядке

Указывается автор с инициалами, название книги, её выходные данные Например:

Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990.

 

 Группа №3.

 «Социологи»

 Состав группы Галицкая К. Ланцова Джурик О. Зайцева

Как относятся к процессу разные возрастные группы? (Среднее звено в школе, старшее звено в школе, родители, бабушки и дедушки)

Задания:

·                                                         Составить вопросы анкеты (сроки 23.11-30.11)

·                                 Провести социологический опрос в школе и дома (сроки 1.12-7.12)

·                                                         Выявить процентное соотношение (сроки 8.12-15.12)

·                                                         Оформить исследование в виде диаграмм или графиков (сроки 16.12-23.12)

 

 Группа №4.

 «Художники»

 Состав группы

Галицкая Фадеева

Создание комиксов. Ход работы:

·         Сочинить короткую историю о неправильном использовании лексики, которое, например, привело к неправильному пониманию людей (сроки 23.11-7.12)

·                                 История должна быть смешной и интересной – это главное условие рассказа

·                                                         Изобразить историю в виде комиксов (сроки 8.12-23.12)

·                                 Необходимо придумать несколько комиксов, чтобы было, из чего выбрать

 

Для учащихся воспроизводящего уровня на уроках литературы можно использовать следующие приемы и задания: составление аннотации, тезисного плана или обычного плана, по тезисам раскрыть содержание темы, дополнить своими примерами. Можно составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритму, составить выставку книг по теме, сделать обзор выставки, поработать

с карточкой-информатором, дополнить ее своими примерами, составить каталог домашней

библиотеки и другие, посильные для этих детей. Учащиеся воспроизводящего уровня с успехом выполняют такие творческие задания: подобрать слайды к уроку, музыку, сделать монтаж

из видеоматериалов на определенную тему, составить конспект.

 

Для детей конструктивного уровня вполне посильны более сложные творческие задания: мини- интервью, взаимоопросы, составление сложных планов, схем, таблиц. Составление викторин, тестов для учащихся воспроизводящего уровня, рецензирование сочинений учащихся конструктивного уровня, создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нем. Учащиеся этого уровня хорошо справляются с таким заданиями, как подготовка вопросов для урока вопросов или уроков-консультаций, отвечают на вопросы учащихся воспроизводящего уровня.

 

Для учащихся творческого уровня, кроме перечисленных приемов, можно предложить такие, например, как ответ на поставленный проблемный вопрос, постановка отрывка драматического произведения с распределением ролей, сравнение произведений. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определенной теме, создать


психологический портрет по произведению изобразительного искусства. Интересными для ребят творческого уровня являются создание телепередач о поэте или писателе.

 

Теперь поговорим о контроле. Контроль также должен быть дифференцированным. Можно

предлагать работу на выбор, но при этом оговаривать, что вот за эту работу можно получить только

«3», за эту поставят «4», а вот за эту – «5», конечно, при условии хорошо выполненной работы. Можно составлять тесты и контрольные работы разного уровня. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же тесты на компьютере позволяют вернуться к

неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

 

Важнейшим способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию, является разнообразие жанров уроков, проведение нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и учителя неординарного, внимательного и творческого подхода. Можно провести самые разные формы нетрадиционных уроков в разных классах:

·         урок-концерт по басням И.А.Крылова,

·         урок-суд над Троекуровым по повести А.С.Пушкина «Дубровский» или над князем Игорем по

«Слову о полку Игореве»,

·         урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена или произведениям А. Грина, по календарю

·         урок-виртуальная экскурсия в Мелихово, в музей Грина, в пушкинский лицей,

·         урок-КВН «На заставе богатырской» после изучения былин,

·         урок-соревнование «Имя Числительное»,

·         интегрированные уроки (литература, изо, история, музыка) «Легенды и мифы Древней Греции», «Рождественская ночь, или Грёзы наяву» (по «Щелкунчику» Гофмана), «Судьбы крепостных актрис» и другие.

 

Использованная литература и источники.

 

1.     Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы. – М.: «Первое сентября», 2008.

2.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.

3.     Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2007.

4.     Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

5.     Селевко Г.К. Технологии развивающего образования.- М.: "Народное образование", 2005.

6.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. - М.:

«Сентябрь», 1996.

7.     Милейко Г. А. Уровневая дифференциация при обучении литературе в основной школе

8.     Яснова И. В. Индивидуально - дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе через использование ИКТ


 

9.    

Сообщение на заседании ШМО

Сообщение на заседании ШМО

Одной из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий

Одной из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий

Организация групповой работы на уроке и во внеучебное время (использование метода проектов в

Организация групповой работы на уроке и во внеучебное время (использование метода проектов в

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая…

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая…

К какому литературному роду ты отнесёшь жанр баллады? (

К какому литературному роду ты отнесёшь жанр баллады? (

Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы

Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы

Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны

Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны

Общая проверка усвоения материала; 2

Общая проверка усвоения материала; 2

Такие карточки посильны для учащихся

Такие карточки посильны для учащихся

Сделайте выводы из речи об их качествах характера

Сделайте выводы из речи об их качествах характера

Длина

Длина

Составить краткую версию доклада (сроки 16

Составить краткую версию доклада (сроки 16

Интересными для ребят творческого уровня являются создание телепередач о поэте или писателе

Интересными для ребят творческого уровня являются создание телепередач о поэте или писателе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022