Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
21.10.2017
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Стандарт включает в себя требования к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям их реализации, в том числе,кадровым, финансовым, материально-техническим и другими результатам освоения основных программ.ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Стандарт включает в себя требования к структуре основных образовательных программ и их объему, к условиям их реализации, в том числе,кадровым, финансовым, материально-техническим и другими результатам освоения основных программ.
подход.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза
Ивана Архиповича Докукина»
Дошкольное отделение №7 (1247)
Дифференцированный подход в
образовании дошкольника:
индивидуализация и гуманизация
педагогического процесса в условиях
ФГОС
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии
с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации». Стандарт включает в себя требования к структуре
основных образовательных программ и их объему, к условиям их реализации, в том
числе,кадровым, финансовым, материальнотехническим и другими результатам освоения
основных программ.
Основными принципами федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, разработанного на основе Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка,
являются :
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2) личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация
дошкольного образования).
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это
организация воспитательнообразовательного процесса с учётом индивидуальных
особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации
потенциальных возможностей каждого ребенка.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый
ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и
всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой
индивидуальности. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «воспитание не только должно развивать
ум человека и давать ему полный объем знаний, но и зажечь в нем жажду к серьезному
труду, без которого жизнь его не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное
в воспитании не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и
умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности
ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно
ориентированная модель в обучении – это прежде всего индивидуализация обучения,
создание условий для становления ребенка как личности.
Однако, в существующих условиях (большое число детей в группах, нехватка
квалифицированных кадров и др.) реализация индивидуального подхода сильно
затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей
детей возможно, только группируя детей по какимлибо из этих особенностей. Такой
подход часто называют индивидуальнодифференцированным, хотя по своей сущности он
соответствует просто дифференцированному. Дифференцированный подход занимает
промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем
коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие
дифференцированного подхода изучение межличностных отношений.
Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между
личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми.
При дифференцированном подходе педагог не занимается формированием личности с
заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и
соответственно развития личностных функций субъектов образовательновоспитательного
процесса. Предлагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении,
раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно
личностнозначимых и общественноприемлемых целей, самореализации и
самоутверждения. Дети являются не только, да и не столько объектом педагогического
воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его
саморазвитие. Основные правила использования индивидуальнодифференцированного
подхода:
работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого
ребенка, учитывать его индивидуальные качества.
необходим постоянный поиск способов коррекции поведения каждого ребенка.
успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно
влиять на развитие и воспитание других. Главная цель образовательной системы должно являться создание условий для развития
функционально грамотной личности человека, способного решать любые жизненные
задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания,
умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Взрослым необходимо учитывать и
поддерживать проявления индивидуальности в ребенке. Своим поведением воспитатель
показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят
замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие,
готовность помочь. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения
эмоционального и физического состояния людей, учит прочитывать эмоции, побуждает
детей замечать эмоциональное состояние окружающих людей и сверстников (обижены,
огорчены, скучают) и проявлять сочувствие и готовность помочь.
Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности,
побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает
нравственный опыт детей. Необходимо заложить основы личностной культуры: культуры
чувств, общения, взаимодействия, привычки доброжелательного, приветливого отношения
к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить (с помощью
воспитателя и самостоятельно) пути справедливого и гуманного разрешения возникающих
проблем.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно
воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию
личности. Гуманистические перспективы делают востребованными не только такие
качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и
прежде всего культурность, интеллигентность, планетарность мышления. Спецификой
гуманистического воспитания является создание условий для саморазвития и
самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Поэтому можно отметить, что одной из задач воспитателя становится побуждать
родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим
людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить
внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно
нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением
Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с
родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его
открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными
институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе
детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной
стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным,
гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с
другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и
ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное
партнерство взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное
на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных
отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего
законодательства.
Стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одна из которых:
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого возрастания каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром.
Создание условий для формирования гармоничной, физически здоровой, эстетически
развитой личности ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС – это
важнейшая проблема педагогический коллектив ДОУ .
Организация предметнопространственной среды – это главный аспект реализации
индивидуальнодифференцированного подхода к ребенку. Среда — одно из основных
средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметнопространственная среда не только обеспечивает разные виды
активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и лежит в основе
его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой
самообразования. Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее
отдельных элементов.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели
образовательного процесса: от усвоения «знанийуменийнавыков» к формированию
личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в
пассивной роли реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма
развития этих способностей.
При создании предметнопространственной среды групповых помещений необходимо
исходить из следующих факторов:
индивидуальных социальнопсихологических особенностей ребенка;
своеобразия его эмоциональноличностного развития;
индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;
любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей;
возрастных и полоролевых особенностей.
Рассмотрим, как каждый из этих факторов конкретизируется при построении предметно
пространственной среды.
