Динамическая афазия
Оценка 5

Динамическая афазия

Оценка 5
pptx
17.10.2021
Динамическая афазия
динамическая афазия.pptx

Динамическая афазия Выполнили:

Динамическая афазия Выполнили:

Динамическая афазия

Выполнили:
Афанасьева Ксения Михайловна
Балыбина Наталья Анатольевна
Беляева Анна Петровна
Гришина Наталья Евгеньевна
Талаева Татьяна Владимировна
Тимошенко Мария Васильевна



2021

Афазия— это системное нарушение уже сформировавшейся речи

Афазия— это системное нарушение уже сформировавшейся речи

Афазия— это системное нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры и «ближайшей подкорки (по выражению А. Р. Лурии) головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.

Афазия

Существуют различные классификации афазий

Существуют различные классификации афазий

Существуют различные классификации афазий. В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии.
Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга. Она вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).
Афферентная моторная афазия. Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
Акустико-мнестическая афазия — в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.
Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения.Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения.
Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической проявляется в затруднении называния предметов, и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

Типы афазий

Нарушение регулирующей функции речи, то есть больной не может построить внутренний план высказывания, и реализовать его во внешней речи, произнести фразу или длинный текст

Нарушение регулирующей функции речи, то есть больной не может построить внутренний план высказывания, и реализовать его во внешней речи, произнести фразу или длинный текст

Нарушение регулирующей функции речи, то есть больной не может построить внутренний план высказывания, и реализовать его во внешней речи, произнести фразу или длинный текст. При данной форме афазии страдает грамматический строй речи, отличительной особенностью является трудность в определении, понимании и актуализации (воспроизведении) глаголов, а также предлогов, местоимений, существительные, как правило, употребляются в именительном падеже, характерно употребление шаблонных фраз.

Динамическая афазия

Впервые синдром динамической афазии описал

Впервые синдром динамической афазии описал

Впервые синдром динамической афазии описал Карл Клейст в 1934 году. Он подчёркивал, что при этой форме афазии страдает только спонтанная речь. Позднее этой темой занимался А. Р. Лурия. Он отмечал, что при данной форме афазии главным образом нарушена развернутая спонтанная речь, при возможной сохранности моторного и сенсорного звена. Она может проявляться в легкой степени или же экспрессивная речь совсем распадается.
Школа А. Р. Лурии полагает, что в данном случае, в роли первичного дефекта выступает распад внутренних динамических схем, которые управляют развёртыванием во времени речевых и двигательных программ. Как считал А. Р. Лурия, всё это наблюдается при поражении премоторной зоны коры левого полушария. В первую очередь происходит распад внутренней речи, которая лежит в основе развёрнутого речевого высказывания (сначала составляется внутренний план высказывания, а затем его реализация, произношение фразы или текста).
При данной форме афазии наблюдается дефект построения активной речи, как устной, так и письменной, трудности понимания определённых видов текстов, выполнение некоторых мыслительных операций. Страдают те виды речи, для построения которых требуется составление внутреннего плана, развёрнутая монологическая речь, устная и письменная, понимание достаточно длинных, сложных текстов и их пересказ. Больные с динамической афазией не могут произвольно выстраивать высказывание, у них страдает грамматический строй речи, в первую очередь затруднено понимание и актуализация предикатов (глаголов), а также предлогов, местоимений, они чаще употребляют существительные в именительном падеже, характерно употребление шаблонных фраз. Если динамическая афазия проявляется в грубой форме, то больные не способны построить элементарное высказывание, на любые вопросы дают односложные ответы, в них стараются максимально повторить слова вопроса, либо вообще отказываются отвечать. Наблюдается дезавтоматизированность понимания сложных речевых структур, т.е. больному необходимо проговаривание фразы или внешняя помощь в виде разъяснения, особого интонирования текста при чтении и т.д.
Синдром динамической афазии в рамках школы отечественной нейропсихологии впервые был описан А.Р.Лурией, теперь этот термин принят и используется и некоторыми западными учеными. Динамическая афазия возникает при поражении префронтальной области левого полушария головного мозга.

