Дифференцированный урок с применением Google-технологий "Что нужно для того, чтобы победить" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни"). 5-й класс
Предмет Литература
Тема урока «Что нужно для того, чтобы победить?» (по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»)
Тип урока урок «открытия нового знания»
Цель урока достижение образовательных результатов
Деятельностная цель формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательная цель расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых знаний
Учебная ситуация 1) составить маршрут героя с использованием google карты;
2) написать развернутое высказывание (эссе) с использованием google таблицы.
Дифференцированный урок с применением Google-
технологий "Что нужно для того, чтобы победить"
(по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни"). 5-й
класс
Предмет
Литература
Класс
5
Тема урока
«Что нужно для того, чтобы победить?» (по рассказу Д.Лондона «Любовь к
жизни»)
Тип урока
урок «открытия нового знания»
Цель урока
достижение образовательных результатов
Деятельностная цель формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательная
цель
расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых знаний
Учебная ситуация
1) составить маршрут героя с использованием google карты;
2) написать развернутое высказывание (эссе) с использованием google таблицы.
Планируемые результаты
Личностный
результат
формирование духовнонравственных качеств обучающихся: любви к жизни,
способности преодолевать трудности, гуманизма, уважительного отношения к
культуре других народов; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир
Метапредметный
результат
умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать
и решать познавательную задачу на основе анализа информации
Предметный
результат
знание содержания рассказа, понимание авторской позиции, умение извлекать
необходимую информацию из художественного текста
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные
самоопределение, нравственноэтическая ориентация, способность к самооценке
своих действий, поступковРегулятивные
целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание
обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Познавательные
постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
свободная ориентация и воспроизведение текста художественного произведения
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение
правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку
зрения
Этапы урока
1. Мотивация к
учебной
деятельности
2.
Актуализация
знаний
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Рассаживаются
группами, слушают
фрагмент песни,
устанавливают связь
услышанной песни с
прочитанным
произведением,
настраиваются на урок.
Личностные:внимание, уважение к
сверстникам, самооценка готовности
к уроку; установление связи между
целью учения и её мотивом;
Регулятивные:самоконтроль,
мобилизация сил и энергии;
Коммуникативные:согласованност
ь действий со сверстниками,
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Мобилизуют свои знания
и жизненный опыт,
включаясь в диалог с
учителем. Отвечают на
проблемные вопросы.
Устанавливают связь
произведения с
обсуждаемыми
философскими
вопросами.
Познавательные: умение находить
и выделять необходимую
информацию, анализировать, умение
доказывать, осознанно и произвольно
выстаивать речевое высказывание в
устной форме;
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой выражать
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Психологический
настрой
обучающихся на
урок.
Звучит песня из
фильма «Земля
Санникова»
(«Призрачно всё в
этом мире
бушующем…»
А.Зацепин,
Л.Дербенёв, исп. О.
Анофриев).
Что значит
«жить»?
(дышать, видеть,
слышать,
существовать,
радоваться,
чувствовать,
любить, бороться,
страдать, быть
счастливым,
трудиться…) На
экране – кластер.
А.С. Пушкин
(«Элегия»): «Я
жить хочу, чтоб
мыслить истрадать…». Б.Л.
Пастернак («Быть
знаменитым
некрасиво»):
«Жить, думать,
чувствовать,
любить, свершать
открытья…»
А какой бывает
жизнь человека?
(лёгкой и трудной,
интересной и
скучной, яркой и
тусклой,
счастливой и
несчастливой,
достойной и
недостойной,
короткой и
длинной,
содержательной и
бессмысленной…)
Почему многие
люди в тяжёлые
минуты жизни
обращались именно
к рассказу Джека
Лондона «Любовь к
жизни»?
(В рассказе есть
ответ на вопрос:
что нужно для
того, чтобы
выжить, выстоять в
сложной жизненной
ситуации).Личностные:самоопределение,
побуждение к деятельности;
Регулятивные: умение составлять
плана и устанавливать
последовательность действий;
Самостоятельно
формулируют
цель урока.
Настраиваются на
групповую
исследовательскую
работу. Знакомятся с
учебной задачей, ищут
способы её решения.
3.
Целеполагание
и постановка
учебной задачи
Именно этот
вопрос является
темой урока: «Что
нужно для того,
чтобы победить?»
Что же будет
целью нашей
работы на уроке?
(Выяснить, что, по
Лондону, нужно
человеку для того,
чтобы победить
обстоятельства).
Сегодня мы будем
исследователями,
литературоведами.
Объект нашего
исследования –
текст рассказа.
Каждая группа (а
их 6) будет
работать над своим
минипроектом.
Ваши разработки
(планы, схемы,
таблицы) лягут в
основу книги «К
изучению рассказа
Д. Лондона
«Любовь к жизни».
Пособие для
учащихся».
(Группы получают
пакет с заданием)
Минипроект№1
«Экстремальная
ситуация»
1. Найдите в
словаре
определение слова
«экстремальный».
2. Докажите,
опираясь на текст,
что ситуация, в
которую попадает
герой,
экстремальная.
Составьте кластер.
3. ПриготовьтесьЛичностные: умение удерживать
учебную задачу
Познавательные:умение поставить
и решить проблему;
Регулятивные: умение ставить цель
и планировать деятельность,
обсуждать предметные способы
решения проблемы;
Коммуникативные: умение
сотрудничать в группе, находить и
собирать информацию; умение
слушать собеседника и вести диалог,
высказывать свою точку зрения,
правильно говорить
4. «Открытие
нового знания»
(построение
проекта выхода
из
затруднения).
Исследование
учебной задачи
в группах.
Проверка
умений,
полученных в
процессе
работы.