Социальнопсихологические особенности детей дошкольного возраста предполагают
стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также
время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для
обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в
каждой возрастной группе созданы зоны для разных видов детской активности:
двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также
условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Учет индивидуальных особенностей эмоциональноличностного развития ребенка требует
проектирования своеобразных «зон приватности» — специальных мест, где каждый
ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, открытку, значки,
украшения, подарки от друзей и т.д. Большое значение придается организации выставок
фотографий детей и членов их семей.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей
дошкольников предметнопространственная среда обеспечивает право каждого ребенка на
любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусмотрено периодическое обновление материала и оборудования,
ориентированное на интересы разных детей.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих
способностей ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования,
поиска и экспериментирования с различными материалами. При этом используются
разнообразные конструкторы, природный и бросовый материал и т.д.
Учет возрастных особенностей ребенка требует при создании предметнопространственной
среды возрастнуюадресованность оборудования и материалов.
В целях учета полоролевых особенностей детей предметнопространственная среда
отвечает интересам как мальчиков, так и девочек.
В содержательном смысле образовательная среда включает в себя следующие компоненты,
определяющие ее развивающий потенциал и эмоциональное благополучие всех участников
образовательных отношений (В.А.Ясвин):
широта
интенсивность
осозноваемость
обобщенность
эмоциональность
доминантность
когерентность
социальная активность
мобильность
устойчивость.
Широта образовательной среды достигается путем проведения местных экскурсий, мини
походов, приглашение гостей и организации меняющихся тематических экспозиций.
Интенсивность образовательной среды характеризуется с точки зрения насыщенности
информационного воздействия, использования разнообразных форм воспитательного
воздействия, высокой активности и творчества детей.
Развивающая среда предполагает сознательную включенность всех участников
образовательный процесс, мотивированность и лояльность образовательной организации
всех субъектов образовательного процесса.
Обобщенность среды задается согласованным, стратегическим взаимодействием всех
участников образовательного процесса.
Эмоциональная включенность педагогов, неформальные элементы воспитательно
образовательного процесса, условия для свободного выражения детьми эмоций,
личностные отношения способствуют повышению развивающего потенциала
образовательной среды.
Доминантность определяется степенью значимости образовательной среды для участников
образовательных отношений по сравнению с другими источниками. Когерентность характеризует образовательную среду исходя из согласованности ее
различных компонентов, локальных пространств и взаимосвязи с определенными
социальными целями, например, когерентность патриотическим целям военно
патриотического клуба, где среда обеспечивает гармоничное присвоение социальных целей
развития.
Ориентация на изменения во внешнем окружении, гибкость в построении программ,
использование интегративных подходов и вариативных форм работы обеспечивают
образовательной среде мобильность
Еще одной характеристикой образовательной среды является устойчивость стабильность
во времени, низкая текучесть кадров, богатая история дошкольной образовательной
организации, сформировавшиеся традиции.
Пространственно предметный компонент среды – один из ключевых факторов
личностного развития. Индивидуализация и возрастная ориентация среды обеспечиваются
вариативностью образовательных программ, систематическим обновлением содержания
образования, ориентацией на научные знания в разных областях, всесторонней адаптацией
воспитанников в социальной среде. Расширение средового воздействия и сфер
коммуникации способствует дифференсации представлений о себе. Адекватная структура
«Я», в свою очередь, расширяет возможности ребенка для поиска благоприятных форм
взаимодействия, преодоления противоречий, возникающих в общении.
Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для безболезненной апробации в
социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребенка с
точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной
позиции. В игровом контексте взаимодействия повышается творческая активность не
только детей, но и взрослых, формируются позитивный настрой, условия для преодоления
внутриличностных и межличностных барьеров.
В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.
Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся
первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации
своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько
на внешний предмет, сколько на изображения действия как такового. Игра изнутри
мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную
направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребёнка.
Игровая среда является необходимым условием социального интеллекта детей, а
групповая сюжетноролевая игра дошкольной образовательной организации обладает
большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского
коллектива. Сюжетноролевая игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь
законы функционирования общества. Познавая социальную реальность, ребёнок
присваивает её в игре, включая в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения
и всесторонне исследуя содержания и формы общения людей. По мере расширения
коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.
Помимо социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития
индивидуализации и персонализации. Содержанием индивидуализации является обретения
ребёнком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности. Сущность
персонализации отражается в способности человека пользоваться многообразием
созданного мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности. Таким образом, реализация дифференцированного подхода в педагогическом процессе:
индивидуальность и гуманность в педагогических условиях в соответсвии с ФГОС ДОдаёт
возможность лучше организовать процесс обучения и воспитания, всестороннего развития,
лучше раскрывает способности детей и их личных качеств, что является проблемой
современного общества.
Список литературы:
Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и
1.
индивидуализации дошкольников. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения №8 «МЦФР» Москва,2014.
2.
Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход – Москва: Академия,2009.
3.
Комарова О.А.Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при
создании развивающей среды. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№10 «МЦФР» Москва,2014.
Сластенин В.А. и др. Педагогига, учебное пособие.М.: Издательский центр
4.
«Академия»,202.
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Дифференцированный подход в образовании дошкольника: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.