Локализация: поражение отделов мозга, располагающихся спереди от зоны

Локализация: поражение отделов мозга, располагающихся спереди от зоны

Локализация: поражение отделов мозга, располагающихся спереди от зоны Брока, и дополнительной речевой «зоны Пенфилда» (задних отделов первой лобной извилины).

Динамическая афазия

нарушение внутренней речи, и прежде всего ее предикативности. Центральный механизм:

нарушение внутренней речи, и прежде всего ее предикативности. Центральный механизм:

нарушение внутренней речи, и прежде всего ее предикативности.

Центральный механизм:

нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного развернутого высказывания. Центральное нарушение:

нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного развернутого высказывания. Центральное нарушение:

нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного
развернутого высказывания.

Центральное нарушение:

Нарушение продуктивной, активной речи проявляется в: 1) замещении активной, продуктивной речи речевыми шаблонами, стереотипами; 2) нарушении предикативности речи: в речи больных мало глаголов (или отсутствуют…

Нарушение продуктивной, активной речи проявляется в: 1) замещении активной, продуктивной речи речевыми шаблонами, стереотипами; 2) нарушении предикативности речи: в речи больных мало глаголов (или отсутствуют…

Нарушение продуктивной, активной речи проявляется в:
1) замещении активной, продуктивной речи речевыми шаблонами, стереотипами;
2) нарушении предикативности речи: в речи больных мало глаголов (или отсутствуют совсем), короткая «рубленая» фраза, длительные паузы между словами.
Отсутствие в речи интонационных оттенков, нарушения просодики.
Все это протекает на фоне сохранности повторения называния, понимания речи.
Нарушается активная развернутая устная и письменная речь при сохранении автоматизированной, повторной, простой диалогической речи.
Чтение и письмо как сенсомоторные акты сохранены.

Клиническая картина:

 синдром гипомимии, гиподинамии, снижения общей психической и двигательной активности в сочетании с трудностями выхода за пределы репродуктивной речи к ее активной форме. Нейропсихологическая картина:

 синдром гипомимии, гиподинамии, снижения общей психической и двигательной активности в сочетании с трудностями выхода за пределы репродуктивной речи к ее активной форме. Нейропсихологическая картина:

 синдром гипомимии, гиподинамии, снижения общей психической и двигательной активности в сочетании с трудностями выхода за пределы репродуктивной речи к ее активной форме.

Нейропсихологическая картина:

Нарушается коммуникативная функция речи из-за нарушения таких ее свойств, как активность, намеренность, эмоционально-выразительная функция

Нарушается коммуникативная функция речи из-за нарушения таких ее свойств, как активность, намеренность, эмоционально-выразительная функция

 Нарушается коммуникативная функция речи из-за нарушения таких ее свойств, как активность, намеренность, эмоционально-выразительная функция.
Из видов речи страдает устная экспрессивная форма (спонтанная) и внутренняя. Такие формы речи, как повторная, номинативная остаются сохранными.
Сохранно письмо и чтение.
Наиболее отчетливо при динамической афазии выступает нарушение монологической речи и развернутого диалога. Активная фраза замещается
употреблением неразвернутых фразеологических оборотов, снижается употребление глаголов, местоимений, прилагательных, деепричастий,
увеличивается употребление вводных слов, союзов.
Речевые средства при динамической афазии более сохранны, чем при остальных формах афазии, о чем свидетельствует сохранность письменной речи.