Учитель
консультирует
обучающихся,
оказывает
необходимую
помощь.
После выступления
каждой группы
задаёт вопросы и
подключает к
обсуждению класс.
1 гр.
Какие испытания,
на ваш взгляд,
наиболее
серьёзные,
мучительные для
героя?
(предательство,
голод…)
2 гр.
Почему у героя
нет имени?
(это неважно:
главное – его
качества; человек
может жить в
любой стране, в
любое время. Это
проблема
общечеловеческая.)
3 гр.
Итак, кроме
внешних
обстоятельств, с
чем ещё
приходилось
бороться герою?
(с собственным
страхом,
отчаянием с
самим собой!)
4 гр.
Какова роль
пейзажа в рассказе?
(помогает понять
Работа в группах:
находят нужную
информацию,
анализируют текст,
систематизируют
материал, создают
образовательный
продукт, готовят
выступление.
Выступление
представителей групп.
1 группа представляет
кластер, куда включает
следующий
материал: экстремальна
я ситуация (голод, холод,
боль, предательство
Билла,
одиночество,
неизвестность, волки,
поединок с волком,
встреча с медведем и
др.)
2 группа защищает
кластер такого
содержания: борьба за
жизнь (ест ягоды, корни
трав, ловит пескарей,
отказывается от золота,
пытается поймать
куропатку, бережёт
спички, разводит костёр,
кипятит воду, готов
сразиться с медведем,
побеждает волка)
3 группа составляет
план икомментирует
следующий материал:
«выражение страха в
глазах»,
«пересилил страх»,
«собрался с духом», «не
обращал внимания на
боль», «с отчаянной
решительностью», «стало
страшно», «с отчаянием
опустился на землю,
заплакал», «плакал безнастроение героя,
его душевное
состояние, смену
чувств).
5 гр.
С какой целью в
рассказе дан образ
Билла?
(Чтобы
противопоставить
ему героя,
высветить его
достоинства и
подчеркнуть
трагизм положения.
В рассказе звучит
мотив
товарищества,
человеческого
братства. В
экстремальных
условиях Севера
люди способны
выжить, только
освободившись от
эгоизма,
жестокости и
недоверия к друг
другу).
6 гр.
Что ещё можно
добавить к
сказанному?
слёз», « сотрясаясь от
рыданий», «ему хотелось
жить», «было бы глупо
умереть после того, что
он перенёс»
4 группа находит
описания природы
(«тускло светило
солнце», «густой туман»,
«беспредельная,
страшная пустыня»,
«серое море мхов»,
«серые валуны»,
«страшные дни дождей и
снега», «щедрое солнце
лило свои живительные
лучи, напитывало теплом
его жалкое тело» и др.) и
доказывает, что пейзаж
помогает понять
душевное состояние
героя.
5 группа представляет
таблицу с содержанием:
для героя характерны
следующие движения
души: просьба, мольба,
страх, отчаяние,
надежда, горечь,
разочарование, «Билл его
бросил, но он не возьмёт
его золота». Билл
труслив, эгоистичен,
слаб, жаден.
6 группа составляет
памяткуинструкцию: не
поддаваться панике, не
бросать друга в беде,
ориентироваться по
солнцу, запоминать
направление движения,
обходить хищных зверей,
питаться ягодами.
грибами, корнями трав,
рыбой, беречь спички,
любить жизнь и бороться
за неё.Личностные: осознание
обучающимися практической и
личной значимости результатов
урока;
Обучающие отвечают:
мужество, стойкость,
упорство, сила воли и
духа, любовь к жизни.
Может помочь
настоящий друг.
Необходимо суметь
преодолеть страх,
болезнь, боль от
предательства, голод,
холод, одиночество,
отчаяние.
Выбирают одну из тем,
записывают её в тетрадь.
5. Рефлексия.
Итог урока.
6. Домашнее
задание
Продолжите
предложение:
«Чтобы выстоять в
трудной
жизненной
ситуации и
победить,
нужны…»
Мы с вами создали
рабочие материалы
для нашего
пособия «К
изучению рассказа
Дж.Лондона
«Любовь к
жизни». Оно
пригодится вам для
написания
сочинения.
Спасибо за работу!
Написать
сочинение на одну
из тем:
1. Любовь к жизни
способна победить
смерть.
2. Никакое золото
не стоит
человеческой
жизни.
3. Что такое
дружба?
4. Главное –
оставаться
человеком.
5. Роль пейзажа в
рассказе.
6. Что нужно для
того, чтобы
победить?
Задание
Составить маршрут героя с использованием googl карты.
Сделать соответствующие выводы с использованием googl таблицыВыполнение (анализ
деятельности, пути
достижения
планируемых
результатов
Выполнение
Анализ деятельности
Учащиеся работают с
информацией,
полученной от учителя
на сайте и заносят в
google таблицу
Анализируя таблицу и
маршрут героя,
учащиеся сравнивают
свои схемы и делают
выводы.
Поиск информации в Интернете развивает
навыки информационно поисковой
деятельности.
Работа в Googl таблице позволяет учащимся
знакомиться с деятельностью друг друга,
позволяет сравнивать и оценивать найденную
информацию. Это дает возможность учиться
работать группе, учитывая мнение других членов
команды.
Формируются и развиваются навыки и умение
отстаивать собственное мнение, способность
аргументировать свою точку зрения по поводу
произведения искусства
Работа с Googl таблицей позволяет учителю
следить за работой учащихся онлайн и
добавлять свои комментарии к мнению детей.
Инструменты, критерии
оценивания результатов
деятельности
Каждое сообщение
заносится в Google
таблицу и оценивается
по следующим
критериям:
Наличие собственной
точки зрения 4б
Умение грамотно
выстроить аргументы
5б