Психологическая картина:

Спонтанная речь при грубой степени выраженности речевого нарушения: Спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике штампов разговорного характера

Спонтанная речь при грубой степени выраженности речевого нарушения: Спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике штампов разговорного характера

Спонтанная речь
при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Спонтанная речь практически отсутствует, за исключением отдельных упроченных в прежней речевой практике штампов разговорного характера. При произнесении этих стереотипных штампов не обнаруживается каких-либо произносительных трудностей.
Интонационная картина отличается разнообразием.
 Речевая активность низкая.
Часты эхолалии.
 Нуждаются в стимулировании к речи извне.
при средней степени выраженности речевого нарушения:
Состоит из коротких фраз, однообразных по синтаксической структуре.
Имеется аграмматизм “телеграфного стиля”.
В целом высказывание выглядит бедным, однообразным по интонированию. Часто встречаются речевые штампы как разговорные, так и профессиональные.
Словарный запас без резких ограничений.
Произносительных дефектов не отмечается.
Речевая активность низкая. Преобладает диалогическая речь. Отмечаются эхолалии.
при лѐгкой степени выраженности речевого нарушения:
Достаточно развернута, но отличается обеднением со стороны логических построений и стереотипностью синтаксической структуры.
У некоторых больных встечаются аграмматизмы «согласования».
 Произносительные трудности не выявляются.
 Речевая активность ниже нормы.
Эхолалии возникают в основном «на утомлении».

Речевой статус

Автоматизированная речь при любой степени выраженности речевого нарушения: Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи

Автоматизированная речь при любой степени выраженности речевого нарушения: Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи

Автоматизированная речь при любой степени выраженности речевого нарушения:

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи.
Обратная автоматизированная речь сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления.

Повторная речь при грубой степени выраженности речевого нарушения: Носит в основном характер эхолалий

Повторная речь при грубой степени выраженности речевого нарушения: Носит в основном характер эхолалий

Повторная речь

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Носит в основном характер эхолалий.
Повторяемые слова и фразы, как правило, не осмыслены.
Выражены персеверации в виде «добавочной» речевой продукции

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Опережает остальные виды речевой деятельности, однако также включает эхолалии и не всегда достаточно осмыслена.
Имеются «вставочные штампы».
 Просодическая сторона речи невыразительна.

при лѐгкой степени выраженности речевого нарушения:
В целом сохранена, за исключением отдельных эхолалий «на истощении».

Диалогическая речь при грубой степени выраженности речевого нарушения: Практически отсутствует

Диалогическая речь при грубой степени выраженности речевого нарушения: Практически отсутствует

Диалогическая речь

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Практически отсутствует.
 Отвечают словами «да» или «нет», а также используют в качестве ответов отдельные междометия.

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Возможно участие больных в диалоге, однако ответы стереотипны, преобладают речевые штампы.

при легкой степени выраженности речевого нарушения:
В целом сохранена, но отмечается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросноответных форм речи.

Называние при грубой степени выраженности речевого нарушения: Возможны отдельные номинации обиходных предметов

Называние при грубой степени выраженности речевого нарушения: Возможны отдельные номинации обиходных предметов

Называние

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Возможны отдельные номинации обиходных предметов.

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Без грубых нарушений. Однако предметный словарь существенно
превосходит глагольный.

при легкой степени выраженности речевого нарушения:
Называние в общем сохранено.  

Составление фразы по сюжетной картинке при грубой степени выраженности речевого нарушения: Больные не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке

Составление фразы по сюжетной картинке при грубой степени выраженности речевого нарушения: Больные не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке

Составление фразы по сюжетной картинке

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Больные не в состоянии составить фразу по сюжетной картинке.

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Возможно составление простой фразы по сюжетной картинке. У некоторой части больных преобладают ошибки во флексиях, предлогах и других элементах высказываний.

при легкой степени выраженности речевого нарушения:
Больные справляются с конструированием фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текста при грубой степени выраженности речевого нарушения: Пересказ практически невозможен

Пересказ текста при грубой степени выраженности речевого нарушения: Пересказ практически невозможен

Пересказ текста

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Пересказ практически невозможен.

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Пересказ осуществляется больным чаще всего в форме ответов на вопросы или по очень подробному плану. При этом обнаруживается явная «привязанность» ответов к синтаксической модели вопроса.

при легкой степени выраженности речевого нарушения:
В общем больные справляются с пересказом текста, однако выражены
трудности конструирования сложных фраз.
 Встречаются отдельные аграмматизмы.

Понимание речи при любой степени выраженности речевого нарушения: 

Понимание речи при любой степени выраженности речевого нарушения: 

Понимание речи

при любой степени выраженности речевого нарушения:
Понимают речь не полностью, главным образом из-за истощения внимания.
Иногда выражено непонимание грамматически сложно построенной речи.
 Отмечаются явления «псевдоотчуждения смысла слова» из-за трудностей включения в задание.  

Состояние функции чтения при грубой степени выраженности речевого нарушения: Чтение доступно, но характеризуется искажениями, вызванными персеверациями, приводящими к «застреванию» на отдельных словах и невозможности переключиться…

Состояние функции чтения при грубой степени выраженности речевого нарушения: Чтение доступно, но характеризуется искажениями, вызванными персеверациями, приводящими к «застреванию» на отдельных словах и невозможности переключиться…

Состояние функции чтения

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Чтение доступно, но характеризуется искажениями, вызванными персеверациями, приводящими к «застреванию» на отдельных словах и невозможности переключиться на следующие.

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Чтение как функция сохранено, однако имеются явления «застревания» на отдельных фрагментах текста, пропуски слов и целых словосочетаний.
 Понимание читаемого существенным образом нарушено.

при легкой степени выраженности речевого нарушения:
Чтение сохранено, но понимание прочитанного не совсем полное из-за
недостаточности функции внимания.

Состояние функции письма при грубой степени выраженности речевого нарушения: Письмо отдельных букв и простых слов в большинстве случаев доступно больным

Состояние функции письма при грубой степени выраженности речевого нарушения: Письмо отдельных букв и простых слов в большинстве случаев доступно больным

Состояние функции письма

при грубой степени выраженности речевого нарушения:
Письмо отдельных букв и простых слов в большинстве случаев доступно больным.
При списывании или письме под диктовку сложных слов и фраз больные допускают ряд искажений, в основном в виде пропусков и персеверативных «добавок» элементов текста.
 Письмо «от себя» практически недоступно из-за общего снижения речевой активности.

при средней степени выраженности речевого нарушения:
Письмо под диктовку относительно сохранено. Нет грубых нарушений звуко-буквенного состава слова.
Письмо «от себя» ограничено стереотипными речевыми конструкциями.
Имеются ошибки персевераторного характера.

при легкой степени выраженности речевого нарушения:
Письмо как функция не страдает. Однако имеются определенные особенности письменной речи: бедность формулировок, их стереотипность, недостаточная степень развернутости.  

Образцы речи лиц с динамической афазией

Образцы речи лиц с динамической афазией

Образцы речи лиц с динамической афазией

Рассказ больного по сюжетной картинке:
-Цветы…Мальчик…Грибы…Тут карашо… Девочка… Землянику…черт возьми…глаголов нет… (по Цветковой Л.С.)

Рассказ больного по сюжетной картинке:
- Вот … у хозяина была курица … и золотые яйца … и он ее убил… вот (по Лурии А.Р.).

Динамическая афазия может быть диагностирована с помощью составления рассказа по сюжетной картине, составления рассказа по серии картинок, изложения прочитанного отрывка текста, сочинения на заданную тему

Динамическая афазия может быть диагностирована с помощью составления рассказа по сюжетной картине, составления рассказа по серии картинок, изложения прочитанного отрывка текста, сочинения на заданную тему

Динамическая афазия может быть диагностирована с помощью составления рассказа по сюжетной картине, составления рассказа по серии картинок, изложения прочитанного отрывка текста, сочинения на заданную тему. При этом больному доступно повторение фонем, слов и фраз, называние, воспроизведение упроченных речевых штампов (поговорки, стихотворные строчки, речевые стереотипы), сохранна рядовая речь (они могут перечислять дни недели и месяцы, считать от одного до десяти).

Диагностика

Составление плана рассказа с помощью серии последовательных картинок

Составление плана рассказа с помощью серии последовательных картинок

Составление плана рассказа с помощью серии последовательных картинок
Предоставление больному словарика переходных фраз, куда входили формулировки типа «однажды», «когда», «в то время как» и т. д.
Составление картотеки-плана.

Восстановления динамики речи и мышления:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021